15..17 С
Давление: 744..746 мм рт.ст.
Ветер: Юго-Восточный 4 м/с
 
92.5058
98.9118
 
Последнее обсуждаемое
 

Московские художники представили в Воронеже актуальную живопись // Берег

30 января 2014 года 22:30

На днях в Воронежском Центре Современного Искусства (ВЦСИ) открылась выставка трех московских художников - Павла Отдельнова, Елизаветы Буравлевой и Егора Плотникова. Экспозиция получила название "Пейзаж с исчезновением". Хотя пейзажами там дело не ограничилось.

Все трое - выпускники московского художественного института имени Сурикова. Если характеризовать их творческое кредо - художники стремятся отобразить в своих работах сравнительно новое пространство: торговые центры, природные экосистемы, индустриальные виды. То есть - естественное окружение современного человека.

Призрачный свет

Соучредитель ВЦСИ Николай Алексеев рассказал "Берегу", что Центр давно хотел поговорить со своими гостями об актуальной живописи. Обсудить, насколько это жизнеспособный медиум. Ведь, начиная с шестидесятых, все, кому не лень, раз в пятилетку объявляют о смерти живописи. А потом - о, чудо! - она снова реанимируется. Пусть и в других формах. Возрождение, не иначе как. А спустя короткое время опять и снова возобновляются разговоры о ее безвременной кончине. Бесконечный процесс…

- На сей раз мы показываем ребят из академической среды, - пояснил Николай Алексеев. - Пожалуй, это самые яркие представители художественной школы, которую они исповедуют. Экспозиция проработает до 13 февраля. Потом в стенах ВЦСИ будет другая живопись, произведенная иными способами и повествующая об иных темах.

А что же темы сегодняшние? Павел Отдельнов представил на выставке урбанистические пейзажи, цикл портретов пассажиров метро ("Портрет неизвестного", "Портрет неизвестной"), а также серию "Лифт" ("Автопортрет в лифте", "Лифт с обнаженным"). Серия, по словам Павла, это всегда нечто, объединенное по смыслу и складывающееся в единую историю. Непременно - урбанистическую. Его творения - почти фотографии, вместившие в себя массу емких деталей, безошибочно узнаваемых жителями постиндустриальных пространств.

- Я не изображаю какие-то конкретные территории, но, наверное, больше всего мои работы связаны с московскими окраинами, - рассказал Павел. - Очень интересная тема для меня - свет. Мне кажется, что он не вполне отражен в живописи. Ну, то есть живопись складывалась сначала из божественного света, потом - из света дня. А дальше появляются вещи, создаваемые под воздействием искусственного освещения. Фактура нового света, люминесцентного - совсем другая. Он - самый рассеянный, самый безжизненный. Не дает четких теней. А вообще его природа по-настоящему не открыта. И тем более, не исследована.

Циркуляция идей

Люди в метро, ставшие героями работ мастера, по словам Павла, специально не разыскивались и не отбирались. Однако и первых встречных художник рисовать не стал: изобразил только тех, которые чем-то зацепили. Хотя объяснить, чем именно - непросто. Типажи Отдельнов для себя как-то обозначил, но эта информация ни в названии, ни в комментариях к работам не нашла словесного отражения.

- Я всегда выстраиваю какое-то пространство, - заметил Павел. - Это, опять же, связано с темой люминесцентного света. Ведь одно из его свойств - конструирование глубоких пространств. Здесь мы имеем дело не со свечой или лампочкой, вокруг которых собираются люди. А - с некими длинными нитями света в торговых центрах, аэропортах, станциях метро. Это векторы, которые организуют движение людей. Основа пространственного ощущения.

Глядя на работы Павла Отдельнова, нельзя не вспомнить о творчестве прославленного фотомастера Андреаса Гурски. О том, что связь действительно существует, Павел сам признался журналистам. Он отметил, что дюссельдорфская школа фотографии вообще и Гурски в частности - чрезвычайно интересное для него явление. Что неудивительно: фотограф Андреас Гурски вместе с коллегами открыл пикториальную фотографию - ту, которая на рубеже 1990-2000-х годов вернулась к проблемам картины. В свою очередь живопись на новом витке развития может взять наработки и завоевания фотографии. То есть между разными медиа происходит своеобразная циркуляция идей - и не это ли движущая сила эволюции?

