14..16 С
Давление: 742..744 мм рт.ст.
Ветер: Южный 4 м/с
 
92.2628
99.7057
 
Последнее обсуждаемое
 

В Воронеже выступила рок-группа "Аквариум" // Берег

05 февраля 2014 года 20:06

В минувший уик-энд в Воронежском концертном зале сыграл разменявший пятый десяток питерский "Аквариум". Когда-то появление группы Бориса Гребенщикова навсегда изменило историю российской (а может, и мировой) музыки. Коллектив представляет собой живое исключение из неписаных правил, по которым добиться всенародной "эстрадной" любви может только нечто весьма усредненное, не слишком обремененное вкусом.

"БГ каждые десять лет меняет "Аквариум" - вода застаивается", - шутят поклонники группы. В реальности же перемены происходят еще чаще. Настолько часто, что иногда, приходя на концерт коллектива, не знаешь, кого именно услышишь. И если в прошлый приезд команда представляла, по собственному определению, "бит-квартет", то теперь к "великолепной четверке" добавился пятый участник.

Ностальгия по квартирникам

Пятым стал хорошо известный "аквариумоманам" скрипач Андрей Суротдинов, периодически, начиная с 1995 года, появлявшийся в составе группы. В остальном музыканты сохранили формат "домашнего концерта", успешно примененный на предыдущем воронежском выступлении. На сцене, помимо инструментов с комбиками, уютно расположились комнатные цветы в горшочках и торшеры. Неужели нет-нет да и грызет ребят ностальгия по канувшим в Лету квартирникам?..

Впрочем, стоит сказать об одном "но", разительно отличающим прошлогодний концерт от "свежего". Это площадка. Монополия ДК 50-летия Октября (бывшего в последние годы традиционным местом дислокации БГ и компании) наконец разрушена. Позитивные последствия такого хода бросились в глаза (именно в них!) сразу: музыкантов на сцене было видно изо всех углов зала. Скажу больше - слышно тоже было! Несмотря на то, что Воронежский концертный зал, много лет служивший театром драмы имени Кольцова, изначально не предназначен для рок-концертов. После "Полтинника", однако, это - сущий рай. Периодически, правда, напрашивались претензии к звукачу (относительно вокала), но в принципе все незначительные "косяки" устранялись довольно быстро.

Земное и небесное

Не надо обладать экстрасенсорными способностями, чтобы догадаться: "Аквариум" начнет с новинок. В прошлом году, помимо нового альбома "Аквариум плюс" (состоящего, впрочем, из старья), был выпущен трехпесенный сингл "Праздник урожая во дворце труда". На его обложке, однако, указано, что это - сингл Бориса Гребенщикова, а не "Аквариума". Лидер группы объяснился так: "Праздник урожая…" - авантюра, а втягивать в авантюры других людей я не имею права".

Интернет живо отреагировал на новую работу: пошли слухи, что БГ чуть ли не сменил творческую парадигму, начав петь о земном вместо небесного. Позиция - не вполне ясная: почему, собственно, социальные темы не могут быть поданы на универсально-метафизическом уровне? И почему, в конце концов, человеку, который умеет здорово писать песни, не создать вещь о том, что его волнует и беспокоит на тему социума?

Все три трека с этой, неоднозначно оцененной работы - "Губернатор", "Праздник урожая во дворце труда", "Не было такой и не будет" - прозвучали первыми. Следом музыканты зарядили неспешный "зимний" сет, преимущественно с креном в девяностые-двухтысячные. В условной первой части выступления было довольно много того, что среди поклонников группы принято называть "романсами". В частности - "Voulez vous coucher avec moi", "Орел, телец и лев", "Елизавета". Остальные вещи подобрались под стать - стилистически.

За стаканами - в бар

Бориса Борисовича, подозреваю, холод, оккупировавший в те дни Воронеж, не пощадил. Но никаких внешних признаков и тем более жалоб от маэстро не проявилось. БГ был все так же мил, открыт и доброжелателен, хотя чуть менее общителен, чем обычно. Публика не услышала ни признаний в любви Воронежу (а раньше - звучали), ни историй про то, как Гребенщиков познакомился со своими музыкантами, найдя их голыми в лесу, ни притч про китайских духовных мастеров. А жаль.

