11..13 С
Давление: 752..754 мм рт.ст.
Ветер: Западный 3 м/с
 
93.2519
99.3648
 
Последнее обсуждаемое
 

Галерея "ХЛАМ" показывает уникальные фотографии // Берег

03 марта 2014 года 23:24
 

Честно говоря, эпитета, включенного в подзаголовок, я предпочитаю избегать. Уж слишком часто его "навешивают" на явление, особой уникальностью не отличающееся. И стало это лестное определение настолько избитым, что абсолютно обесценилось. Как, к примеру, многострадальное "патриотическое воспитание", "душа" и иже с ними.

Тем не менее, рискну утверждать: выставка, на днях открывшаяся в галерее "ХЛАМ", является именно уникальной - по своей не только художественной, но и исторической сути. Потому как, во-первых, предлагает к просмотру фотолетопись эпохи (советской), во-вторых - открывает манкий, отчасти загадочный мир творцов, той самой эпохой отвергнутых. Параллели и пересечения

Автор снимков, по которым можно изучать историю российского андеграунда - широко известный в некогда узких кругах Игорь Пальмин. Этот свободный человек в нужное время в нужных местах фотографировал своих друзей, а со временем объединил снимки в проект под названием "Среди художников". Это, по большому счету, страницы фотодневника Игоря Пальмина - яркого и впечатляющего "архива" отечественного неофициального искусства 60-х - начала 80-х годов.

Эрнст Неизвестный, Владимир Янкилевский, Владимир Вейсберг, Анатолий Зверев, Николай Вечтомов, Владимир Немухин, Дмитрий Плавинский, Дмитрий Краснопевцев, Оскар Рабин, Олег Целков, Илья Кабаков, Виктор Пивоваров, Эрик Булатов… От одних имен - священный трепет. Не потому, что я - ярая поклонница творчества представителей "второго авангарда", вовсе нет. Просто эти и им подобные фигуры разрослись до символов, в которые хочется вглядываться и вглядываться - с тем чтобы вернуться в "прошедшее время", сопоставив его со временем "настоящим". Собственно, сходным посылом руководствовался директор "ХЛАМа" Алексей Горбунов, принимая решение о появлении в галерее современного искусства выставки Пальмина.

- Для меня как инициатора и организатора этой выставки важны параллели и пересечения судеб художников "тех" и "этих", - говорит Алексей Юрьевич. - А еще важен рассказ об "институте" послевоенного коллекционирования авангарда; на выставке "присутствуют" крупнейший коллекционер Георгий Костаки и его "коллеги" Татьяна Колодзей, Леонид Талочкин, Евгений Нутович. Именно эти люди и такие, как они, сохранили срез искусства, ставший музейным. И, так же как социалистический реализм, характеризующий время и рассказывающий о нем.

Ягодки одного поля

Изображения людей, вполне довольных жизнью и друг другом - вот первое впечатление от коллекции, экспонирующейся нынче в "ХЛАМе". Понятно, что никто из "моделей" Игоря Пальмина специально ему не позировал. Вернее, может и позировал, но никак не для истории, а исключительно атмосферы ради. В дружеском кругу - безмятежной, за его пределами - отнюдь...

Как и с какими последствиями советское начальство относилось к "другому" искусству - известно. Выставка в Манеже от 22 января 1967 года закрыта через два часа после открытия. Ее "сестренка" в Институте международных отношений (1968 год) проработала 15 минут. Знаменитая "Бульдозерная", освоившаяся в лесопарке 15 сентября 1974 года, приказала долго жить через полчаса… Это сейчас произведения друзей и героев "книги" Игоря Пальмина хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Эрмитаже, Государственном Русском музее, Музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, музее-заповеднике Царицыно, в питерском "Новом музее", в музее "Другое искусство" Москвы, музеях современного искусства Москвы и Нью-орка, Дрезденском Государственном музее; перечень - неполный. А "в те времена далекие, теперь почти былинные" такое при самом смелом воображении не нарисовалось бы. Достаточно вспомнить знаменитое выступление Никиты Хрущева; его распечатка, кстати, "венчает" экспозицию в "ХЛАМе".

