16..18 С
Давление: 749..751 мм рт.ст.
Ветер: Юго-Восточный 2 м/с
 
93.4409
99.5797
 
Последнее обсуждаемое
 

Воронежцы увидели "Сон в зимнюю ночь" // Берег

15 января 2014 года 21:42
 

Японцы говорят, что канун праздника лучше самого праздника. Не знаю, этим ли соображением руководствовались кураторы выставки под названием "Сон в зимнюю ночь" московский художник Денис Крючков и ректор ВГАИ, режиссер Эдуард Бояков, предлагая воронежской публике неординарное зрелище. Но на креативную преамбулу к основному мероприятию - ежегодному Рождественскому благотворительному балу - оно явно претендовало.

Надо сказать - не без оснований, и причин тому - несколько. Во-первых, на подступах к старому Новому году выставочная деятельность Воронежа замирает, как правило: предновогодние экспозиции уже обнародованы и благополучно продолжают работать. Свежих предложений не поступает; на этом фоне любое ноу-хау оказывается не просто востребованным зрителем, но и горячо обсуждаемым в прессе. Что и требовалось…

Кураторский дуэт

Предприимчивые устроители убили сразу двух зайцев: выставка стартовала в один из последних дней декабря-2013, но после каникул "приросла" несколькими яркими событиями, вписанными в ее рамки. Тем не менее, "во-первых" (удачно найденные временные границы "Сна…") определенно меркнет перед "во-вторых" и так далее…

Рождественский бал в здании областного правительства - дело привычное. Но чтобы современное (то есть априори спорное, не принимаемое большинством) искусство освоило "сановные" интерьеры - это нонсенс. С каким знаком? Каждый, кто видел выставку, волен решать для себя, на уровне же общественного сознания тут важна концепция. А она - уважаема, подкреплена серьезной мотивацией: многие выставочные экспонаты стали в итоге лотами благотворительного аукциона. И значит, поспособствовали тому, чтобы несколько конкретных детских судеб сложились счастливо. Овчинка, получается, стоит выделки. Ну а если о творческой стороне дела говорить…

Содержание выставки определялось, что естественно, эстетическими пристрастиями кураторов. Про Эдуарда Боякова в этом разрезе мы уже знаем, а кто такой Денис Крючков - пояснял пресс-релиз. Согласно ему, московский художник - весьма активный деятель: так, недавно Денис сотоварищи представили проект "Тетрактис" в рамках специальной программы Пятой Московской биеннале современного искусства на культзаводе "МосХаос". Эту "безграничную инсталляцию", в игровой форме объединившую выставку с клубным мероприятием, образовательную инициативу с ремесленной практикой, эксперты признали одной из самых интересных на биеннале.

А к столетию "Дягилевских сезонов" по приглашению французского правительства именно Денис Крючков в соавторстве с Олегом Куликом и Гермесом Зайготтом создавали спектакль "Vespro della Beata Vergine" ("Вечерня Деве Марии") на ораторию Клода Монтеверди для легендарного парижского театра Шатле - одного из самых красивых театров Франции. Здесь начинались "Русские сезоны", здесь блистала великая балерина Анна Павлова.

Расширить кругозор

На пресс-конференции, предшествовавшей открытию выставки, Эдуард Бояков оговорился, что современными художниками считает всех, кто занимается творчеством в наше время. Пусть люди придерживаются разных воззрений, включая эстетические, но вечных ценностей никто не отменял. Любовь и прочие человеческие чувства - всему голова. А Денис Крючков особо радовался синтезу современного искусства с "губернаторским дворцом". И его, этого искусства, сочетанию с традицией (в экспозицию вошли работы известного воронежского живописца Евгения Щеглова и графика из Тамбова Павла Золотова, авторов сугубо академических).

"Воронеж - хороший город, - сделал нам комплимент Денис. - Думаю, здесь оценят наши предложения". Которые, по замыслу кураторов, рассчитывали, кроме всего прочего, на расширение местного кругозора и обучение недалеких воронежцев. Тех же, кто учиться не собирался, участники пресс-конференции просили не проявлять агрессии по отношению к представленным образцам современного искусства. И если что непонятно - спрашивать. Благо вопросы можно было адресовать не только куратору (Бояков в один из дней работы выставки самолично проводил экскурсию по ней), но и авторам экспонатов. Кто же они (кроме вышеупомянутых традиционалистов) - сеятели разумного, доброго, вечного?

Основатель художественного сообщества "Россия", занимающегося разработкой новых живописных практик, график Сергей Ануфриев считается классиком московского концептуализма. Серия его работ "Плерома" экспонировалась в Лондоне на коллективной выставке "RussianWIBE". Рекламный плакатист Юрий Балашов в конце 80-х работал художником в Зеленом театре у Стаса Намина. В 1992 году уехал в Америку. В 1996 году получил премию "Грэмми" за оформление диска Фрэнка Заппы.