Зато воронежцы услышали немало, прямо скажем, неожиданных песен. Сравнительно недавно в группу вернулся гитарист Алексей Зубарев, игравший в "Аквариуме" в середине 90-х, и вместе с ним возвратились в концертный сет-лист вещи из альбомов того периода - "Навигатора", "Костромы Mon Amour" и "Снежного льва". Вот и на сей раз сыграли "Сувлехима Такаца", "Не пей вина, Гертруда" и "Гарсон N2". Но это, в силу "второго пришествия" Зубарева, было предсказуемо. А вот услышать в 2014-м "Немое кино" - поистине удивительно.

Борис Гребенщиков с акустической (в основном) гитарой, Борис Рубекин за клавишными, перкуссионист-барабанщик Олег "Шар" Шавкунов, уже упоминавшиеся Зубарев и Суротдинов обошлись без басиста. Партии баса, очевидно, были забиты в рубекинские синтезаторы. Вероятно, в том числе и этим обстоятельством можно объяснить отсутствие горячо желаемых залом "Танцев на грани весны", "Сестры" и "Стаканов". "За стаканами, пожалуйста, в бар, - ответствовал БГ, услышав просьбу. - У нас их нет".

Зайка и крестный отец

Где-то через часок после начала все чаще стали звучать среднетемповые и даже шустрые вещи, а также издавна любимые группой регги; концерт уже слабо напоминал "зимний".

- Мало кто знает о том, что "Аквариум" был задуман как группа для игры на танцах, - обратился Гребенщиков к залу. - Чем мы занимались сорок лет - непонятно, но теперь хотим вернуться к изначальной идее. Пожалуйста, выходите танцевать!

На пламенный призыв откликнулась добрая четверть зала, ринувшаяся отплясывать к самой сцене под "Паленое виски и толченый мел", "Марш священных коров" и прочие бодрости. Порыв поддержал и сам БГ, принявшийся пританцовывать "не отходя от кассы".

Субъективно: немалая заслуга в создании "живого" звука принадлежит Зубареву (или, по определению Гребенщикова, "человеку, известному миру как Адский Зайка"). "Зайка"-то хоть и воспроизводил довольно традиционные рок-н-ролльные фишки, но делал это очень здорово, выдавая разительный контраст с экс-гитаристом коллектива Игорем Тимофеевым. А уж в "медляках" Зубарев и "крестный отец Интернета" (опять же, характеристика БГ) Рубекин вдвоем создавали такую ауру, что хоть стой, хоть падай. Впрочем, и скрипочка была отнюдь не лишней. Думается, что если бы пятым участником действа был басист, а не скрипач - звук получился бы куда бледнее.

Завершить концерт Борис Борисович решил прозвучавшим впервые тридцать лет назад приговором рок-н-роллу. "Рок-н-ролл мертв, а мы еще нет" - не только заклинание, но и один из знаковых хитов группы, поэтому появление такой вещи было предсказуемо. А вот финальная "Не могу оторвать глаз от тебя" - из области редкого и необязательного, хотя - не менее чудесного.

"Мы любим вас!" - кричали музыкантам впечатленные поклонники. "Эта любовь полностью взаимна", - спокойно и уверенно, с едва уловимой улыбкой отвечал БГ.

Источник: Сергей Попов
Газета "Берег"
  3868



Добавить комментарий

Ваш комментарий
Ваше имя
Ваш E-mail
 

Другие сообщения

Приобщение к высокому искусству
Главный театральный фестиваль страны объявил на прошлой неделе имена новых обладателей премии "Золотая маска", самой "урожайной" точкой среди регионов оказалась Пермь. Однако федеральные специализированные издания и критики в очередной раз подчеркнули: на пьедестале снова оказались "столичные дома", хотя "Маска" ратует за поддержку театров в регионах и их "равноправие на театральной карте страны".
Воплощенную героиню романа Толстого "Воскресение" Катюшу Маслову обычно обсуждают "отлипшие" от экранов телефонов школьники. И это, пожалуй, настоящая победа театра
Погрузиться в мир сказочных образов, которые объединяет стихия воды, предлагает художник и тату-мастер Валерия Ханина. Ее персональная выставка "Соль и вода" открылась в художественном салоне "Арт Коллекция".

© 2011 - 2024 Агентство информации "ФАКС".
Копирование информации размещенной на сайте, без активной гиперссылки на источник - запрещено.

Создано в студии "Алекс"