11..13 С
Давление: 741..743 мм рт.ст.
Ветер: Южный 0 м/с
 
92.3660
99.5299
 
Последнее обсуждаемое
 

Мысли вслух известного воронежского литератора // Берег

23 января 2014 года 21:36
 

Если говорить о наиболее активных, с точки зрения профессиональной деятельности, членах Воронежского регионального отделения Союза российских писателей - имя Сергея Попова попадет, пожалуй, в первую тройку. Престижные литературные премии, десятки книг поэзии и прозы, вышедших в издательствах разных не только городов, но и стран - в активе этого автора, часто выступающего, плюс ко всему, на всевозможных литературных вечерах и встречах.

Естественно предположить, что именно Сергею Викторовичу не составит труда охарактеризовать текущий литературный процесс Воронежа - куда более бурный, чем еще пару лет назад. Плюсы и минусы этого явления по-разному трактуются как сторонними наблюдателями (читателями), так и самими литераторами. А что думает на этот счет сегодняшний гость "Берега"? Шкурное время

- Как мне представляется, ключевое слово, характеризующее нынешнюю литературную ситуацию в Воронеже (да и никак не только в нем) - "разобщенность", - считает Сергей Викторович. - Разумеется, испокон веку настоящий литератор в творческих вопросах был "волком-одиночкой". И решительно пресекал всяческие вторжения на свою художественную территорию, в том числе - и со стороны сочувствующих-понимающих. Административный диктат, дружеские советы, пожелания коллег редко находили полноценный отклик в его недоверчивом сознании. Инстинкт самосохранения своего эстетического "я" всегда определял в этом плане дистанцию, позволяющую творить в автономном режиме. Дар божий требует ревностного обережения. Кто спорит? Но разобщенность - это не отсутствие коммунальной "творческой кухни". Это губительный дефицит общения - взаимообогащающего. Ведь бытовое и человеческое неотрывно от бытийного и духовного. Чему, скажем, обязан своим оформлением Серебряный век? Во многом - тому, что почти все его "персоны" друг друга знали в лицо. Дружили, ненавидели, влюблялись, бражничали. И, конечно, вели беспрерывные литературные и внелитературные судьбоносные разговоры, изменяющие и ораторов, и слушателей. Взращивалась незаменимая и, что очень важно, чрезвычайно широкая среда, из которой вырастали те, кто обретал мощь "говорить за всю среду".

- На первый взгляд, нечто подобное происходит сегодня в Воронеже.

- Именно на первый. Если такое и встретишь, то лишь в очень узких сообществах сочинителей. Иногда ослепительно юных, иногда весьма пожилых. Но после знакомства с выдаваемой "на гора" поэтической продукцией создается впечатление, что единственная объединяющая основа таких кружков - одинаковая степень одаренности их участников. Литераторы же, голоса которых отчетливо различимы (вовсе не только члены официальных творческих союзов), в силу разных причин практически утратили повседневные связи друг с другом. Или общение их приобрело несколько новое качество, более соответствующее нынешнему шутоломному и шкурному времени.

Недостаток воздуха

- Получается, плюсов в сегодняшней ситуации, в принципе, и нет?

В - Есть, будем справедливы. Областной администрацией ежегодно издается с десяток книг воронежских авторов - не за счет авторов, конечно. Присуждаются гранты на реализацию проектов, связанных с литературной деятельностью. В прошлом веке такого в регионе не было. Но эти плюсы, обязанные своим появлением властным структурам, не решают проблемы "острого недостатка воздуха" под воронежским литературным небосводом. Я уже неоднократно говорил, что необходим институт, инструмент, "площадка", призванная помочь восстановить жизненно важные формы писательского взаимодействия, без которых креативная работа литератора крайне затруднена. Таким институтом я вижу единое областное литературное объединение; если кого-то смущает название, походя выдернутое из позднесоветских времен, можно обозвать это культурное формирование по-иному.

- Можно; важна-то суть дела.

- Суть такова, что речь идет об организации, творческой стороной деятельности которой руководили бы квалифицированные литераторы-профессионалы. А содержанием работы являлись бы анализ, обсуждение произведений, рекомендация их к печати. "Печатный патронаж" очень важен молодым авторам. И, думаю, в рамках предлагаемой структуры обязательно нашлось бы место и дискуссиям о творчестве известных воронежских писателей, причем с их непосредственным участием, и регулярным встречам со столичными и зарубежными авторами. То есть, литературное объединение могло бы стать и живым, общим литературным форумом, и творческой лабораторией, и внеклановым писательским клубом. На рубеже веков мне довелось в течение нескольких лет руководить работой литературного объединения при писательском союзе. Случилось быть свидетелем и союзником творческого становления серьезных писателей, без которых культурный облик Воронежа нынче труднопредставим. По моему мнению, подобной формой литературной жизни нельзя пренебрегать и сегодня.

Медвежья услуга

- В модифицированном варианте?

