11..13 С
Давление: 741..743 мм рт.ст.
Ветер: Южный 0 м/с
 
92.3660
99.5299
 
Последнее обсуждаемое
 

Как закон о защите прав потребителя охраняет наши кошельки

29 мая 2014 года 11:04
 

Лето - традиционная пора ремонтов и сопутствующих им крупных покупок. И именно сейчас все громче раздаются голоса тех, кого при этом обманывают нечестные предприниматели. Закон, разумеется, всегда направлен на защиту потребителя. Вот только потребитель зачастую не в курсе того, что он, вообще говоря, защищен законодательно…

Как в очередной раз не стать жертвой чьей-то халатности или заведомой недобросовестности? Об этом "Берег" поговорил с председателем совета воронежской региональной общественной организации (ВРОО) "Центр защиты прав потребителей" Светланой Андреевой.

Жилье от пчеловода

- В суде сейчас находится одно "дачное" дело, - рассказывает Светлана Михайловна. - В Семилукском районе молодой человек и его мама заказали строительство загородного дома. За исполнение заказа взялся индивидуальный предприниматель. Дом возвели на пять месяцев позже назначенного срока, что уже является прямым нарушением договора. Дальше - больше: выяснилось, что при выполнении работ не были использованы те материалы, которые указаны в документации. Почти везде их заменили на дешевые аналоги. Размеры дома оказались меньше, чем те, что фигурировали при заказе. А окна не открывались вовсе. За такое "великолепие" заказчики заплатили порядка 2-х млн руб. И остались должны еще 50 тыс. Разница же в цене указанных и использованных материалов составила около 200 тыс.

После того, как исполнитель отказался произвести перерасчет, молодой человек обратился за помощью в нашу общественную организацию. Мы стали работать с этим исполнителем. И выяснили: да, он - реально действующий индивидуальный предприниматель. Вот только профиль его деятельности - пчеловодство и овощеводство! Теперь заказчики вообще сомневаются, что в таком доме можно проживать без риска для жизни. Назначена судебная экспертиза.

- Ситуация дикая. И ведь любой может "вляпаться" в нечто подобное!

- Да, но есть простые правила, позволяющие минимизировать риски. Обязательно нужно проверять, кого вы нанимаете на работу. Смотрите Интернет! Изучайте официальные источники. Требуйте документы. И меньше верьте сарафанному радио. Соседи соседям могут посоветовать любую гадость: мало ли у кого какой умысел. Обязательно берите расписку за каждую отданную копейку. Стесняться не надо! Это ваши деньги, часто потом и кровью добытые. Поэтому - никаких авансов и предоплат без официальных бумажек. Четко, внятно, в двух экземплярах составляйте договор. Следите за тем, чтобы его подписал непосредственно тот, у кого вы заказываете услугу. И поставил свою печать. Потому что если бумагу завизирует какой-нибудь представитель - замучаетесь потом доказывать, кто с кем связан. А здесь - конкретика: я, Иванов, заключил договор с Петровым и отдал такие-то деньги в счет авансового платежа. Петров обязуется за эту сумму исполнить то-то и то-то в обозначенный срок. Паспортные данные, ИНН, все регистрационные данные. Даты начала и окончания работ тоже должны быть четко отмечены. Ведь если что - вам положены пени, штрафы и неустойки. Когда несколько бригад берутся за смежные работы - договор должен заключаться с каждой из них. Если юридически исполнитель один, а он уже, в свою очередь, привлекает нескольких рабочих - тоже все это поэтапно должно быть отражено.

Разрешить противоречие полюбовно

- Потому что как раз по этим документам, в случае чего, компетентные инстанции будут вычислять ответчика и проверять сроки исполнения работ?

- Именно. У исполнителя за нарушение сроков наступает материальная ответственность. Он заплатит три процента от той суммы, которую заплатили вы за работу. И это только за день просрочки! На следующий день - еще три процента! Размер таких выплат ограничен только отданной вами суммой. То есть, если вы заплатили, к примеру, 90 тыс. - в качестве неустойки максимум получите те же 90 тыс. и не больше. Плюс моральный вред. И компенсация других убытков, возникших у вас в связи с просрочкой. Понятно?

