13..15 С
Давление: 736..738 мм рт.ст.
Ветер: Южный 5 м/с
 
94.0922
100.5316
 
Последнее обсуждаемое
 

В галерее "Х.Л.А.М." работает выставка трех воронежских художников // Берег

04 декабря 2013 года 23:30
 

Когда-то в репертуаре театра кукол "Шут" значился спектакль под названием, вынесенным в заголовок этого материала. Его режиссер-постановщик, незабвенный Валерий Вольховский, сопоставив законы существования людской цивилизации и мира насекомых, сумел рассказать театральным языком удивительную историю-притчу, наполненную глубоким философским смыслом.

Выставка под названием "Вне поля зрения", открытая на днях в галерее современного искусства "Х.Л.А.М.", тоже показывает насекомых "крупным планом" и во взаимодействии с прочим миром - живым и не живым. Судя по аннотации, философская подоплека экспозиции - также отнюдь не на последнем месте. Недаром при взгляде на нее воскрес в памяти легендарный спектакль Вольховского. Прекрасное и безобразное

Евгения Ножкина, Егор Астапченко, Сергей Ряполов. Три молодых воронежских художника составили экспозицию из очень разных работ, которые традиционными (в обывательском понимании термина) никак не назовешь.

Объекты Евгении Ножкиной - самая зрелищная, на мой взгляд, составляющая выставки. Потому как не только самая яркая в смысле палитры и форм, но и самая эмоциональная. Это, показалось мне, очень по-женски: придать объемным, гипертрофированным, по-театральному увеличенным "тушкам" бабочек, пауков и червяков эдакую животную трепетность, теплоту, телесность, мягкость. А иной раз и характер: смотришь на Жениного клопа-черепашку - и начинаешь подозревать, чего в следующую минуту ждать от этого тряпичного монстра, покушающегося на твой диктофон… Ну, и кроме всего прочего, создания Ножкиной очень милые - в акцентированной своей неуклюжести и прелестной неловкости. Сразу вспоминаешь о единоначалии безобразного и прекрасного.

Гигантским произведениям Евгении отдан целый галерейный зал - и поделом: прием работает на создание именно мира, населенного мелким "народцем" - со своими причинно-следственными связями, войнами, открытиями, неожиданностями, обретениями и казусами.

- Это близкий к мифологическому тип познания и осмысления мира, построенный на чувственном отношении к нему, - прозвучало на открытии. - Человек здесь еще не выделяет себя из природы, а самим природным объектам приписывает человеческие черты и свойства. В этом мире царит мистическая связь между предметами. Изображая насекомое, автор как бы устанавливает незримую связь с изображаемым объектом.

Есть контакт!

Сама художница не скрывала искренней симпатии к созданиям, явившимся прототипами ее пчелок, комаров и прочей ползающей братии.

- Хотелось показать мир насекомых с другой, необычной стороны, - пояснила Евгения. - Обычно они вызывают у людей неприятие и даже отвращение. Так сложилось исторически: заводятся насекомые в доме - человек старается всячески избавиться от них. Вывести, убить, затоптать. А рассматривать нежелательных "соседей" - на это времени нет; только в глубоком детстве, когда интересно абсолютно все, ребенок пристально разглядывает букашек-таракашек.

Короче: авторы выставки сочли необходимым дать зрителям время и место для неспешного общения с насекомыми, которые в нашей повседневности находятся "вне поля зрения". Возможно, кто-то - уже в реальной, не выставочной жизни - войдет с этими, незаслуженно обиженными нашей холодностью "тварями" в душевный контакт. Ведь их столько - выбирай не хочу!

- Я в основном останавливалась на насекомых, знакомых всем и каждому с пеленок: божья коровка, бабочки и так далее, - говорит Евгения. - А масштаб крупный взят как раз для того, чтобы лучше их рассмотреть. И понять, насколько они красивы и страшны одновременно. Специально не листала никаких книжек по зоологии: скорее хотелось донести свои ощущения и воспоминания об этих существах, чем зафиксировать их фактическую анатомию. Ведь поведение насекомых еще интереснее, чем их "устройство". Разные насекомые в одних и тех же условиях ведут себя по-разному. И очень жаль, что это остается вне поля нашего зрения.

