5..7 С
Давление: 752..754 мм рт.ст.
Ветер: Западный 0 м/с
 
93.2918
99.5609
 
Последнее обсуждаемое
 

В выставочном зале на Кирова открыта выставка памяти воронежского художника и педагога // Берег

20 января 2014 года 23:42
 

Нельзя сказать, что при жизни этого человека окружающие, коллеги в том числе, не понимали его особости, уникальности. Даже завистники признавали: Александр Старилов - фирменная марка, не меньше. Абсолютный вкус, глубокие знания далеко не только в области изобразительного искусства, очевидная самостоятельность работ и суждений - все при нем.

И все-таки только сейчас, при знакомстве с первой посмертной выставкой Александра Валентиновича, окончательно ясно: Старилов - не просто выразительная и мощная творческая единица. Старилов - планета, перемещавшаяся по орбитам нашего социума (прежде всего - культурной направленности) с той долей независимости, которая не отменяет признания и соблюдения космических законов. Не боюсь в данном случае сопоставлять земное и небесное: случай - как раз тот. Времени жалко

Артистичная, живая, богатая на ассоциации и точная в эмоции графика Старилова, сполна отражающая эрудицию автора - будто, уж извините, не воронежского "разлива". Понимая, какой шквал негодования вызову этим умозаключением, поясню: высококлассных мастеров в Воронеже - вовсе не раз, два и обчелся. Талантами местная художественная среда может гордиться с полным на то основанием. Но налет дурного провинциализма наблюдается, увы, на многих из них. Один хочет нравиться всем без исключения. Другой - в не проходящих обидах на власть имущих. Третьего почему-то смертельно травмируют банальные интриги коллег по творческому цеху (от которых, посмотрим правде в глаза, всегда не трудно отойти в сторону - было бы желание)… Абсолютно непубличного Старилова невозможно заподозрить ни в каком из "пунктов" такого рода: он был творцом - и только. И, думается, не опускался (ну ладно - не снисходил) до тусовок не потому, что относился к ним с презрением или еще каким-то негативом - просто неинтересно было. А тратить время на неинтересное умные люди не умеют.

Да-да, именно на определении "умный" настаивает творчество Александра Валентиновича относительно своего автора. Творчество не просто профессиональное, но - изобретательное, по-хорошему отвязное. А изобретательность не существует без мысли - вот все и сошлось.

Графика Старилова в этом смысле настолько показательна, что даже его живопись - графика тоже: фирменные пластические приемы и композиционные решения, узнаваемый (даже в отсутствие автографа на работе) стилистический строй - тому веские доказательства. И всегда и всюду - интеллект, которого, как любую сущностную принадлежность личности, не скроешь. Проступит в любом пустяке. Если не явно, то - опосредованно.

Бунин опять эмигрировал

Александра Старилова не стало прошлым летом. Он, к счастью, много чего успел и оставил серьезное творческое наследие. Архитектор, дизайнер, график, живописец, педагог, выпускник факультета промышленного и гражданского строительства ВИСИ, в середине семидесятых Старилов работал главным архитектором ЮВЖД, позже - главным архитектором проектов ВГСПИ. Долгие годы преподавал в Воронежском художественном училище композицию, графику, основы исполнительского мастерства. Для Министерства связи СССР выполнил несколько серий почтовых марок, открыток, конвертов. Оформил и проиллюстрировал полторы с лишним сотни книг для разных издательств - в том числе для престижной московской "Книги".

- Александр Валентинович относился к тем немногим книжным графикам, жившим и живущим в нашем городе, которые очень интересно работали в полиграфической сфере, - вспоминает литературовед Олег Ласунский. - Я, конечно, и до личного контакта с ним удивлялся таланту Александра Старилова, его тонкой графической вязи, самобытному стилю - он выделялся из цеха воронежских художников. А когда в семидесятые годы выходила моя книжка "Литературная прогулка по Воронежу" - издательство предложило Александра Старилова в качестве иллюстратора. Посмотрев эскизы, я понял: это - то, о чем я как автор мечтал. Книжка вышла, и я попросил Александра Валентиновича повторить мне на память рисунок из нее - изображение Ивана Алексеевича Бунина и дома по проспекту Революции, 3, где родился будущий нобелевский лауреат. И Старилов воспроизвел композицию - в большом формате. Я долго держал эту работу у себя дома, наслаждаясь ее видом. Но случилось так, что где-то в начале восьмидесятых в Воронеж приехала делегация из Франции - члены общества любителей Ивана Бунина. Один из них уговорил меня подарить ему оригинал стариловского портрета Бунина. Так что одна, по крайней мере, графическая работа Старилова находится сейчас за рубежом.

