10..12 С
Давление: 749..751 мм рт.ст.
Ветер: Юго-Западный 2 м/с
 
93.4409
99.5797
 
Последнее обсуждаемое
 

Воронежские меломаны вспоминают Егора Летова // Берег

17 февраля 2014 года 20:30

"Вот и все, что было… Не было и нету…" Девятнадцатого февраля, шесть лет назад, в городе Омске в своей квартире скоропостижно скончался лидер "Гражданской обороны", основатель проектов "Коммунизм" и "Егор и Оп….е" Игорь Федорович Летов. Время, прошедшее с тех пор, показало, что влияние Егора (музыкант был известен под этим псевдонимом) на социокультурную ситуацию с момента его смерти не ослабело.

Любопытный факт - в эпоху кризиса носителей летовские альбомы продаются как горячие пирожки. Различные издательства не боятся выпускать проекты Егора на таком дорогом носителе, как винил. А в 2014 году начато очередное переиздание дискографии на компакт-дисках. Согласитесь - показательно.

Искусство революции

Почему так? Художественные приемы, лежащие в основе творчества "Гражданской обороны" и "Коммунизма", до сих пор в ходу у музыкантов. Да, с 2008 года сильно изменилась музыкальная повестка дня. В том числе - в России. Теперь самое актуальное - уже не DIY, а, наоборот, эстетство в самых изысканных проявлениях. Набирают обороты интереснейшие инди-поп коллективы, фюжн-проекты. А среди рокеров "в тренд" неожиданно попали те, кто создает вневременные вещи с упором на красоту и изящество художественного языка.

Однако летовская тяга к антисистемности и индивидуализму, воплотившаяся в мизантропии и абсурдизме - это и для дня сегодняшнего то, что доктор прописал. Изменился разве что угол зрения. Наиболее ярые последователи (коих немало) продолжают "агрессивно-взрывную" линию "обороновского" максиминора. Но, в общем, задачи показать, "как ужасен этот мир", перед творцами уже не стоит. Это пройденный этап. Более важным кажется осознать себя в контексте времени и ситуации. А методы противостояния стали более изощренными - здесь панк-рок как таковой-то уже катит с трудом. Там, где раньше важно было только содержание, теперь все большее значение приобретает форма.

Кстати, если внимательно присмотреться к тому, что сделано "Гражданской обороной", можно заметить, что далеко не все дышит безысходностью и упадком. Достаточно вспомнить о последнем альбоме, "Зачем снятся сны", который - совершенно другой. Какой именно? Об этом говорить пока рано. Пластинка явно не разгадана и не осмыслена; шести лет не хватило. Впрочем, и в ранних альбомах нет-нет да и встречались вещи вроде "На наших глазах" и "Среди зараженного логикой мира".

Некоторые упорно называют Егора Летова "голосом поколения", что довольно смешно. Во-первых, неувязочка хронологическая: его любят и школьники, и те, кто был школьником в 80-е. Во-вторых - идеологическая: он это самое "поколение" ненавидел. Поэт "забытых за углом" и "добровольно зарытых в подвал", Летов, пожалуй, был первым, кто открыто и внятно выразил протест против той массовости, которая рождает обывательство и фальшь. И дал понять, что такая ситуация не является единственно возможной, изменить ее под силу каждому. В оформившихся условиях протест - такое же естественное состояние, как чувство голода при долгом отсутствии пищи. Называть вещи своими именами, посильно менять мир к лучшему - пожалуй, важнейший "месседж" летовского творчества. "Гражданская оборона" - искусство победы уже после того, как "пластмассовый мир победил". То есть - искусство революции.

Рождение "Обороны"

"Руками не потрогать, словами не назвать"… Отсюда - аллюзии к футуристам: умышленное отрицание слов и конструкций, обозначающих четкие, установленные значения, понятия и явления. Потрогать и назвать нельзя, а открыть и показать - можно. Но кому? "Кто покинет явь помойной ямы ради снов?"

Летов искал таких, как он - "сумасшедших и смешных". И находил - "дурачков", детей и еще более детских детей, чем сами дети - зверей. Ложь - особенность мира взрослых, и есть только один радикальный способ уйти от нее - быть как дети.

Случившееся недавно в Воронеже празднование четвертьвекового юбилея "Коммунизма" наглядно продемонстрировало интерес местной публики к творчеству Летова. Когда один из участников "Коммунизма", давний соратник Летова Олег "Манагер" Судаков объявил, что сейчас они сыграют песню "Обороны" - зал буквально встал на уши. Зал - это, конечно, человек пятьдесят, не больше. Но подлинное искусство редко бывает широко востребовано. А путь независимого музыканта Егор Летов избрал с самого начала.