- Вполне. Но ведь оно как начинается - "у меня форс-мажор, мне не привезли расходные материалы" и т.д. Масса причин, которые кажутся уважительными, а то и являются таковыми…

- Форс-мажорные обстоятельства оговорены законом. Ссылки на другие обстоятельства неправомерны. Закон допускает еще вот что: если видите, что человек - непрофессионал, вы вправе расторгнуть договор с ним. Потребовать возврата денег за некачественно выполненную работу и нанять другую организацию для устранения недостатков. Вы платите новой конторе и предъявляете чек старой, которая должна вам все компенсировать. Ведь проблемы возникли по ее вине. Договориться в досудебном порядке можно, но суд взыщет все, причитающееся вам, по закону. Не исполнитель диктует условия, а вы можете пойти на уступки, если хотите. Вы - хозяин положения в этой ситуации. Предприниматели, знаете ли, все жалуются, что их замучили внеплановыми проверками. А ведь эти проверки проводятся, исходя из жалоб населения! То есть, не нарушайте права потребителей - и вас никто не будет проверять.

- Если правила такие жесткие, почему бизнесмены позволяют себе настолько халатное отношение к работе? Вопрос ведь перетекает из моральной плоскости в материальную и напрямую бьет по их карману...

- Так и есть. Когда к нам поступает жалоба на хозяйствующий субъект, мы пытаемся разрешить вопрос как можно скорее. Вызываем обе стороны, выходим на ответчика, ведем с ним переговоры, разъясняем тонкости законодательства. С тем, чтобы люди мирным путем все решили, и не было бы кошмарных пеней и неустоек, которые появятся за период разбирательств. Да и суд требует времени. Ведь решение должно быть подготовленным, чем-то обоснованным. Нужны доказательства. 97 процентов виновников понимают, что не надо идти в суд и конфликтовать. И разрешают противоречия полюбовно.

Техника на грани

- Ну, с домами и дачами понятно. А со сложной бытовой техникой как дела обстоят? На мой взгляд, дела эти - архимутные: иногда даже неясно, сломана ли, вообще-то, вещь. И если - да, то по чьей вине?

- Возьмем автомобили - техника сложная весьма и весьма. Недавно у нас был случай с "Маздой" 2011 года выпуска. Три года прошло - машина уже не на гарантии. У нее что-то произошло с клапанами. Владелец иномарки обратился в авторизованный сервисный центр для устранения поломки. Вышел оттуда, проехал 15 километров - и двигатель "закипел". Вероятно, во время ремонта допустили какие-то ошибки. На работу же дали гарантию - четыре месяца. Казалось бы - иди и по горячим следам спрашивай за инцидент с "сервисников". Но они-то дали гарантию предметно на ту услугу, которую оказали - на починенные, то есть, клапана! А вот по поводу того, что следом вышло из строя - надо, опять-таки, проводить экспертизу и устанавливать причинно-следственные связи. Действительно ли повреждение возникло в результате ремонта? Если да - тогда сервисный центр обяжут устранять дефекты за свой счет. А возможно, это производственный дефект, проявившийся за пределами гарантийного срока. Тогда есть смысл обратиться к понятию "срок службы". Если он не установлен заводом-изготовителем, то это - десять лет. В течение которых ответственность за качество автомобиля несет непосредственно производитель.

- Как все непросто!

- Нет, довольно просто на самом деле. В случае обнаружения недостатков в товаре, покупатель обязан обратиться к продавцу. Потому что у него был заключен договор купли-продажи именно с продавцом. И тот не имеет права отказать! Он обязан принять товар и провести проверку качества в присутствии покупателя. То есть - хозяина по документам; хотя продавец и продолжает отвечать в течение двух лет за проданную вещь, это уже ваша собственность. Если торговец в ответ на вопросы по качеству проданного товара говорит "мы не специалисты" - это его проблемы.

Со склада - не надо!

- Два года - неизменный параметр для всех категорий товаров?

- Конечно, кроме продовольственных. Продавец отвечает за товар в течение установленного заводом-изготовителем гарантийного срока.

