10..12 С
Давление: 748..750 мм рт.ст.
Ветер: Юго-Восточный 3 м/с
 
92.5919
100.2704
 
Последнее обсуждаемое
 

Известный воронежский искусствовед выступил перед студентами ВГУ // Берег

27 февраля 2014 года 20:30

В активе профессора Олега Ласунского столько культурных акций и проектов, что даже затруднительно определить его точный статус: искусствовед, книговед, литературовед? Сам Олег Григорьевич чаще всего называет себя книжником; на этом емком "титуле", стало быть, и остановимся. Ведь он, по-хорошему, шире любого "-веда".

На недавнюю встречу с Олегом Григорьевичем, посвященную выставкам книжной графики, пришли третьекурсники ВГУ. Место же встречи диктовалось предметом разговора: интерьеры выставочного зала областного художественного музея им. Крамского, где в эти дни работает выставка графики Владимира Милашевского - знаменитого художника, который много и плодотворно работал в области книжного иллюстрирования.

Смычка города с деревней

Выставка под названием "Иллюстрация как верность стилю" приурочена к 120-летию Владимира Милашевского. 51 графический лист из собрания воронежского музея - содержание экспозиции, которая прошлой осенью успешно демонстрировалась в Государственном музее Пушкина в Москве, имела положительную прессу. Оригинальные рисунки к пушкинским сказкам, романам "Мадам Бовари" Флобера и "Отец Горио" Бальзака, "Что делать?" Чернышевского, "Господа Головлевы" Салтыкова-Щедрина, и -многие-многие другие иллюстрации оценены зрителями двух веков. Олег же Григорьевич, вспоминая о том, как открыл для себя Милашевского, попутно рассказал о начале своей масштабной деятельности в качестве организатора выставок книжной графики.

- Я смотрю на ваши молодые лица и вспоминаю себя в вашем возрасте, - обратился к третьекурсникам лектор. - Это было довольно давно, в 1957 году. В музей изобразительный искусств, который тогда располагался в другом здании, пришли люди с разных курсов нашего филологического отделения. И в течение полутора-двух лет мы занимались в кружке. Директором музея и инициатором этой идеи был Валерий Шапошников. Потом его забрали в горком партии, и на его место пришла молодой искусствовед Екатерина Резникова. Она опекала юных любителей изобразительного искусства, поощряла полезные инициативы и начинания, чем и пользовалась молодежь, претворяя в жизнь различные интересные задумки.

В 1958 году Олег Ласунский окончил филфак, совсем недавно появившийся в университетской структуре, и поехал в район, в село Землянск. Там работал в редакции районной газеты. На этот период пришелся перерыв в его общении с миром изящного искусства. Но в 1960-м Олег Григорьевич вернулся в Воронеж, стал трудиться на телевидении в должности старшего редактора секции молодежных передач. И снова стал тесно контактировать с художниками и музейным сообществом.

Сова - символ мудрости

Тогда же Ласунский увлекся книжничеством. Уже на последних курсах филфака он начал собирать домашнюю библиотеку. Это было не рядовое собрание среднестатистического молодого человека. Библиотека содержала множество книг особого свойства - раритетных, изданных в прошлых столетиях. Преимущественно - в 18 веке.

- Книги меня притягивали всегда, - признался Олег Ласунский. - И в первую очередь - книги иллюстрированные. И я стремился к общению не только с писателями, литераторами, но и с книжными графиками. Я собирал книжную графику - это были рисунки тушью, карандашом.

Особенно увлекла Олега Григорьевича такая узкая отрасль книжной графики как экслибрис. Экслибрис, если кто-то не в курсе, - это особый книжный знак, графическая миниатюра, которой помечаются экземпляры определенного библиотечного собрания. Чаще всего - собраний личных, домашних.

Первым иллюстрированным знаком личной библиотеки Ласунского была картинка, вырезанная на линолеуме известным воронежским художником Владимиром Пресняковым в 1960 году. На этом знаке художник изобразил символ мудрости - сову, сидящую на открытой книге. Таким знаком Олег Григорьевич пользовался много лет: когда тираж знака заканчивался - делалась допечатка. И сова вновь и вновь появлялась на книгах библиотеки Ласунского. Сейчас, со слов искусствоведа, многие книги с таким символом находятся в двух ведущих библиотеках Воронежа. В Никитинке и в Зональной научной библиотеке ВГУ.

