11..13 С
Давление: 741..743 мм рт.ст.
Ветер: Южный 0 м/с
 
92.3660
99.5299
 
Последнее обсуждаемое
 

Галерея современного искусства "Х.Л.А.М." отпраздновала шестилетие существования // Берег

09 января 2014 года 21:18
 

Создатели и почитатели "Х.Л.А.М.а" каждый январь отмечают не только общечеловеческие Новый год, Рождество и иже с ними. В ряду любимых праздников этих замечательных людей - день рождения единственной в Воронеже галереи современного искусства; приходится он на 5-е число.

В 2014-м "Х.Л.А.М.у" стукнуло шесть лет, и, конечно, "отследил" он это радостное событие в собственных гостеприимных стенах. Как всегда - при избранном "кворуме" авторов и зрителей. В продуманных до тонкостей "декорациях". С непременными примочками-прибамбасами, отвечающими стилистическому "кредо" галереи. Без помпезного подведения итогов и бравых рапортов; не ради них, что характерно, появился на свет.

Странное соседство

Встретились по случаю друзья-товарищи - на мощной эмоциональной волне. Хлопнули по одноразовой рюмашке - кто сока, кто чего покрепче. Посмотрели ностальгическое смешное кино, послушали живую музыку, поговорили о том о сем со всей приятностью - вот вам содержание торжества.

"Х.Л.А.М." - он и в роли именинника "Х.Л.А.М.": где еще традиционная наряженная елочка обрадуется соседству с гигантским картонным дядей? Конкретно - Даниилом Хармсом работы, как выяснилось, молодого, но маститого Ивана Горшкова? Скульптура (из ранних) поражает (того, кто видит ее впервые) реалистичностью. И со всей определенностью говорит о том, что ее автор, знакомый зрителю по чудовищно деформированным сущностям, далеко не всегда идентифицируемым, в совершенстве владеет знаниями и навыками классического толка. Это - к вопросу о том (задаваемому и мной в том числе), умеют ли, вообще говоря, рисовать современные художники. Ответ: если они художники - да, умеют.

Празднование не шибко отличалось от рабочей встречи: "Х.Л.А.М." - гарантия не только интересного и полезного времяпровождения (с точки зрения знакомства, естественно, с современным искусством), но и душевного общения. Как, однако, ни крути, именно творческая составляющая деятельности галереи позволила набрать ей заслуженный авторитет за не очень долгую, по меркам социокультурных шаблонов, жизнь. Правда, в нашем случае необходима оговорка: само по себе существование (да притом успешное) галереи современного искусства в глубоко почвенном Воронеже - явление из разряда парадоксов. Что подтверждают известные события последних месяцев ушедшего года, начиная с презентации доклада "Воронежский пульс", призванного, напомним, послужить основой для кардинальных реформаций в местной культурной сфере.

Маленькая жизнь

К слову, руководитель проекта Эдуард Бояков почтил день рождения "Х.Л.А.М.а" собственным присутствием - и это симптоматично. Основатель галереи, бессменный ее директор Алексей Горбунов озаботился проблемой появления свежей струи в воронежской культуре задолго до материализации в наших палестинах "команды экспертов" под началом Боякова. И грамотно (а главное, интересно для простого смертного) эту проблему решил - на пару с художественным руководителем "Х.Л.А.М.а", художником Сергеем Горшковым. В результате имеем впечатляющее "итого": в анамнезе галереи - выставки как молодых воронежцев-актуалистов, так и признанных мастеров современного искусства, наработавших мировую известность. Александр Флоренский, Андрей Бильжо, Ирина Затуловская, Леонид Тишков… Перечисленные имена - навскидку; при желании звездный перечень можно продлить. Чего же при таком раскладе ждать от "Х.Л.А.М.а" дальше?

- Возраст у нас - предпенсионный, - оригинал Сергей Горшков верен себе. - Шесть лет изо дня в день работаем, устраиваем, продвигаем. За это время появилось целое поколение художников, которые начинали выставляться в "Х.Л.А.М.е", помогали тут что-то делать, а теперь стали совершенно самостоятельными. Знаменитыми, известными и успешными. Вот и чувствуешь, что прошла целая эпоха.

- Ты хочешь сказать, что пора галерее "свернуться"? Мавр сделал свое дело?

- Конечно, сделал! Недаром ведь по следам "Х.Л.А.М.а" вышло в люди некое питейное заведение с таким же названием - где-то на Плехановской.

- Плагиат?

- Ну почему плагиат? Алексею Юрьевичу прислали оттуда вежливое письмо с благодарностью: "Спасибо за воспитание интеллигентной публики". Которая приходит не только выпивать, но и говорить об искусстве. И когда наблюдаются такие последствия работы галереи - кажется, что ты столетний, вековой дед. Которому пора на пенсию. Знаешь, как о ней мечтают советские люди? Вот выйду на пенсию, пойду на рыбалку ходить…

Пример - другим наука

- Это называется зрелость!