"вЂ¦У нас художники - они как шпионы. Сами нарисуют, а потом не понимают, что нарисовали. Зашифровали, значит, так... И они вместе собираются... капелька по капельке... как поток целый. И говорят, что они наши друзья. У нас таких друзей... Берия, Ежов, Ягода - все это ягодки одного поля... Поэтому надо следить... орган иметь. Меч нашего социалистического государства должен быть острым. Я это еще раз повторю, как уже говорил. Врагов мы имеем, это факт. Имеем капиталистические страны сильнейшие, и было бы неправильно не следить за их агентами... думать, что мы такие добренькие, не нужно... Меч надо держать острием против врагов, и чтобы он не был направлен против своих людей… Вот мы недавно отмечали пятьсот лет со дня рождения этого художника - Леонардо да Винчи. Политбюро приняло постановление, чтобы пятьсот лет отметить. Срок немалый, потому что художник его заслужил. Вы на его картины посмотрите... он итальянец, я не был в Италии, а смотрю - и все понятно. Почему? Потому что с душой рисовал. А у нас? Мы сейчас правильные решения примем, но если мы будем щуриться и делать вид, что не замечаем, как у нас под боком провокации под маской художники устраивают, то никакая умная резолюция не поможет..." Голоса из зала: "Правильно!" Хрущев: "Я сам знаю, что правильно..."

Какие люди!

Кто же они - те самые "ягодки", запечатленные фотообъективом Пальмина, которым воспрещалось произрастать на советской почве? Анатолий Зверев - звезда русской андеграундной культуры второй половины ХХ века, абсолютно мифический герой московской богемы, способный померяться славой с Веничкой Ерофеевым. Сотни блистательных рисунков и неимоверное количество выпитого алкоголя - это Зверев. Жил скитальцем, юродивым, рисовал там, где задерживался. Но оставил такой след, который заметил и отметил Пабло Пикассо.

Оскар Рабин - самая сердцевина "другого" искусства, в котором перемножаются сон-явь, уют-оторопь, быт-бред, сарказм-лиризм… Москва Рабина сродни Петербургу Гоголя. Эдуард Штейнберг на пути от рисования натурщиц, через высветленные по тону метафизические натюрморты, набрел на собственную версию геометрической абстракции. "Классический Штейнберг" сложился под решающим воздействием Малевича: сохраняя общее впечатление космического парения легких форм, художник сводил до минимума присущие супрематизму резкие цветовые контрасты, придавая образам подобие меланхолического "воспоминания об авангарде".

Евгений Рухин легко вошел в авангардную культуру, занявшись структурой художественных материалов. Его образами стали отходы цивилизации, выброшенные на свалку предметы. Жил в абсолютной оппозиции даже к художественным кругам родного Ленинграда, чаще вступая в диалог с "лианозовской" группировкой, тесно общаясь с ее лидером Оскаром Рабиным. В 1976 году Рухин погиб во время "случайного" пожара в собственной мастерской.

Сочувственное общение

О каждом из героев Пальмина уместен самодостаточный разговор; жаль, газетный формат "против". Но самого автора раритетных снимков вниманием обойти грех. Игорь Пальмин родился в 1933 в году Сталинграде в семье актеров. В 1936 году переехал в Воронеж, где за вычетом двух лет эвакуации прожил до 1956 года. Закончил геофакультет ВГУ, работал в промышленной геологии и Палеонтологическом институте АН СССР. Позже трудился фотографом в газете "Молодой коммунар", затем - телеоператором. В конце 1961 года переехал в Москву. Стал членом фотоклуба "Новатор", в котором выставлялся в конце 60-х. В 1966 году познакомился с Эрнстом Неизвестным, в 1968-м - с Владимиром Немухиным и Оскаром Рабиным. Через искусствоведов Григория Анисимова и Михаила Лазарева вошел в круг художников - с этого, надо думать, все и началось…

Российский арт-критик Сергей Хачатуров в статье "Неофициальный портрет" писал по поводу выставки Игоря Пальмина в московском фонде "Екатерина": "Своими фотографиями ему удалось настоять на том, что самое интересное сегодня - не распихать всех и каждого из поколения 60-х по разным стилям и трендам, а всякий раз заново наладить личное сочувственное общение".