Первые музыкальные эксперименты Егора, выбор панк-рока как основного музыкального и идеологического направления принято относить к 1982-му. Тем же годом датируется создание группы "Посев" (коллектив назвали в честь известного западного русскоязычного издательства "Possev Verlag"). В одном из интервью Летов определил стиль "Посева" как "смесь панка, психоделии и музыки 60-х годов". 1984-й ознаменовался распадом "Посева" и созданием группы "Западъ", в составе которой появился Константин Рябинов - будущий бессменный (вплоть до конца 90-х ) соратник Летова. Их очередная группа обязана названием плакату "Гражданская оборона", висевшему дома у Егора. Датой рождения "Обороны" он называл 8 ноября 1984 года.

Первые записи были сделаны месяц спустя на квартире у Летова. В том же году был записан первый альбом - "Душевные песни, или История Омского панка, часть первая", впоследствии не включенный Егором в официальную альбомографию. В марте 1985-го появилась еще одна запись, известная под названием "Гражданская оборона". Альбом постигла та же участь - Летов не включил в альбомографию и его. В самом начале осени Егором Летовым и Евгением "Иванычем" Филатовым (флейта, гитара, вокал) записывается авангардно-психоделический альбом "Psychodelia Today".

Тонкости психиатрии

Первые "настоящие" альбомы Г.О. - "Поганая молодежь" и "Оптимизм" - записаны в сентябре 85-го. Вот что писал о них Летов: "…по идее - это первый единый продолжительный альбом "Обороны", регулярно выпускаемый под всевозможными экзотическими заглавиями: "The best of Г.О.", "Поносные Звучания (двойник, часть первая - "Поганая молодежь", часть вторая - "Оптимизм")" и т.д. Все эти записи по качеству разнообразно чудовищны и абсолютно негуманны по отношению к слушателю (вместо ударных использовалось и записывалось что попало - от портфеля до пионерского барабана… слова чрезвычайно неразборчивы, полный нестроевич и т.п.)".

Интересно, что сразу после выпуска в подпольное распространение этого двойника популярность коллектива вышла далеко за пределы Сибири - без малейшего намека на то, что сегодня принято называть раскруткой. Одновременно началась пора репрессий - в ноябре музыкантов арестовали и попытались сфабриковать дело об организации антисоветской пропаганды и террористического акта (!) - якобы взрыва нефтебазы. Майор Мешков, ведший "дело", пытался взять с Егора Летова подписку о том, что он не будет петь и сочинять соответствующие песни. А с его знакомых - о том, что они не будут иметь дел с Летовым… Кузьма Рябинов "пошел" в армию (несмотря на сердечную недостаточность), Егор же провел период с 8 декабря 1985 по 7 марта 1986 года в психиатрической больнице.

25 января 2008 года на официальном сайте "Гражданской обороны" появилось очередное офлайн-интервью Егора, где он прокомментировал свое пребывание в "дурке": "Один из основных уроков, что я там получил - перестал бояться смерти, во всяком случае, в гораздо меньшей степени… может, мне повезло… но в психушке я не встретил ни одного из реально больных, никаких маньяков или опасных дураков, именно сумасшедших. Зато я увидел великое количество очень странных людей, прирожденных художников, с которыми было очень приятно, интересно и полезно общаться. Насколько я понимаю, психиатрия занимается не лечением, а только торможением и подавлением личности, вернее, этой самой странности и художественности в ней".

Эту "странность" и художественность Егор воплощал в своем творчестве вплоть до самой смерти. И, вероятно, уход стал той ценой, которую задним числом пришлось заплатить за внушительную дискографию Г.О. Летов писал: "…Если однажды вдруг меня не окажется вовсе, в заповедной заветной тарелке твоего праведного сновидения, знай: неуловимые мстители настигли меня…"

Источник: Сергей Попов
Газета "Берег"
  4101



Добавить комментарий

Ваш комментарий
Ваше имя
Ваш E-mail
 

Другие сообщения

Приобщение к высокому искусству
Главный театральный фестиваль страны объявил на прошлой неделе имена новых обладателей премии "Золотая маска", самой "урожайной" точкой среди регионов оказалась Пермь. Однако федеральные специализированные издания и критики в очередной раз подчеркнули: на пьедестале снова оказались "столичные дома", хотя "Маска" ратует за поддержку театров в регионах и их "равноправие на театральной карте страны".
Воплощенную героиню романа Толстого "Воскресение" Катюшу Маслову обычно обсуждают "отлипшие" от экранов телефонов школьники. И это, пожалуй, настоящая победа театра
Погрузиться в мир сказочных образов, которые объединяет стихия воды, предлагает художник и тату-мастер Валерия Ханина. Ее персональная выставка "Соль и вода" открылась в художественном салоне "Арт Коллекция".

© 2011 - 2024 Агентство информации "ФАКС".
Копирование информации размещенной на сайте, без активной гиперссылки на источник - запрещено.

Создано в студии "Алекс"