11..13 С
Давление: 752..754 мм рт.ст.
Ветер: Западный 3 м/с
 
93.2519
99.3648
 
Последнее обсуждаемое
 

В галерее "ХЛАМ" работает выставка Сергея Базилева

27 июня 2014 года 09:42

Эта выставка показалась мне самой теплой из всех, составивших мощную "изобразительную" программу Платоновского фестиваля искусств. "Сокровенный человек" Сергея Базилева, вышедший к воронежскому зрителю в дни работы форума, "проживет" в столице Черноземья еще с неделю.

Развернута выставка москвича Базилева в галерее современного искусства "ХЛАМ". Там же, где в прошлом году проходил первый показ творчества этого художника под названием "Аркадия". А "Сокровенный человек", объединивший портреты воронежских друзей и соратников автора - дань, естественно, творчеству Андрея Платонова. Которое, по моему ощущению, не только изучено, но и глубоко прочувствовано Сергеем Базилевым. Место силы

Сам художник говорит, что именно повесть "Сокровенный человек" имеет для него особое значение. Нетрудно предположить, почему: современных базилевских героев и "сокровенных" людей Платонова роднит непосредственность, "неправильность" восприятия действительности. Поэтому вдвойне приятен вывод, сделанный Сергеем относительно наших палестин: "Воронеж - это не только "место силы". Это пространство "нечаянной радости жизни", где продолжается платоновский карнавал".

"Жизнь! Нечаянная радость", - это, правда, уже Жигулин. Но - все одно воронежский мастер, причем отнюдь не местного калибра. А что касается Базилева - его считают одним из творцов российского гиперреализма, течения, возникшего как противопоставление частной жизни человека и официальной советской реальности.

Отечественный гиперреализм, в отличие от западного, визуализирующего мифы эпохи потребления, изначально мифологизировал личную жизнь художников и их ближайшего окружения. Базилев и сегодня запечатлевает в своих работах лишенные пафоса моменты жизни близких и любимых людей. Поэтому появление его "Сокровенного человека", живущего по любви, а не по идее, видится логичным. Ведь этот человек никак не на пустом месте родился: нынешней выставке в "ХЛАМе" предшествовали серии работ "Освещенные солнцем", "Путевые заметки", "Добрые дела", "Тосты", "Розовое вино".

Драматичный цвет

Сергей - участник группы "Шесть" (Алексей Тегин, Сергей Шерстюк, Сергей Гета, Игорь Копытянский, Николай Филатов), ярко заявившей о себе в 80-х смелыми проектами. В 1985 году американский журнал "Art in America" выделил из многих работ художников-гиперреалистов разных стран картины Базилева "Новый год" и "Запах йода", назвав последнюю лучшей.

Свыше 50 групповых и более 20 персональных выставок в России и за рубежом - в активе Сергея Базилева. Результатом его многолетнего труда стало безоговорочное признание; картины этого автора осели в самых серьезных коллекциях и музеях мира - в Третьяковской галерее, Русском музее, Музее Людвига (Германия), Музее Нортона Доджа (США), Галерее Alpha Cubic (Япония).

"Сергей Базилев находится в расцвете творческих сил, много работает, - пишет о сегодняшнем дне художника искусствовед Олег Зверев. - Он не расходует себя на скрупулезное изображение предметов. Его, в первую очередь, интересует энергетика создаваемого полотна, передача драматургии сюжета через цвет".

Он покинул свой город...

Именно цвет Базилева - неуемный, острый, провоцирующий, зовущий к диалогу - делает работы Базилева гиперреалистичными. Линия для Сергея - дело отнюдь не первое, вырисовывать контур, так сказать, ему неинтересно. Поэтому, поделился мастер, пишет он с фотографий. Но - огорчу скептиков - такой, будто бы формальный, подход ничего общего с мертвечиной уличных портретов не имеет. Наоборот, сама жизнь, как бы поддразнивая зрителя, "брызжет" с солнечных полотен художника; столько оптимизма в одном помещении, сколько вместил сегодня "ХЛАМ" - поди, поищи...

