13..15 С
Давление: 736..738 мм рт.ст.
Ветер: Южный 5 м/с
 
94.0922
100.5316
 
Последнее обсуждаемое
 

В Южной Америке отплясывают воронежскую "Калинку" // Берег

16 января 2014 года 20:36
 

Факт из разряда неопровержимых: воронежские таланты востребованы отнюдь не только на родине. Многие наши творческие земляки успешно трудятся за рубежом, прославляя родной город на иноземных континентах. Как это делает, к примеру, заслуженный работник культуры РФ, руководитель детского танцевального образцового ансамбля "Росинка" воронежской ДШИ N10 Нина Тарасенко, в прошлом году побывавшая в Уругвае.

Нина Павловна посещала Уругвай не как турист - как профессионал экстра-класса. Уже, между прочим, в четвертый раз - и с одной и той же благой целью: передать опыт тамошним артистам, научить их искусству русского танца. В общей сложности визит растянулся на четыре месяца. А состоялся по просьбе российского посольства в Монтевидео.

В поисках счастья

Событие, ради которого на сей раз "выписали" чиновники российского специалиста - столетие уругвайского города Сан-Хавьер, который основали… воронежцы! Для подготовки к празднованию юбилея танцевального коллектива "Калинка" и приезжала Тарасенко в Южную Америку.

- С "Калинкой" я работаю с 2007 года, - рассказала Нина Павловна. - Этот коллектив Сан-Хавьера - гордость Культурного центра имени Максима Горького, при котором он существует. Там занимаются 50 человек от трех до сорока лет, в репертуаре - русские народные танцы.

- Как наследие отцов-основателей?

- Конечно! Первая группа переселенцев из нескольких районов юга России, конкретно - Воронежской и Ростовской областей, триста семей со всем своим скарбом, ведомые бобровским уроженцем Василием Лубковым, прибыли в Уругвай в 1913 году - приплыли на пароходе. Обосновались в департаменте Рио-Негро, основали там поселение Сан-Хавьер. Этот город посейчас - единственный на Южном полушарии, более половины жителей которого - выходцы из нашей страны.

- А по какой причине "лубковцы" отправились искать счастья за океаном?

- Здесь их притесняло царское правительство - за принадлежность к религиозному течению, известному под названием "Новоизраильская община". И Лубков, будучи духовным наставником "новоизраильтян", взялся найти землю, на которой община могла бы беспроблемно существовать. Связывался с представителями различных организаций из США и Канады, но не смог с ними договориться. А однажды узнал, что президент республики Уругвай приглашает иммигрантов любого происхождения - с целью сельскохозяйственного освоения обширных территорий, призванного обеспечить быстрый экономический рост страны. Лубков уладил необходимые формальности - и приехал с общиной в Уругвай.

Райские кущи

- Представляю, как непросто было воронежским людям адаптироваться к американскому быту…

- Поначалу им действительно очень трудно пришлось. Зима 1913 года выдалась на редкость дождливой и холодной. Рассказывают, что переселенцы рыли окопы - с тем чтобы, расстелив там матрасы, укладывать спать своих маленьких детей. Но трудиться наши земляки умели. Василий Лубков сформировал из членов общины бригады, которые строили дома по типу русских изб; основным стройматериалом была глина. Другие переселенцы ловили рыбу, собирали ягоды и фрукты; добыча распределялась поровну между всеми. А на землях, расчищенных от деревьев и кустарников, сеяли зерновые культуры. Почва была очень плодородной, урожай поспевал быстро. Так все и пошло, можно сказать, в гору: через несколько месяцев после прибытия переселенцы уже считали осваиваемые земли своей колонией, которой дали имя Офир. Синоним слова "рай".

- Просто какое-то идеальное общество! Наверняка люди не только работали, но и развлекались с душой…

- Они очень тесно общались между собой, часто собирались у кого-либо дома. Устраивали танцы под аккордеон, играли в различные игры. По домам расходились под утро… Почти сразу после основания поселения построили русские бани; правда, ходить туда имели право только мужчины.

- Талантливым руководителем, видимо, был Лубков.

- Да, и, тем не менее, в двадцатые годы "подчиненные" выразили недовольство "командиром". Лубкова, возомнившего себя чуть ли не царем, обвиняли в злоупотреблениях властью и финансовых махинациях. В результате он решил вернуться в Россию. И в 1926 году, получив разрешение правительства СССР, отправился с немногочисленными единомышленниками в обратный путь. Прибыл в Ростовскую область, там поселился. А погиб в сталинских лагерях; подробностей история не сохранила.

Как это есть по-русски

- Зато остался Сан-Хавьер - с такими-то традициями…

- Это совсем небольшой городок - всего две тысячи жителей. Но у него есть собственный флаг и гимн. И я горжусь тем, что именно воронежцы привезли туда свою культуру. В том числе - культуру быта; подсолнечное масло, например, появилось в Уругвае благодаря нашим землякам. Как? Они взяли ссуду в Монтевидео, приобрели на нее семена подсолнечника - и засеяли ими поля. Приехала комиссия - посмотреть, как использованы выданные финансы - и сильно ругалась. "Мы вам дали деньги на зерно, а вы цветов насажали"… Ось телеги, которая изначально ездила на не поворачивающихся колесах - тоже воронежский вклад в жизнь Латинской Америки. Да много чего интересного…

- А до наших дней потомки тех переселенцев дотянули?