Таковое и налажено - теперь на воронежской почве.

Источник: Анна Жидких
Газета "Берег"
  787



Добавить комментарий

Ваш комментарий
Ваше имя
Ваш E-mail
 

Другие сообщения

« Идея патриотизма, идея служения своему Отечеству сегодня вновь очень остро востребована российским обществом. Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Нам нужны действительно живые формы работы по воспитанию патриотизма и гражданственности, опирающиеся на общественную инициативу». В.В Путин.
«Наша ключевая задача – обеспечить глубокую, содержательную преемственность поколений. Тогда та смелость, энергия, стремление к преобразованиям, которыми обладает молодежь, будут работать на Россию, вносить вклад в укрепление родной страны». В.В.Путин.
«В России немало людей старшего возраста, которых ни по внешнему виду, ни по состоянию здоровья к старикам не отнесешь. Недаром появился общемировой термин – люди « третьего возраста». Многие ведут активный образ жизни, участвуя в общественной жизни страны, подавая пример молодым» В.В Путин
За восемь дней пребывания на этой земле хотелось как можно больше пополнить известные и познать неизвестные страницы истории и жизни удивительной страны Монголии. Монгол Улс – именно так на старомонгольском звучит название страны, которая известна всему миру как родина Чингисхана — великого завоевателя и правителя, объединившего разрозненную Степь в единое государство. На берегу реки Туул, что на 54 км восточнее Улан-Батора, возвышается величественная сорокаметровая статуя сидящего на коне Чингисхана — самая высокая конная статуя в мире. Вокруг неё установлено 36 колонн, символизирующих 36 ханов, возглавлявших Монголию уже после Чингисхана.Нет в мире человека, который не слышал бы это имя жестокого монгольского завоевателя, покорившего в 13 веке огромную часть мира; воина, который сеял вокруг себя разруху и смерть. Но далеко не все знают, какую важную роль сыграл Чингисхан в судьбе Монголии, ведь именно он был основателем Монгольской империи, колоссальнее которой человечество не знало.
Великая Победа... Путь к ней был долог и труден. Небывалой жестокостью и болью, невосполнимыми потерями и разрушениями, скорбью по истерзанной огнем и металлом родной земле были наполнены 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны. Никто и ничто не в состоянии умалить величие подвига многонационального советского народа, всемирно-историческое значение победы над фашизмом. Весенним, солнечным днем – 9 мая 1945 года солдат нашей великой страны вытер с лица пороховую гарь последнего, самого трудного боя. Именно в этот день во всех уголках нашей необъятной Родины радостной вестью прозвучало долгожданное слово: «Победа!» С того памятного мая минуло 78 лет… Выросли новые поколения. Для них Великая Отечественная война – далекая история. Но совесть и долг перед погибшими не должны позволять нам не только ее забывать, но и с героически-трагическими страницами летописи нашей страны постоянно знакомить молодежь. Так, как 14 лет это делает ветеран Вооруженных сил СССР, руководитель областной общественной организации «Воронеж многонациональный» ИшханМеликовичХачатрян. В этот раз ежегодный фестиваль «Народы разные – Победа одна!», посвященный Дню Победы, состоялся в концертном зале ВГУ. . Ветераны Великой Отечественной войны, военной службы, ветераны боевых действий, ветераны труда, представители национальных диаспор встретились со студенческой молодежью ВГУ. Основная цель мероприятия – сохранение памяти о тех заслугах, которые внес каждый народ Советского Союза в Великую Победу. Художественно-патриотическая часть встречи, подготовленная и представленная Татьяной Шешиной – заслуженной артисткой РФ, не раз поднимала зал на исполнение военных песен, звучащих со сцены в исполнении разных поколений детей, молодежи, военных ансамблей, курсантов, ветеранов.