10..12 С
Давление: 749..751 мм рт.ст.
Ветер: Юго-Западный 2 м/с
 
93.4409
99.5797
 
Последнее обсуждаемое
 

Литературный критик Вячеслав Лютый - о профессионалах и любителях, утерянной иерархии и возобновлении красоты

03 июля 2014 года 23:36
 

1 июля литературный критик, заместитель главного редактора журнала "Подъем", Вячеслав Лютый отметил солидный юбилей - шестидесятилетие. Случай тот, когда человеческая и творческая зрелость счастливо совпали; сегодня Вячеслав Дмитриевич - признанный столп отечественной критической мысли.

Не так давно состоялась его многочасовая он-лайн-встреча с читателями сайта "Российский писатель". Вскоре после этого Лютый возглавил свежесозданный Совет по критике Союза писателей России. Связь между этими событиями - очевидная, отсюда - первый вопрос юбиляру. Ради красного словца

- Каковы, Вячеслав Дмитриевич, по вашему ощущению, основные тенденции развития современной русской литературы? И чего сегодня ждет отечественный читатель от квалифицированной и умной критики?

- На мой взгляд, читатель истосковался по литературе, в которой он может встретиться с жизнью не в ее уродливых формах, не с безжалостной реальностью, где не найти доброй улыбки, самопожертвования, бескорыстия и любви. В действительности, зло и добро присутствуют в мире одновременно, однако нынешний литературный мир отчего-то склоняется к изображению всего самого тяжкого и черного. Вспомним, ведь даже депрессивные городские пейзажи и судьбы героев в "Преступлении и наказании" Достоевского находятся как бы внутри авторской речи, которой свойственна и сострадательность, и способность к проникновенной интонации и сердечной любви к героям повествования. К тому же, там есть выход на некий новый уровень понимания происходящего - на уровень совести, чистоты, участливости к человеку.

К сожалению, сегодня в литературе подобных черт немного. Или они остаются за границами литературного процесса и не доходят до читателя. В этой связи необходимо менять систему государственных приоритетов в области культуры, возвращаться к традиции как принципу, который постоянно обновляется и подтверждается, обращать пристальное внимание на литературную реальность: поддерживать живое и нравственно состоятельное - и сторониться всего темного, злоязычного. И потому бесчеловечного. Разумеется, должно быть место произведениям сатирическим, продолжающим линию Салтыкова-Щедрина. Но ведь и авторы подобных вещей должны соответствовать личностным характеристикам своего великого предшественника, а не быть ядовитыми балагурами, готовыми мать родную представить в самом несуразном виде - таких сегодня достаточно.

Что касается критики, то ей необходимо освободиться от сервильности, брать тон разговора, который соответствует художественному уровню рассматриваемого произведения. И не кричать заполошно о небывалых достоинствах качественного романа или лирики, когда они - просто хороши и соответствуют приметам добра и красоты.

Сегодня утеряна иерархия в литературе - иерархия имен и произведений. Это нужно восстанавливать. Полагаю, что Совет по критике займется еще и этим делом - отделением гениального от хорошего, профессионального от любительского, зерен от плевел.

Америка вместо Индии

- Нравственные и эстетические критерии в искусстве сегодня размыты. Может ли повлиять веское критическое слово, аргументированная критическая аналитика на эту ситуацию?

- Я думаю, стоит постоянно обращать внимание читателя на хорошие вещи, не боясь повторяться. Есть распространенное суждение о том, что все сюжеты уже давно написаны, и нового писатель читателю предложить не может. Этот депрессивный тезис ничего общего с искусством, и литературой в частности, не имеет. Человек постоянно стремится возобновить красоту - лица, тела, природы, душевного порыва, поступка. И важно то, как именно, в каких ситуациях, с какими действующими фигурами он воспроизводит подобный слепок с добра и правды в их онтологическом понимании.

Вместе с тем, критика, которая склоняется ко всему положительному, должна быть аргументирована. И для автора подобных суждений немыслима ситуация, когда вот сейчас он напишет обо всем настоящем, а затем - в качестве релаксации! - вызовет по телефону продажную жрицу любви. Как пишешь - так и живи, иначе брось перо - и пускайся во все тяжкие... И тогда ты - не автор, и не критик, а персонаж еще не написанного сюжета.

Критика вызвана к жизни необходимостью навести определенный порядок в литературном пространстве. И если она будет относиться к такой своей функции честно и ответственно, последовательно и бесстрашно - результат не замедлит себя ждать.

- Вы по праву считаетесь ведущим критиком в области современной русской поэзии. Какие духовные прорывы существуют в этом жанре художественного творчества? И появление каких Вы прогнозируете?

