10..12 С
Давление: 748..750 мм рт.ст.
Ветер: Юго-Восточный 3 м/с
 
92.5919
100.2704
 
Последнее обсуждаемое
 

Закулисные откровения воронежского кукольника // Берег

16 января 2014 года 20:36
 

И без специальных исследований очевидно: есть в Воронеже театралы, которые ходят в театр кукол "Шут" прицельно на Михаила Мальцева. Потому что спектакли с участием заслуженного артиста РФ (количество не взялся сосчитать и он сам) не врут. Где Мальцев - там правда чувства и живой человек. Ради которых, собственно, и лезет из кожи вон театральное искусство.

Этот отрадный факт не остался незамеченным воронежской и российской критикой. Победы в номинации "Лучшая мужская роль" (иной раз - второго плана) в местных театральных конкурсах "Событие сезона" и на статусных театральных фестивалях, включая международные - в активе этого артиста. Который, как правило, играет в одном спектакле сразу несколько ролей - и на все образы хватает красок.

Не быт, но бытие

Опыт, конечно: на сцене Михаил Мальцев - без малого 40 лет. Все эти годы отданы единственному театру: воронежскому кукольному. И кому, как не артисту со столь солидным стажем и высочайшим уровнем профессионализма, уместно задать вопрос:

- Михаил Иванович, что такое театр кукол в вашем понимании?

- Вообще любой театр - зрелище. Шоу, как сейчас говорят. Во все времена он был выразителем настроения средних слоев населения. Конкретно же кукольный - особая разновидность театра, древнее-древнее искусство, отчасти схожее с сатирой: юмор преломляется в сатирический образ, который и передает кукла. Близок театр кукол и к эстраде, и к драматическому театру, и к цирку, и к буффонаде. К любому, одним словом, представлению, несущему свою мысль и свой заряд эмоциональной энергии. Кроме того, театр кукол всегда философичен. Потому как малые формы, малые знаки, малые контуры предполагают, что их воздействие будет дополняться воображением.

- Разве философия и воображение - родственники?

- А как же! Иногда даже чисто визуальный образ куклы может произвести потрясающее впечатление - в плане миропонимания, поиска общей философской формулы. Частная ситуация, действие, отдельная сцена способны - именно через куклы, декорации - дать философское осмысление жизни. Зрителя, который видит своими глазами, как, скажем, кукла теряет голову от любви или горит со стыда, может посетить настоящее озарение. Потому что театр кукол решает проблему не быта, а бытия.

- Ничего себе категории…

- Искусство театра кукол только на первый взгляд кажется очень доступным. Но в то время, когда задача почти всех прочих "зрелищ" - рассмешить людей, мы ставим иную цель. Добиваемся того, чтобы зритель задумался о состоянии своей души.

Знак равенства

- Хорошие спектакли, понятно, учат зрителя. А артиста - тоже?

- Психологи говорят, что человек учится воспринимать мир до пяти лет. Позже происходит лишь интерпретация той информации, которую он успел накопить. А знания - это другое. Здесь имеет смысл сказать о том, что хорошие спектакли, как и любое настоящее искусство, формируют думающую личность. То есть - как думающего зрителя, так и думающего артиста.

- Спектакли воронежского "Шута", особенно для взрослых, отличаются тем, что актеры работают и как кукловоды, и как драматические артисты - в живом плане. Как интереснее действовать на сцене - через куклу или "вживую"?

- По Библии, Бог создал Адама, потом из его ребра - Еву. А они смастерили куклы. Я, разумеется, не хочу сказать, что артист нашего театра в чем-то равен Богу. Но когда он берет куклу - делает ее живой. Соответствующей каким-то заданиям режиссера, нужным параметрам. Органично накладывает это соответствие на слово, текст - и получается образ, который завораживает. И не отпускает ни на секунду. Безусловно, важна идея: ради чего все это вообще? Ответить очень просто, и, в то же время, сложно… А что интереснее - кукла или живой план? Я, кажется, уже ответил.

- А роли какие больше привлекают? Те, в которых нужно максимально перевоплощаться? Или те, которые как-то пересекаются с личными качествами?

- От личных качеств никуда не денешься. От внешнего идет переход к внутреннему. Отношение - согласно задаче режиссера - к роли, к образу, к действию; такие слагаемые и дают нужную сумму, правильное решение. Плюс, конечно, все мы любим немножко покривляться - не без того.