- Да. А если серьезно - нам пора подумать о некой трансформации; меняться ж - нужно! Вместе со временем. Чтобы быть более современными.

- А в чем именно меняться?

- Ремонт можно сделать, например. Сменить стены. Публику другую приглашать сюда.

- Чем же сегодняшняя не угодила?

- Слишком все у нас по-домашнему. В теперешнем положении нужно быть более официальными: мы ведь, как члены правительства, должны оказывать влияние на умы. Нам нужны телохранители, в конце концов, всевидящая охрана…

Вот так всегда: шутки шутит Горшков или всерьез "впаривает" - поди разберись.

Запад им поможет?

Не могла я, разумеется, не спросить об "именинных" ощущениях и директора "Х.Л.А.М.а" Алексея Горбунова.

- На мой взгляд, самым важным последствием шестилетней работы галереи стал факт широкого употребления в Воронеже термина "современное искусство", чего раньше не было, - не скрыл удовлетворения Алексей Юрьевич. - А теперь этот термин употребляется разными людьми, с разным настроением и разным значением. Ну, и косвенное, юмористическое последствие деятельности "Х.Л.А.М.а" заключается в том, что месяц назад в Воронеже, в арке так называемого "красного гастронома" действительно открылось злачное место - бар под названием "Х.Л.А.М.". Где можно пить водку до шести утра. Заведение молниеносно, со слов директора, привлекло гуманитарную молодежь и творческую интеллигенцию. Я расцениваю это тоже как результат нашей работы.

- А как же присвоение бренда?

- Не могу сказать, что мне это очень нравится. И что очень огорчает - тоже, собственно говоря, не могу. Просто надеюсь, что у людей хватит ума не путать нас с баром.

- Сергей Горшков сказал, что "Х.Л.А.М.у" нужно меняться. Это ваши совместные соображения?

- Не совсем понимаю, о чем идет речь. Я - сторонник более радикальных выставок, нежели Сергей Иванович. Тактика у нас с ним разная: есть вещи, которые он предлагает, а для меня они неприемлемы. Хотя шагов ему навстречу я делал немало - в плане компромиссов… Насчет же каких-либо перемен, предсказать которые невозможно - я сегодня услышал известие о том, что наши ребята, молодые художники, заразились Западом. Ну, "заразились" - это обычное дело, а суть в том, что они считают: надо работать именно там. Потому что - сколько можно ждать признания в Воронеже? В России вообще?..

Голый экзистенциализм

Рассказал Алексей Юрьевич и о ближайших планах галереи. Уже в этом месяце в "Х.Л.А.М.е" откроется фотовыставка воронежца Кирилла Савельева. А в феврале зрителю предложат оценить творчество Андрея Кузькина - московского ортодоксального автора, который в одночасье заковал в глухие металлические короба все свое имущество. От паспорта до нижнего белья и состриженных под ноль волос.

- Ящики его - философская, конечно, вещь, - рассуждал Алексей Юрьевич. - Я был в мастерской Кузькина, видел, что там происходит. После того как он наглухо заварил все, что у него было, остался голым. Обмылся в тазике, ему дали майку - и жизнь началась сначала… Я был поражен: иному человеку нужны вагоны, чтобы все свое сгрузить в одну кучу, а тут - пятьдесят девять ящиков. Открыть которые, согласно воле хозяина, можно только через двадцать девять лет.

- Чем же он рисовал, если все орудия производства похоронил?

- Иной раз - кровью. Он экзистенциальный художник. Становится, где хочет, на голову - и растет… Представляете, он в стеклянном кубе в Брюсселе лежал на спине голым! И на каждом кусочке его тела по латыни были написаны названия смертельных болезней. Страшно же!

- Жуть! Но у нас он не собирается голым лежать?

- Нет, у нас не собирается.

Источник: Анна Жидких
Газета "Берег"
  4828



Добавить комментарий

Ваш комментарий
Ваше имя
Ваш E-mail
 

Другие сообщения

Приобщение к высокому искусству
Главный театральный фестиваль страны объявил на прошлой неделе имена новых обладателей премии "Золотая маска", самой "урожайной" точкой среди регионов оказалась Пермь. Однако федеральные специализированные издания и критики в очередной раз подчеркнули: на пьедестале снова оказались "столичные дома", хотя "Маска" ратует за поддержку театров в регионах и их "равноправие на театральной карте страны".
Воплощенную героиню романа Толстого "Воскресение" Катюшу Маслову обычно обсуждают "отлипшие" от экранов телефонов школьники. И это, пожалуй, настоящая победа театра
Погрузиться в мир сказочных образов, которые объединяет стихия воды, предлагает художник и тату-мастер Валерия Ханина. Ее персональная выставка "Соль и вода" открылась в художественном салоне "Арт Коллекция".

© 2011 - 2024 Агентство информации "ФАКС".
Копирование информации размещенной на сайте, без активной гиперссылки на источник - запрещено.

Создано в студии "Алекс"