Бегство от реальности

Евгения Буравлева представила серию пейзажей пригородной Москвы. Пейзажей в более традиционном понимании, нежели у Павла. При том в ее "природных" работах есть существенная деталь - размытые человеческие фигурки очень небольших, относительно масштабов картины, размеров. Очевидно, так художница передает ощущение потерянности индивидуума в современном мире, человеческое самоопределение как "винтика" или "капли в море". Часть работ - совсем свежие, 2014 года.

Муж Евгении, Егор Плотников, рассказал, что с какого-то момента супруга вдруг занялась исследованием разницы цветового и светового пространств городов, соотношением масштабов архитектуры, ландшафта и человека. Тогда-то и стали появляться на ее полотнах "микроперсонажи", будто бы пытающиеся понять, как они здесь очутились и что теперь с этим делать.

А о совместной работе с Отдельновым Егор рассказал вот что.

- В 2007-2008 годах у нас с Павлом был общий "индустриальный" проект, попытка осознать советскую индустрию в момент ее полного исчезновения. Мы ездили в Западную Сибирь на металлургический комбинат. Собрали материал, сделали большой цикл работ, провели несколько выставок. Потом у Павла усилился интерес к урбанистике, а я понял, что для меня этого, как изобразительного материала, слишком много. Мне достаточно каких-то более простых вещей. Возможно, это был момент бегства от постиндустриальной реальности.

Пищу для творческого осмысления действительности художнику дает наблюдение за детским мировосприятием. И он приходит к выводу, что взрослым людям, с их опытом, образованием и бесконечными делами, лучше бы забыться и… лепить снеговиков! Жить будет легче…

Жанр того, что в его исполнении представлено на выставке в ВЦСИ, Егор определить затруднился. Вроде бы - инсталляция под названием "Упавшее дерево". Но ее частью является живописное полотно. Вот и думайте, что хотите - даже диптихом творение не назовешь. Маленькие человечки, однако, присутствуют и здесь.

- Я как-то случайно наблюдал, как на улице распиливали столетнее дерево, - вспоминал Егор. - Огромный тополь, который был уже очень хрупким; рабочие боялись, что он рухнет на дом. Опиливали сначала верхние ветки. Спилили часть кроны, а большущий ствол - остался. Когда удалось все-таки свалить и его, альпинист встал на спил поверженного дерева. И смотрелся, как памятник на постаменте, наверняка чувствуя себя "победителем" дерева. Он его убил. С другой стороны, оно тоже могло кого-то убить…

Но стало мини-скульптурой; кусок бревна, поясняет автор инсталляции, это и часть природы, и объект, над которым поработал человек.

Кстати, бревна, выставленные в ВЦСИ - не местные, реквизит художники привезли с собой. На замечание журналистов, что, мол, в Воронеже тоже бревна бывают, Егор признался: он не готов к тому, чтобы искать в чужом городе древесину. Кроме того, важен масштаб бревен по отношению к прочим объектам, поэтому найти адекватную подмену "первоисточникам" - непросто. Не говоря уж о том, что каждая вещь (тем более - художественно оформленная) обладает собственной энергетикой. А она - наше все…

Источник: Сергей Попов
Газета "Берег"
  4112



Добавить комментарий

Ваш комментарий
Ваше имя
Ваш E-mail
 

Другие сообщения

Приобщение к высокому искусству
Главный театральный фестиваль страны объявил на прошлой неделе имена новых обладателей премии "Золотая маска", самой "урожайной" точкой среди регионов оказалась Пермь. Однако федеральные специализированные издания и критики в очередной раз подчеркнули: на пьедестале снова оказались "столичные дома", хотя "Маска" ратует за поддержку театров в регионах и их "равноправие на театральной карте страны".
Воплощенную героиню романа Толстого "Воскресение" Катюшу Маслову обычно обсуждают "отлипшие" от экранов телефонов школьники. И это, пожалуй, настоящая победа театра
Погрузиться в мир сказочных образов, которые объединяет стихия воды, предлагает художник и тату-мастер Валерия Ханина. Ее персональная выставка "Соль и вода" открылась в художественном салоне "Арт Коллекция".

© 2011 - 2024 Агентство информации "ФАКС".
Копирование информации размещенной на сайте, без активной гиперссылки на источник - запрещено.

Создано в студии "Алекс"