- Если вспомнить фразу Дмитрия Быкова о том, что "русский читатель ждет от литературы прикосновения к язве", то чего, на Ваш взгляд, ждет зритель от театра?

- Все того же прикосновения все к той же язве; это очень верная идея. Кино и театр предлагают зрителю суметь рассмотреть себя - на сцене, на экране. Мы ведь в повседневной жизни себя не замечаем, особенно - неприглядные качества собственной личности. Барашек, съев цветок, не заметит, что уничтожил не просто травку, а розу. Которую кто-то поливал, за которой кто-то заботливо ухаживал. И если на спектакле в сознании человека вспыхнет маленькая искорка - вот, мол, в чем тут дело! - театр свою задачу выполнил. Для этого, по-моему, люди туда и идут. Ждут мудрого слова и мудрого действия, которые тронут душу и сердце.

- То есть, между литературой и театром можно поставить условный знак равенства?

- Обязательно. Правда, раньше мы читали книги, а сейчас почти никто настоящей литературы не читает.

Билетик найдется

- Знаю, что "Маленький принц", с аншлагами идущий уже много сезонов, для Вас, артиста, который практически "весь вечер на манеже", - особенный спектакль. С чем это связано?

- Когда соприкасаешься с вечным - обязательно открываешь для себя что-то новое. В тридцать лет видишь одно, в сорок - другое, в пятьдесят - третье. А в мои шестьдесят с хвостом комбинируешь эти первое, второе и третье - в результате получается очень мудро и очень значимо. Хотя наш "Маленький Принц" - трудный. Все, кто работает в этом спектакле, отмечают, что после него, в других постановках, играть намного легче. Изначально было интересно и с профессиональной точки зрения: как сказать текст Экзюпери, неоднозначный в плане трансляции в зал, так, чтобы тебя слушали?.. Я на "Маленьком принце" учусь. Учусь быть естественным, убедительным, выразительным.

- Можно сказать, что этот спектакль - из разряда тех, которые обеспечивают артисту какое-то движение вперед?

- Точно. После него меняется философия жизни - вернее, ее понимание. А раз меняется у меня, то, наверное, и у зрителей. Хотя, конечно, к любому спектаклю нужны свой подход, своя подготовка.

- Дети, основная аудитория театра, - народ непосредственный. Наверняка были какие-то неожиданные реакции на то, что происходит в спектакле…

- Основа нашей работы - живой человек на сцене. Живой! Если актер дарит зрителю свою энергетику - зритель в долгу никогда не остается. Особенно - зритель маленький. Вот был случай - все на том же "Маленьком Принце". На сцене появился Лис и сказал другому персонажу: "Здравствуй!". И ребенок из зала ему ответил в том же тоне и тем же "Здравствуй!". До этого момента, час с лишним, в зале была полная тишина. И вдруг такая реакция - естественная и искренняя!

- Предоставляю Вам право закончить нашу беседу.

- Я всегда заканчиваю одним и тем же. Рассказываю, что периодически снится мне сон: на проспекте Революции, рядом с нашим театром, где сидит металлический Бимка, полно народу. Конная милиция никого в театр не пускает, а все рвутся: нет ли лишнего билетика?.. Просто очень хочется, чтобы люди толпами к нам приходили - и задавали этот вопрос. И билетик, конечно же, найдется - для того, кто захочет быть сопричастным магии театральных представлений.

Источник: Сергей Попов
Газета "Берег"
  5104



Добавить комментарий

Ваш комментарий
Ваше имя
Ваш E-mail
 

Другие сообщения

Приобщение к высокому искусству
Главный театральный фестиваль страны объявил на прошлой неделе имена новых обладателей премии "Золотая маска", самой "урожайной" точкой среди регионов оказалась Пермь. Однако федеральные специализированные издания и критики в очередной раз подчеркнули: на пьедестале снова оказались "столичные дома", хотя "Маска" ратует за поддержку театров в регионах и их "равноправие на театральной карте страны".
Воплощенную героиню романа Толстого "Воскресение" Катюшу Маслову обычно обсуждают "отлипшие" от экранов телефонов школьники. И это, пожалуй, настоящая победа театра
Погрузиться в мир сказочных образов, которые объединяет стихия воды, предлагает художник и тату-мастер Валерия Ханина. Ее персональная выставка "Соль и вода" открылась в художественном салоне "Арт Коллекция".

© 2011 - 2024 Агентство информации "ФАКС".
Копирование информации размещенной на сайте, без активной гиперссылки на источник - запрещено.

Создано в студии "Алекс"