24..26 С
Давление: 744..746 мм рт.ст.
Ветер: Юго-Восточный 5 м/с
 
92.1314
98.7079
 
Последнее обсуждаемое
 

Француженка поделилась с воронежцами подробностями творческой жизни // Берег

22 января 2014 года 20:00
 

Искусство, может, и принадлежит народу, а вот народ искусству - далеко не всегда. Позиция "все, чего я не понимаю - плохо" продолжает, увы, доминировать в обществе. Для того чтобы местный зритель обрел возможность познакомиться с самыми разными аспектами творческой и околотворческой жизни, Воронежский центр современного искусства запустил серию мероприятий в формате artist talk.

Схема не нова: подобные встречи художников и посетителей галерей регулярно проходят в Европе. От академических лекций эти "вольные" мероприятия отличаются тем, что беседы, составляющие их основу, не имеют внятно обозначенной темы. Дебютный artist talk в рамках проекта ВЦСИ состоялся в Воронеже с художницей Елизаветой Коноваловой; сама биография гостьи тянет на творчество в чистом виде. Улица в комнате

Елизавета Коновалова родилась в Москве, но в свое время благополучно "съехала" в Европу. С 2005-го по 2011-й училась в национальной школе изящных искусств в Париже, в студии Жана Люка Вильмута. Неоднократно участвовала в коллективных выставках во Франции и других странах, в резидентских программах в la Malterie, также французских. Показывала свои труды в центре современного искусства NAIRS (Швейцария) и в резиденции ГЦСИ в Кронштадте. Кроме того, Елизавета - лауреат премий Boesner и Coup de cur Yvon Lambert, присуждаемых в рамках ежегодной выставки молодого искусства Jeune Crйation в Париже.

Вполне естественно, что воронежский народ, пользуясь случаем, наравне с творческими вопросами интересовался бытовыми. Но об этом - позже.

Для начала же русская француженка рассказала о своих работах. Перво-наперво - о дипломной; частью этого дивного проекта была инсталляция, представляющая собой семь вертикально поставленных, один вплотную к другому, рулонов ковролина. Недетского роста, асфальтового цвета…

- Каждый из этих рулонов по площади соответствует реальной французской улице, - объяснила автор. - Мне для выставки предоставили огромное помещение, я смотрела на него и думала: "Это же как целая улица!" Провела исследование во французском институте урбанизма и узнала: действительно есть настолько маленькие улицы, что их может вместить комната. В инсталляции с рулонами и выражена эта идея: есть пространства, несоразмерные с масштабами города, а есть - другие, внутренние, как раз способные часть города вместить.

Снега не выпросишь

Еще одна инсталляция автора, также вошедшая в дипломный проект, получила название "Наполеон". Военная тематика, впрочем, тут ни при чем: просто набор из четырехсот старых простыней, положенных в развернутом виде одна на другую, очень похож на знаменитый одноименный тортик. Только очень неаппетитный.

- Напоминает книжные страницы, - отметила Елизавета. - И не только по форме. Каждая из этих простыней таит в себе какую-то историю. Коллекция текстиля пополнялась по-разному: что-то дарили друзья, что-то я покупала на барахолках.

Еще одно творение художницы называется "Миллион". Это всего-навсего букет из цветков тысячелистника, собранных в количестве ровно тысяча штук. Тысяча тысяч - вот вам и нехитрая разгадка хитрого названия.

- Хочется делать художественные работы. С другой стороны, они должны быть похожи на реальность, - поделилась гостья. - Простыня, цветок, рулон - все это очень реально и функционально. Мне нравится наполнять простые вещи разными историями.

Одна из подобных "простушек", использованных в качестве материала для создания работ, в буквальном смысле валялась под ногами. И сейчас валяется. Речь о снеге. Елизавета решила сделать "снежный прямоугольник", для чего слоями уложила снег разных цветов: от белоснежного до грязно-черного. Вышел эдакий градиент. Впервые идея была воплощена в Москве пару лет назад. Планировалось повторить эту работу в Воронеже, но погода не позволила - расходный материал оказался непригоден…

Заводской гудок

К подобному приему, кстати, Коновалова прибегала еще не раз. Так, живя в швейцарской резиденции художников на берегу реки Инн, каждый день фотографировала воду реки, меняющую цвет. Затем объединила эти снимки - и насладилась их "итого".