- Реальность такова, что часть техники, выставленная в наших торговых залах, изначально не работает. И не исключено, что не работала ни дня!

- Есть и такое, к сожалению. При покупке обязательно надо знать и помнить, что продажа товаров со склада, в заводской упаковке, запрещена. Продавец обязан распаковать, скажем, стиральную машинку, проверить ее, провести предпродажную подготовку и только после этого выставить в торговый зал. А потом, по просьбе покупателя, проверить еще раз - перед покупкой. Не просто на наличие царапин и внешних дефектов, а по функционалу. Но только по просьбе! Так что пользуйтесь своим правом. А не проверяют - отказывайтесь от покупки.

- Лишь на этом основании?

- Отказаться от исполнения договора купли-продажи вы можете в любой момент. Правда, покупатель в ряде случаев обязан возместить убытки, которые по его вине понес магазин. Например, если вы заказали холодильник по каталогу, вам его привезли, а потом он вам оказался не нужен, магазин вправе взять с вас деньги, потраченные на доставку невостребованного товара. Но при этом торговцы обязаны доказать фактические убытки. И, кстати, если покупатель понес убытки по вине продавца - они тоже подлежат возмещению (к примеру, купили некачественную "стиралку" - и затопили квартиру).

- С продавцами зачастую разговаривать сложно: очень уверенно врут в глаза. Явно превышают свои полномочия.

- Пишите претензию в двух экземплярах на имя руководителя организации. Как только дело доходит до руководителя - конфликты, как правило, разрешаются очень скоро. Продавец же пытается "втереть" товар всеми мыслимыми способами. Ведь в некоторых магазинах величина заработной платы этой категории сотрудников напрямую зависит от количества реализованного. А кому хочется терять деньги? Если и вам не хочется - помните, что у вас есть права. И защищайте их.

Источник: Сергей Попов
Газета "Берег"
  3605



Добавить комментарий

Ваш комментарий
Ваше имя
Ваш E-mail
 

Другие сообщения

Быть новаторами и готовить детей к современным реалиям: учителя начальных классов из общеобразовательной школы в„–88 с углубленным изучением отдельных предметов Татьяна Матвеева, Ольга Лихачева и Екатерина Сафаргалиева представили нашу область на конкурсе профессионального мастерства "Учитель будущего". Почему комплекта доска, мел и тряпка теперь мало для хороших знаний, педагоги рассказали "Берегу".
Вчера школы Воронежской области перешли на дифференцированное обучение. Многие родители еще с конца лета паниковали по поводу возможного повторения дистанционки, но дети в очном формате отучились целую четверть, а переход к другому формату теперь носит специфичный характер.
В минувшую пятницу в Воронежском государственном университете инженерных технологий подвели итоги Большого этнографического диктанта. Этот международный просветительский проект, который организован Федеральным агентством по делам национальностей и оценивает уровень наших знаний культуры и традиций народов России, в стране реализуется уже пятый раз и в этом году из-за пандемии
На "Яндекс.Районе" и в других воронежских соцсетях все чаще встречается тема поиска работы
Первые партии лекарств для бесплатной выдачи амбулаторным больным с диагнозом COVID-19 уже поступили в Воронежскую область, сообщили в правительстве региона вечером 11 ноября. Предполагается, что медикаменты получат не менее 11 тыс. человек, которые лечатся от коронавируса на дому. Во всяком случае, объем федерального финансирования
Несмотря на ужесточение контроля, наглухо затонированных автомобилей на воронежских улицах меньше не стало. В преддверии Всемирного дня памяти жертв ДТП, который отмечается 15 ноября, сотрудники ГИБДД провели рейд, направленный на профилактику дорожно-транспортных происшествий.
В понедельник в Воронеж прибыли еще 29 автобусов, приобретенных для муниципальной транспортной компании "Воронежпассажиртранс" на условиях льготного лизинга по нацпроекту "Безопасные и качественные автодороги". С учетом ранее прибывших предприятие получило уже 62 новых современных транспортных средства.

© 2011 - 2024 Агентство информации "ФАКС".
Копирование информации размещенной на сайте, без активной гиперссылки на источник - запрещено.

Создано в студии "Алекс"