Наследие русского конструктивизма

Егор Астапченко, сын известных воронежских мастеров Юрия и Тамары Астапченко, напрямую по родительским стопам не пошел. Изящные бронзовые скульптурки папы и реалистичная живопись мамы если и вдохновляют его, то, судя по всему, не на творческие подвиги. В экспозицию Егор поместил "линейные трансформации проекций насекомых, которые подобны визуальным образам, попавшим на зрительную кору головного мозга". Это, как вы понимаете, цитата из пресс-релиза - видимо, авторское объяснение авторской же концепции. Весьма небезынтересной: конструкции Астапченко, при всей их умозрительности, привлекают некой внутренней "пружинностью", способностью остановить зрительское внимание не только на поверхности работы, но и на ее "подложке". Ведь под поверхностью определенно что-то таится.

- Егор Астапченко, на первый взгляд, совершает попытку окончательной культивации насекомых, превращая их в схемы, которые при необходимости можно разобрать на детали и потом снова собрать, - звучит мнение аналитика. - Здесь человек, скорее, противопоставляет себя природе. Делает ее предметом своей работы. Такой подход к познанию мира, безусловно, роднит работы Егора Астапченко с философией и наукой Нового времени.

Дальше следует уточнение: "чертежи насекомых, несмотря на кажущуюся механистичность, вовсе не являются самозаводящимися машинами, напоминающими часовой механизм". Художник обращается к наследию русского конструктивизма, использует архитектурные методы, проекты и модели. Отсюда следует, что в "Х.Л.А.М.е" он демонстрирует платонические идеи, поданные в виде схем и чертежей.

С одной стороны - суховато. С другой - отсекается все лишнее.

Техника выговаривания

Сергею Ряполову приходится "верить на слово": он представлен текстовыми выкладками - естественно, тематическими. "Крылатые насекомые ворошатся в куче гниющих яблок, личинки жуков-оленей безмятежно укутываются в дубовую древесину, мебельные точильщики внушают тикающий ужас…" Похвалим автора за лексическую оригинальность (раскованность), лежащую в основе сочинений, рассматриваемых как "результат и конечная цель гносеологической деятельности человека" (это еще раз пресс-релиз). По Хайдеггеру, который говорил, что язык - это дом бытия, Ряполов это самое бытие и старается выговорить. В конце концов, чисто теоретически техника выговаривания - такой же полноправный инструментарий творчества, как образность, метафоричность и так далее.

Если о том, чем в контексте выставки в "Х.Л.А.М.е" видятся сочинения Ряполова лично мне - здесь наблюдается перекличка с мнением директора галереи Алексея Горбунова.

- Я сомневался в этой выставке в смысле стилистической совместимости двух залов: первый, где размещены объекты Евгении Ножкиной, никак, казалось бы, не совместим со вторым, представляющим схематичное творчество Егора Астапченко, - поделился Алексей Юрьевич. - Чувственный подход и формальный, минималистичный - что может их связывать? Оказалось - текстовые фрагменты Сергея Ряполова. А вообще каждый смотрит на эту выставку по-своему: один видит здесь исключительно биологию-зоологию, другой - социальную подоплеку.

Я, признаться, разделяю видение "одного": да, это такая занимательная, фантазийная, требующая зрительского соучастия зоология. Но она сама по себе - философия…

Источник: Анна Жидких
Газета "Берег"
  4560



Добавить комментарий

Ваш комментарий
Ваше имя
Ваш E-mail
 

Другие сообщения

Приобщение к высокому искусству
Главный театральный фестиваль страны объявил на прошлой неделе имена новых обладателей премии "Золотая маска", самой "урожайной" точкой среди регионов оказалась Пермь. Однако федеральные специализированные издания и критики в очередной раз подчеркнули: на пьедестале снова оказались "столичные дома", хотя "Маска" ратует за поддержку театров в регионах и их "равноправие на театральной карте страны".
Воплощенную героиню романа Толстого "Воскресение" Катюшу Маслову обычно обсуждают "отлипшие" от экранов телефонов школьники. И это, пожалуй, настоящая победа театра
Погрузиться в мир сказочных образов, которые объединяет стихия воды, предлагает художник и тату-мастер Валерия Ханина. Ее персональная выставка "Соль и вода" открылась в художественном салоне "Арт Коллекция".

© 2011 - 2024 Агентство информации "ФАКС".
Копирование информации размещенной на сайте, без активной гиперссылки на источник - запрещено.

Создано в студии "Алекс"