Чуть позже Ласунский предложил Екатерине Резниковой поспособствовать в организации нескольких музейных выставок. Она очень приветливо отнеслась к идее. И с той поры в течение нескольких лет Олег Григорьевич организовывает выставки книжной графики. Насколько я понял, останавливаться на достигнутом не собирается.

К юбилею книгопечатания

Первая такая выставка появилась в 1963 году. Ею стала экспозиция работ художника Георгия Карлова. Георгий Николаевич был анималистом, мог нарисовать практически любое животное. Зверушки присутствовали и на всех книжных оттисках его производства.

Годом позже, на 400-летие русского книгопечатания, Олег Ласунский решил принять участие в организации букинистических выставок, посвященных этому юбилею. И в 1964 году в нашем главном музее прошли две выставки книжных знаков. Первая посвящалась творчеству здравствующего тогда еще киевского художника и резчика по дереву Константина Козловского. Она включала около трех сотен небольших оттисков, очень хорошо оформленных.

Но Ласунскому хотелось устроить более "громкую" выставку. Более созвучную важной дате. И он решил организовать экспозицию книжных знаков пяти самых лучших, по его мнению, тогдашних мастеров гравюры. Это оказалось довольно непростым занятием - с каждым из художников надо было связаться, объяснять, уговаривать. Уговоры шли не шибко быстро - ведь это были элитные художники, для которых Воронеж, мягко говоря - не предел мечтаний. Тем не менее - все случилось. Вышел и очень красивый каталог выставки, обложку для которого создал тот же Владимир Пресняков. Выставка имела большой успех. К сожалению, из пяти ее авторов в живых сейчас остался всего один - Николай Калита.

- Кажется, тогда воронежцы, и, прежде всего, воронежская интеллигенция, впервые узнали, что такое экслибрис, - вспоминает Олег Григорьевич. - Потому что это жанр очень специфический, элитный. Интересный, преимущественно, библиофилам. А тут - общедоступная выставка. Я знаю, что после ее посещения многие мои знакомые заказывали художникам экслибрисы для своих домашних библиотек.

В 1965 году Ласунский организовал выставку работ курского художника Леонида Литашенко. Он был архитектором. Но, как все архитекторы, прекрасно владел изобразительной культурой. А еще он был одним из первооткрывателей техники глубокой печати - работал с целлулоидом.

Чуть позже произошло знакомство и с Владимиром Милашевским. Что именно впечатлило профессора - дает понять выставка "Иллюстрация как верность стилю". Посмотреть ее можно до 2 марта. Большинство экспонируемых работ в Воронеже ранее не выставлялись.

Источник: Сергей Попов
Газета "Берег"
  4074



Добавить комментарий

Ваш комментарий
Ваше имя
Ваш E-mail
 

Другие сообщения

Приобщение к высокому искусству
Главный театральный фестиваль страны объявил на прошлой неделе имена новых обладателей премии "Золотая маска", самой "урожайной" точкой среди регионов оказалась Пермь. Однако федеральные специализированные издания и критики в очередной раз подчеркнули: на пьедестале снова оказались "столичные дома", хотя "Маска" ратует за поддержку театров в регионах и их "равноправие на театральной карте страны".
Воплощенную героиню романа Толстого "Воскресение" Катюшу Маслову обычно обсуждают "отлипшие" от экранов телефонов школьники. И это, пожалуй, настоящая победа театра
Погрузиться в мир сказочных образов, которые объединяет стихия воды, предлагает художник и тату-мастер Валерия Ханина. Ее персональная выставка "Соль и вода" открылась в художественном салоне "Арт Коллекция".

© 2011 - 2024 Агентство информации "ФАКС".
Копирование информации размещенной на сайте, без активной гиперссылки на источник - запрещено.

Создано в студии "Алекс"