- Конечно. Задачи предлагаемой структурой должны решаться куда более масштабные, организационный и творческий ресурс ее должен быть куда более значительным; в противном случае обретение "второго дыхания" воронежскому текущему литературному процессу на этой стезе не грозит. Если эта гипотетическая возможность будет реализована, Год культуры в нашей области можно считать состоявшимся.

- А вы не находите излишним внимание чиновников с полномочиями к начинающим авторам, в числе которых попадаются откровенно графоманствующие? Можно ведь незаслуженными авансами медвежью услугу оказать человеку…

- Внимание к работе молодых - вещь очень важная. И чего уж там - часто определяющая их судьбу, литературную и житейскую. И, наверное, внимания (как и денег) никогда не бывает много. Другое дело, что исходить оно должно со стороны людей компетентных, умеющих отличать "зерна от плевел". Конечно, внимание способно не только помочь, но и развратить - это обоюдоострое орудие. Есть такая опасность - полоснуть по доброте душевной по певчему горлу…

- Возрождение публичных форм существования поэзии - это позитивное, полезное явление? Или стадионы и театральные залы стихам все-таки ни к чему?

- Конечно, позитивное. Хотя считаю, "главным домом" стихотворения является лист бумаги. Не так давно один молодой и популярный в молодежной среде воронежский автор, активно принимающий участие в публичных поэтических акциях, прислал мне подборку своих стихов. И в ответ на замечания по текстам и высказывание о том, что не все звонко звучащее действительно хорошо написано, возразил в том плане, что качество письма - не главное. Это уж для кого как… Кто какие задачи перед собой ставит - творческие и прочие …

Нужен серьезный фестиваль

- То есть, поэзия, ориентированная на эффект авторского присутствия, уважения не вызывает?

- Я совсем не против театров и стадионов. Сам, когда приглашают, с удовольствием принимаю участие в подобных действах - они инициируют интерес к поэтическому слову. Вспомнить хотя бы "политеатровский" спектакль "Двенадцать". Его и горячо ругали, и хвалили, и искренне возмущались. Но равнодушных было мало. И это здорово. Ведь речь шла не о продвижении каких-либо поэтических авторитетов или эстетических подходов, а об оживлении здешнего литературного пейзажа инородной дразнящей краской.

- Подобные разовые акции способны, по-вашему, "горы сдвинуть"? То есть - что-то изменить кардинально?

- Вообще я большой сторонник того, чтобы в Воронеже был организован серьезный поэтический фестиваль. Это придаст совершенно иное качество литературной жизни города. Важно только правильно определить его концепцию, формат, потенциальную аудиторию.

- Какая поэзия сегодня имеет шанс стать успешной - и в плане востребованности читателем, и в коммерческом смысле?

- В плане востребованности, и то весьма ограниченной, это, наверное, интеллектуальный "мейнстрим" и социальное ерничанье. В коммерческом смысле - авторы вроде Дементьева, Асадова и т.д. Говорят, в Москве их берут очень даже неплохо…

- Возрождение популярности поэтического слова, наблюдаемое сейчас - искусственное это явление или естественное?

- Никакой искусственности тут нет. Другое дело, что процесс этот достаточно вял и отслеживается лишь в отдельных социальных группах - студенчество, например. Но, по логике вещей, период полной глухоты должен чем-то смениться. Чем? Поживем - увидим.

- В последнее время опять муссируется вопрос о слиянии двух творческих союзов воедино. Ваше отношение к такой перспективе?

- Что-то невнятное на эту тему слышу очень давно. Очень противоречивое. Каким-то полушепотом. На уровне слухов, предположений, пожеланий. Может быть, кто-то владел и владеет более вразумительными сведениями - кто с кем и насколько объединяется, каким образом и на каком основании, с какой целью и т.д. Но внятно (опять же, насколько я знаю) никто никому ничего не предлагал. Думаю, что у литератора есть насущные творческие задачи. А организационные проблемы должны решаться по мере их действительного поступления.

Источник: Сергей Кисин
Газета "Берег"
  5177



Комментарии

Прелестно! Прелестно!
25.01.2014, 22:16 Канстантин

Добавить комментарий

Ваш комментарий
Ваше имя
Ваш E-mail
 

Другие сообщения

Приобщение к высокому искусству
Главный театральный фестиваль страны объявил на прошлой неделе имена новых обладателей премии "Золотая маска", самой "урожайной" точкой среди регионов оказалась Пермь. Однако федеральные специализированные издания и критики в очередной раз подчеркнули: на пьедестале снова оказались "столичные дома", хотя "Маска" ратует за поддержку театров в регионах и их "равноправие на театральной карте страны".
Воплощенную героиню романа Толстого "Воскресение" Катюшу Маслову обычно обсуждают "отлипшие" от экранов телефонов школьники. И это, пожалуй, настоящая победа театра
Погрузиться в мир сказочных образов, которые объединяет стихия воды, предлагает художник и тату-мастер Валерия Ханина. Ее персональная выставка "Соль и вода" открылась в художественном салоне "Арт Коллекция".

© 2011 - 2024 Агентство информации "ФАКС".
Копирование информации размещенной на сайте, без активной гиперссылки на источник - запрещено.

Создано в студии "Алекс"