В обращениях к собравшимся ветеранов Никифорова А.К.,полковника КГБ в отставке, Почетного гражданина Воронежской области, Михайленко В.Г., полковника в отставке, ветерана боевых действий, Хачатряна И.М., ветерана Вооруженных Сил СССР, заместителя председателя Национальной палаты при губернаторе Воронежской области, звучала информация и сегодняшнего дня о зоне проведения СВО и призыв к поддержки ее в борьбе с фашизмом, незаконченной в 1945 году. С особыми словами обратился к студентам участник Великой Отечественной войны Борисов Николай Николаевич, полковник в отставке , кавалер 6 орденов, участник 15-ти Парадов 9 Мая на Красной площади в Москве, Почетный гражданин Воронежской области и города Воронежа. Он сказал, что именно такие фестивали и должны проходить на территории нашей многонациональной страны и День Победы – это самый главный наш общий праздник, а каждый молодой человек должен растить из себя патриота.Такого патриота России, как впервые принимавший участие в фестивале «Народы разные – Победа одна» Герой Российской Федерации гвардии полковник Ераховец Юрий Николаевич, «Заслуженный военный штурман РФ», штурман-снайпер. Освоил девять типов самолётов, в том числе Су-24, Су-24М, Су-24МР, Су-24МП, Су-34. Имеет более 3000 часов налета. Принимал участие в боевых действиях по оказанию интернациональной помощи Республике Афганистан, выполнял задачи в зоне вооруженного конфликта в Чеченской Республике, участвовал в проведении специальной операции на территории Сирийской Арабской Республики. Награжден орденами «Мужества», «За военные заслуги» и другими государственными наградами.Очень символично, что в канун Годовщины великой Победы единовременно в один строй перед молодыми встали два Героя: 97- летний русский участник ВОВ Борисов Николай Николаевич и вдвое младший Герой РФ белорус Ераховец Юрий Николаевич. Это ли не подтверждение названия фестиваля. Им я посвящаю свои строки. Блажен средь нас лишь тот, кто в дни невзгод, Когда дрожат у самых смелых жилы. Спасает с риском жизни наш народ, Не жалуясь, что на исходе силы. Валентина Шумлянская , участник встречи, советник Почетного Консула КР в Воронежской области. 30.04.2023 года.
В течение многих веков наша страна формировалась и развивалась как многонациональное и многоконфессиональное государство. Воспитание культуры восприятия и умения общаться с другими народами, людьми другой национальности, другого вероисповедания, другого общественно экономического уклада, других жизненных ориентаций строилось на основе понимания общности жизни, формировании чувства единства, дружбы, равенства и братства, нетерпимости к проявлениям национальной исключительности. Каждый уголок России находит в истории свои связующие нити. Воронежская область не исключение. Сегодня речь лишь об одном из множества примеров интернациональной связи разных народов.
Сегодня формирование патриотизма у студенческой молодежи является актуальной проблемой. Ведь именно они ответственны за будущее .От их позиции зависит демократическое, экономическое и здоровое будущее страны.Это собрались обсудить представители ветеранских организаций ВУЗов, областной и городской Советы ветеранов, студенческая общественность. Старшее поколение знает , что сейчас во взрослую жизнь вступает поколение начала 90-х годов, поколение, которое уже не застало Советского Союза с его устоявшимися ценностями, поколение, которое родилось в совершенно другой стране. Изменение системы ценностей не успевало за более быстрым изменением общественных настроений. Развал старой системы воспитания привел к тому, что, не усвоив ценность патриотизма и коллективизма, молодое поколение формировалось на других ценностях.

© 2011 - 2024 Агентство информации "ФАКС".
Копирование информации размещенной на сайте, без активной гиперссылки на источник - запрещено.

Создано в студии "Алекс"