- Да. Самой старшей из них, Нине Ивановне - 84 года. Хорошо говорит по-русски, что само по себе - подвиг: во времена хунты за знание русского языка людей ставили к стенке. Но сейчас, начиная с 2008 года, ситуация меняется: Министерство образования Уругвая развивает, скажем так, русскую линию. Каждый год по договоренности с нашим посольством из России в Уругвай приезжает преподаватель русского языка.

- Давайте вернемся к "Калинке".

- Участники коллектива считают меня своим руководителем, так везде и объявляют. А вообще этот ансамбль - лучший среди 86 уругвайских коллективов разной направленности. Кроме русского танца, артисты "Калинки" любят украинский, но все-таки в приоритете - наше национальное творчество. Причем я ставлю именно воронежские танцы. Стараюсь, чтобы номера выглядели максимально колоритно. В этом году выделили деньги на ткани и машинку - сшила всем танцорам воронежские народные костюмы. Настоящие, полноценные.

- Сама?

- А что тут особенного? Я все сама шью. А уж русские костюмы - с особым удовольствием!

Ритуальное чаепитие

- Где и как часто "Калинка" выступает?

- Очень часто - и на самых разных мероприятиях. Коллектив очень востребован. Причем не только в Уругвае, но и в Аргентине, которая - совсем рядом.

- С работой примерно ясно, а с бытовой стороной вашего проживания там как дело обстояло?

- Мне сняли дом, полностью благоустроенный. Поначалу возили туда еду, но потом я решила готовить сама.

- Национальные блюда приходилось пробовать?

- Конечно. Там главное кушанье - мясо; асадо называется. Это приготовленные на углях хребет животного, внутренности. Часто готовят копченые колбаски chorizos - тоже на открытом огне. И все это подается - в ресторанах, других местах общественного питания - на горящих углях же; довольно эффектно и экзотично на столе выглядит. А пьют в Уругвае мате - своего рода чай. Напиток из горького кустарника, который лично я могу проглотить с трудом. Они же поглощают его коллективно на каждом шагу: ходят с матешницей, в которую вставлена специальная трубка - и гоняют ее по кругу. То есть все, кто находится рядом с владельцем, пьют через нее. Я первый раз увидела - в шоке пребывала. Для русского человека такой приемчик - дикость. Но потом стало понятно: люди выказывают дружеское расположение к окружению. Раз мы друзья - о какой брезгливости может идти речь? Так что это отчасти ритуальное чаепитие.

Матрешки в парке

- Потому-то оно, видимо, всегда в ходу.

- Да. У каждого уругвайца - специальная кожаная сумка, с которой он не расстается. И в которой обязательно есть термос и та самая матешница с трубкой. И он то и дело туда заварку подливает: где ни остановится - там и попьет. Вместе со всеми; это - постоянная картинка, независящая от обстоятельств. Образ жизни такой.

- Чем уругвайцы - в смысле человеческих качеств - отличаются от нас?

- Они по менталитету более заторможены. И как раз в Сан-Хавьере это особенно заметно: в "стране лубковщине", как я назвала для себя городок, словно в большой деревне - все про всех все знают. Ритмы жизни - спокойные, торопиться некуда, узнавать что-то новое редко когда удается. А вообще люди - очень доброжелательные и бесхитростные: приглашают в гости, стараются угостить чем-то вкусным.

- А почему - "лубковщина"? Там что, до сих пор культ Лубкова?

- Не то что культ: почитание, скажем так, истоков. В парке на берегу реки Уругвай, рыжей от глины, матрешки огромные стоят. Есть проспект Лубкова - весь в цветах. Сохранился и дом Лубкова; его выкупил один любитель старины, Николяс его зовут на испанский лад, в частную собственность. И открыл там музей - частный же. По всему городку собирал информацию и экспонаты: сеялки, веялки разные… И это тоже очень приятно - такое бережное отношение ко всему тому, что завезли русские на уругвайскую землю.

Источник: Оксана Мишина
Газета "Берег"
  4604



Добавить комментарий

Ваш комментарий
Ваше имя
Ваш E-mail
 

Другие сообщения

Приобщение к высокому искусству
Главный театральный фестиваль страны объявил на прошлой неделе имена новых обладателей премии "Золотая маска", самой "урожайной" точкой среди регионов оказалась Пермь. Однако федеральные специализированные издания и критики в очередной раз подчеркнули: на пьедестале снова оказались "столичные дома", хотя "Маска" ратует за поддержку театров в регионах и их "равноправие на театральной карте страны".
Воплощенную героиню романа Толстого "Воскресение" Катюшу Маслову обычно обсуждают "отлипшие" от экранов телефонов школьники. И это, пожалуй, настоящая победа театра
Погрузиться в мир сказочных образов, которые объединяет стихия воды, предлагает художник и тату-мастер Валерия Ханина. Ее персональная выставка "Соль и вода" открылась в художественном салоне "Арт Коллекция".

© 2011 - 2024 Агентство информации "ФАКС".
Копирование информации размещенной на сайте, без активной гиперссылки на источник - запрещено.

Создано в студии "Алекс"