Впрочем, мои субъективные суждения - программа произвольная, не обязательная. Лучше дать слово директору галереи Алексею Горбунову, изучившему творчество Сергея Базилева с пристрастием и в подробностях.

- В июне я много общался с Базилевым, - рассказывает Алексей Юрьевич. - Сергей, сын художника, родился в Киеве в 1952 году, окончил там Академию Художеств. Был лучшим учеником народного художника СССР, профессора Татьяны Ниловны Яблонской. Преподавал в той же Академии и имел блестящие перспективы. Однако неожиданно выбрал стезю гиперреализма - новейшего для первой половины 70-х течения в изобразительном искусстве. И стал одним из его основоположников, что было совершенно неприемлемо для официальных лиц. Ни профессор, ни киевское отделение Союза Художников, ни власти простить ему этого не могли. И Базилеву пришлось покинуть родной Киев, в начале 80-х уехать в Москву, где был андеграунд. И, следовательно, была возможность работать.

Ни тени шантажа

Понятно, что произведения Базилева, при всей их гиперреалистической внятности, не исключают разночтений. Будь иначе - вряд ли было бы правомочно вести речь о настоящем искусстве.

- Работа художника "Федор" написана на кровельном железе, которое художник подобрал у мастерской, - продолжает Алексей Горбунов. - Сергею было важно сохранить то, что на железе уже есть: дожди, горизонт, туман. Этот проникновенный психологический портрет 13-летнего подростка вызвал у зрителей горячие дискуссии. Женщина долго всматривалась в работу, а потом вымолвила со вздохом мужу: "У всех, оказывается, проблемы с детьми". На что девушка, стоящая рядом, возразила: "Достаточно примера нормальных родителей. Вот я люблю своих родителей, и у меня все в порядке". Женщина неожиданно вспылила, сказав, что девушка еще не рожала и ничего не смыслит в жизни. Диспут у "Федора" пришлось унять и перевести в другое русло...

А по поводу работы "Армани", включенной в экспозицию в "ХЛАМе" прозвучало следующее.

- Это - двойной портрет двух жизнерадостных людей, на грязной футболке одного из которых написано "Armani". Художник рассказывает: "Изображены гастарбайтеры из Туркмении. Они копали мне в деревне колодец. И все время были естественным образом веселы. А однажды вечером приехали их московские начальники. И они стали весьма грустны". Я решил нарисовать этих рабочих, так как в очередной раз обратил внимание на то, что можно жить при деньгах в аду, и без денег - в состоянии счастья...

А еще Алексей Юрьевич вспомнил разговор с Базилевым об одном юристе, который впервые столкнулся с проблемой морального выбора.

- Сергей заметил, что это, на его взгляд, самое заурядное положение вещей: очень многие люди зарабатывают или вынуждены зарабатывать на несчастье других и придерживаться соответствующих "правил". Врачи, преподаватели, поставщики ритуальных услуг, юристы, госслужащие. И добавил: "Мне же приходится иметь дело только со счастливыми людьми, и в наших отношениях нет и тени шантажа..."

Источник: Оксана Мишина
Газета "Берег"
  4252



Добавить комментарий

Ваш комментарий
Ваше имя
Ваш E-mail
 

Другие сообщения

Приобщение к высокому искусству
Главный театральный фестиваль страны объявил на прошлой неделе имена новых обладателей премии "Золотая маска", самой "урожайной" точкой среди регионов оказалась Пермь. Однако федеральные специализированные издания и критики в очередной раз подчеркнули: на пьедестале снова оказались "столичные дома", хотя "Маска" ратует за поддержку театров в регионах и их "равноправие на театральной карте страны".
Воплощенную героиню романа Толстого "Воскресение" Катюшу Маслову обычно обсуждают "отлипшие" от экранов телефонов школьники. И это, пожалуй, настоящая победа театра
Погрузиться в мир сказочных образов, которые объединяет стихия воды, предлагает художник и тату-мастер Валерия Ханина. Ее персональная выставка "Соль и вода" открылась в художественном салоне "Арт Коллекция".

© 2011 - 2024 Агентство информации "ФАКС".
Копирование информации размещенной на сайте, без активной гиперссылки на источник - запрещено.

Создано в студии "Алекс"