15..17 С
Давление: 743..745 мм рт.ст.
Ветер: Восточный 2 м/с
 
92.1314
98.7079
 
Последнее обсуждаемое
 

Воронежскому зрителю предложили хореографическую классику // Берег

18 марта 2014 года 09:12

Балет в Воронеже любят - это общеизвестно. И поделом - согласится, надеюсь, местный театрал, оценив премьеру романтического балета Ханса Левенсхольда "Сильфида". Она, как уже писал "Берег", имела место состояться на сцене Воронежского государственного театра оперы и балета, в афише которого соответствующая строчка прежде уже значилась: "Сильфида" дебютировала на наших подмостках в 1984 году.

Восемь лет назад спектакль выпал из репертуара: "пообносился", устарел, обветшал - дело житейское. И вот - благополучно восстановлен и благополучно же выведен на пуб-лику. Которая приняла его теплейшим образом: красивая сказка, пусть и с трагическим концом, адресата, как правило, всегда находит. А рассказанная на изысканном языке хореографии способна растопить сердце даже искушенного балетомана. Без головоломок

В театре подчеркивают: "Сильфиду" намеренно восстанавливали в первозданном - классическом - варианте. И ни на что, кроме четкого следования традиции, не замахивались. Если так - задача выполнена, мне кажется, на сто процентов: спектакль - самая что ни на есть "классическая классика". И это на фоне последних воронежских культурных новаций, сопряженных с предпочтениями авангардистского толка, кажется чуть ли не нонсенсом. Надо же! Сильфида - пленительный дух воздуха - и впрямь очаровательна и прелестна (я видела в этой роли Светлану Носкову, замечательно справившуюся с партией). В кисейном одеянии, а не в каком-нибудь мотоциклетном шлеме! Шотландцы (действие происходит в Шотландии) - в традиционных клетчатых юбках в крупную складку. И - так далее: антураж постановки целиком и полностью соответствует атмосфере, заявленной первоисточником - либретто Тальони и Нурри, музыкой Левенсхольда и хореографией Бурнонвиля.

Стоит отметить, что выдающийся датский балетмейстер Август Бурнонвиль был другом сказочника Андерсена и, кроме всего прочего, человеком, не лишенным литературного дара. Вот и прочитал либретто настолько талантливо, что балет, им созданный, оказался с точки зрения логики поведения (пусть сказочного) персонажей абсолютно прозрачным, не впадающим в модные ныне головоломки.

Эту-то прозрачность - кто, что, зачем и почему - воронежские авторы "Сильфиды" воспроизвели безукоризненно. Начиная с декораций, выполненных в редкой сегодня технике аппликации; она, мне кажется, благодаря колориту и геометрии результативно работает не только на образ спектакля в целом, но и на оправдание рационального, скажем так, те-чения событий. Все - и фантазийно в должной мере (отчасти даже "мультяшно"), и, вместе с тем, строго: на сцене - ничего лишнего и ничего случайного. Хотя - в красках и, кажется, даже запахах; спектакль получился атмосферным.

Земное и небесное

Сама история - в духе и стиле начала эпохи романтизма: столкновение воздушной мечты с грубой реальностью. Эфемерная Сильфида стремится с небес на землю, ей интересен человек во плоти. А он, этот плотский человек, молодой шотландский крестьянин Джеймс, разбуженный поцелуем прекрасного духа, не прочь повитать в облаках, хотя и действительность его привлекает (действие включает, помимо всего прочего, подготовку к свадьбе Джеймса и Эффи). У неба, однако, - свои неумолимые законы: очарованный юноша ловит-таки постоянно ускользающую Сильфиду "в сеть" (шарф, заколдованный ведьмой) - и прелестница мгновенно умирает.

При желании, конечно, бросить камень в создателей постановки нетрудно. Она откровенно архаична - и по подаче замысла, и с точки зрения художественности. Но новаций тоже нельзя не заметить - прежде всего, обеспеченных актерским составом спектакля. Дело в том, что мужские ведущие партии, требующие филигранного владения техникой, доверены молодым танцовщикам. Я в роли Джеймса видела Михаила Ветрова и могу с полным на то основанием поаплодировать этому актеру. Он сценичен, легок, достаточно (насколько позволяет жанр) непосредственен - и в то же время техничен. Добротные прыжки, коих много, энергичные, но не тяжелые перемещения по сцене с сохранением того темпа и той стилистики, которых требует постановка, и, наконец, свежесть эмоции - в активе артиста.

Сходные комплименты повторю в адрес исполнительницы партии Эффи Галины Сизовой. И очень приятно, что молодые актеры не только хореографическим мастерством порадовали, но и с образами справились. Их персонажи - с характерами. Как, впрочем, и большинство других. А уже упомянутая Светлана Носкова (танцующая, кроме всего прочего, в собственное удовольствие, чего нельзя не заметить) привносит в спектакль ту дозу трепетности и чистоты, которая заставляет вспомнить романтических героинь мировой литературы - бунинских, толстовских, чеховских… Продолжение следует.

Практика показывает, что спектакли, подобные "Сильфиде", задерживаются в репертуаре надолго. Чего и пожелаем новому произведению театра оперы и балета и его поклонникам: они, мне кажется, получили отличный подарок.

Источник: Анна Жидких
Газета "Берег"
  3262



Добавить комментарий

Ваш комментарий
Ваше имя
Ваш E-mail
 

Другие сообщения

Приобщение к высокому искусству
Главный театральный фестиваль страны объявил на прошлой неделе имена новых обладателей премии "Золотая маска", самой "урожайной" точкой среди регионов оказалась Пермь. Однако федеральные специализированные издания и критики в очередной раз подчеркнули: на пьедестале снова оказались "столичные дома", хотя "Маска" ратует за поддержку театров в регионах и их "равноправие на театральной карте страны".
Воплощенную героиню романа Толстого "Воскресение" Катюшу Маслову обычно обсуждают "отлипшие" от экранов телефонов школьники. И это, пожалуй, настоящая победа театра
Погрузиться в мир сказочных образов, которые объединяет стихия воды, предлагает художник и тату-мастер Валерия Ханина. Ее персональная выставка "Соль и вода" открылась в художественном салоне "Арт Коллекция".

© 2011 - 2024 Агентство информации "ФАКС".
Копирование информации размещенной на сайте, без активной гиперссылки на источник - запрещено.

Создано в студии "Алекс"