Заслуженный художник Украины Иван Гапоченко выставлялся в Воронеже не впервые, а по осени даже принимал участие во втором академическом пленэре в Острогожске, посвященном 175-летию со дня рождения Ивана Крамского.

На все руки

Воронежцы Иван и Сергей Горшковы, равно как и Илья Долгов, прекрасно известны нам и без "Сна…". У этих авторов - своя, причем довольно массовая, аудитория. В которую, касаемо первых двух имен, вхожу и я: скульптуры Горшковых - это всегда и мысль, и эмоция, и нестандартный ход.

Заслуженный художник России, член-корреспондент Российской академии художеств и МОСХа, профессор кафедры рисунка и живописи Московского государственного института печати им. И. Федорова Андрей Дубов руководит секцией живописи Творческого союза художников России. Нынешний москвич Гермес Зайготт - художник, музыкант, перформер, поэт - долгие годы провел в Америке. Он - создатель и дирижер "Оркестра неизвестных инструментов" (О.Н.И.), один из основателей творческого объединения "Газгольдер", автор музыки к спектаклям по текстам Веры Полозковой и Владимира Сорокина. А Владимир Мартынов приобрел авторитет в первую очередь как композитор и теоретик, хотя неоднократно участвовал в серьезных выставках и различных художественных проектах.

Портретист, скульптор, график, автор инсталляций, член Московского Союза художников Андрей Митенев - сокуратор проекта "Кочевой Музей Современного Искусства". А столичные авторы Сергей де Рокамболь и Анна Николаева реализуют себя в стиле, который специалисты называют абстрактным. Или - мета-концептуализмом. К 300-летию Петербургского университета де Рокамболь построил на его территории классический парфянский "Лабиринт-300", на фестивале "Архстояние-2010" де Рокамболь и Николаева соорудили коллаж из трех больших лабиринтов - художественную интерпретацию реально существующей зодиакальной структуры.

Чем бы дитя ни тешилось?

Самый именитый участник воронежской выставки - Зураб Церетели, которого представлять без надобности. Что же касается Дениса Крючкова - он, перформер и продюсер, не только "наш" куратор. Но и создатель движения "Сатурналии" и творческого объединения "Газгольдер". А многовариантный Олег Кулик не единоВ­жды "засветился" как автор-исполнитель одиозных прилюдных акций. Как-то: изображение лающей собаки, за которую себя выдавал абсолютно голый художник, стоя (вернее, перемещаясь) на четвереньках и бросаясь под ноги изумленным прохожим. Разумеется, он - москвич…

В Воронеже, однако, эпатажный Кулик ничего запредельного не показал: его выставочная работа оказалась вполне целомудренной. Как и написанные на шторах иконы Зайготта. Очевидно, тема - Рождество во всех его чудесных проявлениях - обязывала. Хотя общий антураж - как бы "неотесанные" этюдники с экспрессивной живописью в соседстве с фрагментами неопознанного индустриального пейзажа и пр. - напоминал о том, что в массы вышло искусство не простое, но - современное.

В ряду "добавок" к изобразительному ряду "Сна.." - его поэтическое (стараниями воронежских поэтов) и музыкальное обрамление. Последнее, в частности - усилиями молодого музыканта из Терновки Ивана Сухарева. В пространстве выставки звучали народные песни и композиции его сочинения под аккомпанемент старинных инструментов. Гитара, гудок, калюка, гусли вкупе с безыскусным вокалом органично вписались в стилевую эклектику проекта. А закрытие выставки сопроводил концерт молодых воронежских музыкантов Acid Intelligence Дмитрия Ходневича и Антона Шевченко, пояснивших, что их кислотная "музыка для тех, кто уже перерос чтение книг Альберта Хоффмана и безудержные вечеринки и готов наполнить свою жизнь чем-то более интеллигентным…"

Источник: Оксана Мишина
Газета "Берег"
  4946



Добавить комментарий

Ваш комментарий
Ваше имя
Ваш E-mail
 

Другие сообщения

Приобщение к высокому искусству
Главный театральный фестиваль страны объявил на прошлой неделе имена новых обладателей премии "Золотая маска", самой "урожайной" точкой среди регионов оказалась Пермь. Однако федеральные специализированные издания и критики в очередной раз подчеркнули: на пьедестале снова оказались "столичные дома", хотя "Маска" ратует за поддержку театров в регионах и их "равноправие на театральной карте страны".
Воплощенную героиню романа Толстого "Воскресение" Катюшу Маслову обычно обсуждают "отлипшие" от экранов телефонов школьники. И это, пожалуй, настоящая победа театра
Погрузиться в мир сказочных образов, которые объединяет стихия воды, предлагает художник и тату-мастер Валерия Ханина. Ее персональная выставка "Соль и вода" открылась в художественном салоне "Арт Коллекция".

© 2011 - 2024 Агентство информации "ФАКС".
Копирование информации размещенной на сайте, без активной гиперссылки на источник - запрещено.

Создано в студии "Алекс"