Облеченный доверием

Дальше Олег Григорьевич рассказал о работе над своей "Властью книги", выходившей в московском издательстве "Книга" - ее тоже иллюстрировал Старилов. Тогда придирчивые столичные издатели восхитились мастерством воронежского художника - и предложили ему сотрудничество. Которое успешно продолжалось в течение нескольких лет; Юрий Лотман, Лев Аннинский, другие именитые литераторы - вот соавторы Александра Старилова по книготворчеству. И это обстоятельство - само по себе мерило таланта мастера.

Литература, к слову, тоже вполне могла стать делом творческой жизни Александра Валентиновича. Он был не только талантливым читателем (о чем говорят портреты любимых литераторов с Бродским во главе), но и к писательскому труду способности имел. Делаю такой вывод на основании автобиографических заметок под говорящим названием "Вопреки…".

"вЂ¦Я рисовал всегда, сколько себя помню. И в детском саду, и в школе, и во Дворце пионеров. Рисовал достаточно успешно, ибо всегда занимал первые места, получал призы. Видимо, это вызывало доверие ко мне со стороны педагогического коллектива и руководства образования… Шел 1961 год. Мне 15 лет. Для России этот год оказался знаменательным. Началась борьба с абстракционизмом. Как на уровне ЦК КПСС, партии в целом, так и Союза художников СССР. Абстрактных произведений никто не видел (русская абстракция начала XX века находилась в спецхранах и зрителю была недоступна), но все их осуждали и клялись искоренить. Управление народного образования тоже решило высказаться на эту тему и собрать научно-практическую конференцию. Предложили выступить и мне.

Некоторая организация имела архив репродукций "абстрактного" и даже "сюр" (в основном, западных мастеров). Посредством их я должен был проиллюстрировать доклад…"

Не смог слукавить

Читаешь эти откровения - и невольно извлекаешь из памяти: много званых, мало избранных. Ситуация, описанная Александром Валентиновичем, едва ли не дежурная: кому из простых смертных не выпадала сомнительная "честь" развенчать и обличить? И все ли отреагировали на "доверие" так, чтобы "не жег позор за подленькое и мелочное прошлое"? Старилов - отреагировал.

"Когда я познакомился с этими материалами - изумился увиденному, - продолжал Старилов. - Сейчас, работая со студентами, вспоминаю пережитое и напоминаю слова Бретона: "Произведение искусства представляется мне обедненным, если не являет собой ясность, красоту и блеск всеми своими внутренними и внешними гранями". Я не смог слукавить и отказался от доклада, за что и был исключен из Дворца пионеров. С той поры за мной закрепилась репутация абстракциониста и западника…"

А как тонко и точно понимал Александр Валентинович природу юмора, с каким ювелирным мастерством "вживлял" этот мягкий, остроумный, нагруженный бездной смыслов юмор в свои работы! Островком подлинной культуры в море киркоровщины назвал творчество Старилова профессор Бронислав Табачников, и не согласиться с ним трудно. Как и с директором ВХУ Сергеем Гулевским, сказавшим о необходимости издания полноценного выставочного каталога: нельзя допустить, чтобы просмотр произведений художника такого уровня ограничился единственным разом. Ведь Старилова, как справедливо заметил его сын Валентин, еще открывать и открывать.

Источник: Анна Жидких
Газета "Берег"
  5005



Добавить комментарий

Ваш комментарий
Ваше имя
Ваш E-mail
 

Другие сообщения

Приобщение к высокому искусству
Главный театральный фестиваль страны объявил на прошлой неделе имена новых обладателей премии "Золотая маска", самой "урожайной" точкой среди регионов оказалась Пермь. Однако федеральные специализированные издания и критики в очередной раз подчеркнули: на пьедестале снова оказались "столичные дома", хотя "Маска" ратует за поддержку театров в регионах и их "равноправие на театральной карте страны".
Воплощенную героиню романа Толстого "Воскресение" Катюшу Маслову обычно обсуждают "отлипшие" от экранов телефонов школьники. И это, пожалуй, настоящая победа театра
Погрузиться в мир сказочных образов, которые объединяет стихия воды, предлагает художник и тату-мастер Валерия Ханина. Ее персональная выставка "Соль и вода" открылась в художественном салоне "Арт Коллекция".

© 2011 - 2024 Агентство информации "ФАКС".
Копирование информации размещенной на сайте, без активной гиперссылки на источник - запрещено.

Создано в студии "Алекс"