- Я заметила, что река меняет цвет в зависимости от погоды и освещения. Мне это показалось интересным, я стала вести дневник. Фотографировала воду ежедневно в течение полутора месяцев. Получилось около 600 фотографий - градиент, в котором видно течение времени. Потом собрала эти снимки в книгу, которую можно листать, как дневник. Вышла история без слов, в картинках.

Одно из созданий художницы и вовсе не существует в материальном виде.

- Этим летом у меня получилось сделать первый проект в России, - поведала девушка. - Я попала в Кронштадт. Там есть так называемый Морской (то есть - судоремонтный) завод. Это очень важное для Кронштадта предприятие, когда-то бывшее даже градообразующим. После многих лет простоя завод не так давно заработал вновь. Более того - директор решил возобновить заводской гудок. То есть звуковой сигнал, который раньше звучал четыре раза в день. Его было слышно на весь город!

Елизавета поспешила "наладить диалог" с городом, для чего разыскала тубу. Да-да, какое-то время в качестве эха гудку Морского завода четырежды в день звучала именно туба, не без труда и не без хитрости добытая в местном ДК! Как выяснилось, музыкальный инструмент "вычленился" из расформированного оркестра Морского завода. Вот и не верь после этого в не случайность случайностей!..

Эпатаж не пройдет

Отвечая на вопрос о разнице восприятия нетривиальных художественных приемов в Европе и в России, Елизавета заметила, что европейцы куда более восприимчивы к таким вещам. Зато у нас художнику в каком-то смысле легче.

- У меня сложилось впечатление, что в России хороший художник не останется без выставки, - откровенничала Елизавета Коновалова. - Во Франции - наверное, из-за количества производимого искусства - это не настолько однозначно. Художников там гораздо больше, и пробиться им значительно сложнее. Поэтому часто авторы делают совместные проекты. На самых разных площадках, в том числе - в квартирах и мастерских.

Ситуация довольно простая. С одной стороны - в той же Франции существует очень много образовательных учреждений и проектов в сфере культуры и искусства. То есть система в целом ушла далеко вперед по сравнению с нами. Но, с другой стороны, изумить искушенную европейскую публику непросто.

- Там люди очень толерантны. Поэтому, чтобы шокировать зрителя, вызвать скандал, я даже не знаю, что надо сделать, - делилась Елизавета. - Здесь публика реагирует на эпатаж намного острее. Во Франции художник может позволить себе очень многое, у него нет каких-то опасений. А здесь ты иногда задумываешься над вопросом: "а можно ли?"

Пытали гостью и насчет материальной стороны жизни "тамошних" актуалистов. Многие думают, что только в России андеграундные художники, актеры и музыканты вынуждены искать средства к существованию в других профессиях. Оказывается - нет.

- Все мои друзья-художники занимаются чем-то иным, у всех есть другая работа, - развенчала француженка миф о безоблачном существовании западных деятелей культуры. - Среди тех, кто оканчивал школу вместе со мной, нет никого, кто занимался бы искусством так, чтобы на это жил - например, продавал картины. Нужно много чего предпринять - лишь тогда что-то получишь.

Источник: Сергей Попов
Газета "Берег"
  4230



Добавить комментарий

Ваш комментарий
Ваше имя
Ваш E-mail
 

Другие сообщения

Приобщение к высокому искусству
Главный театральный фестиваль страны объявил на прошлой неделе имена новых обладателей премии "Золотая маска", самой "урожайной" точкой среди регионов оказалась Пермь. Однако федеральные специализированные издания и критики в очередной раз подчеркнули: на пьедестале снова оказались "столичные дома", хотя "Маска" ратует за поддержку театров в регионах и их "равноправие на театральной карте страны".
Воплощенную героиню романа Толстого "Воскресение" Катюшу Маслову обычно обсуждают "отлипшие" от экранов телефонов школьники. И это, пожалуй, настоящая победа театра
Погрузиться в мир сказочных образов, которые объединяет стихия воды, предлагает художник и тату-мастер Валерия Ханина. Ее персональная выставка "Соль и вода" открылась в художественном салоне "Арт Коллекция".

© 2011 - 2024 Агентство информации "ФАКС".
Копирование информации размещенной на сайте, без активной гиперссылки на источник - запрещено.

Создано в студии "Алекс"