- Я могу назвать ряд имен, за которыми стоят стихи, совершенно разные по стилю, взгляду на мир и интонации. Это Светлана Сырнева, у которой русская реальность предстает во всей своей многомерности, мистической непредсказуемости, тяжести буден и величии бескорыстной и сильной воли. Диана Кан - автор стихотворений, в которых явлена удивительная панорама российского пространства и характеров, поразительное соединение житейского среза жизни с ее бытийным смыслом. Юрий Перминов кажется неким "поэтом, выходящим в люди" - таким он предстает в своей книге "Песни русских окраин". Совершенно земные подробности и на редкость сердечный голос автора отражены в надмирном "тонком" космосе, взгляд с небесной высоты на человека и на быт придает нашему существованию дополнительный смысл и заставляет бережней относиться друг к другу. Это редкие имена, они являются достоянием современной русской литературы, их стихи переживут наше время.

По образным словам Тынянова, литература всегда хочет открыть Индию, а на деле открывает Америку. В поэзии так происходит почти всегда. Поскольку данный род литературы чрезвычайно интуитивен, то прогнозы составлять здесь - дело неблагодарное. Однако я полагаю, что поэтическое мастерство возобладает в творчестве нового поколения авторов, а стремление выразить себя, плюнуть на остальных, а затем принимать аплодисменты и подарки постепенно сойдет на нет.

Представитель корпорации читателей

- Есть ли у Вас духовные "братья и сестры" в современном литературном процессе?

- Пожалуй, есть. Примерно так я думаю о замечательном воронежском поэте Александре Нестругине, Диане Кан, московском прозаике Василии Килякове, записки которого люблю за непревзойденную искренность слова. Попутно можно упомянуть и о духовных "племянниках и племянницах": это молодой поэт из Павловска Сергей Луценко, талант которого сегодня начал раскрываться с замечательной широтой. Православная поэтесса Ольга Лукьянова, представшая перед читателем в своих первых двух книгах как совершенно состоявшийся автор и творческая личность. Рита Одинокова из Россоши, чьи стихи, можете мне поверить, спустя некоторое время станут образцом женской лирики в воронежском крае.

- Какова роль критика сегодня?

- Критик - представитель корпорации читателей, а вовсе не собрат по перу писателя и поэта. Примерно так эта мысль была в свое время высказана Белинским. И если критик становится обслуживающим персоналом в литературном дворце, то он - мертвая душа. Такой вид критических текстов я называю "критикой половых - с полотенцем через руку". Задача критика в идеальных координатах этого ремесла - вернуть творчество к его основам и поддержать поиски новых выразительных средств, напоминать литературе о жизни и нравственной правде, не бояться трудных текстов и стремиться понять мотивы автора. Вот то немногое в отношении критики, что можно сказать определенно - и, несомненно, затем расширить...

В ожидании "Снов…"

- Вы отметили серьезную юбилейную дату. Но для творческого человека время течет иначе, поскольку новые мысли и идеи рождаются постоянно. Есть какие-то замыслы, которые не удалось прежде воплотить?

- Мне бы хотелось написать о драматургии Александра Вампилова. Я собирался это сделать еще в Литературном институте, в конце 1980-х, размышляя об "Утиной охоте" и одноактных пьесах Вампилова. Но как-то руки не дошли. Между тем, свойства "человека играющего" как некоей "подложки" в характерах многих его героев - тема чрезвычайно интересная и очень широкая в ее приложениях к действительности.

Также меня уже давно тянет вплотную заняться современной прозой - прежде я обращался к ней от случая к случаю. Ну, а теперь Совет по критике, как говорится, обязывает.

- Вами опубликованы две глубокие книги критики: "Русский песнопевец" и "Терпение земли и воды", востребованные в среде профессионального и педагогического сообщества. Как скоро читателю ожидать следующую книгу, и чему вы предполагаете ее посвятить?

- В настоящее время в соответствии с издательской программой администрации Воронежской области готовится к печати моя третья книга - "Сны о любви и верности". В нее вошли литературно-критические статьи последних лет и театральные рецензии на премьеры воронежских театров 2000-х годов. Я старался писать отклики на театральные события так, чтобы они были образны и точны в характеристиках, подчеркивали внутреннюю мысль, которая читается в происходящих на сцене событиях, чтобы само рассуждение не было скучным, но и не теряло интеллектуальной сосредоточенности. Этому я учился у Аполлона Григорьева.

Статьи о литературе посвящены прозе и поэзии - и выдающихся авторов, и совсем молодых. Свою задачу я видел не в том, чтобы показать читателю, какие писатели хорошие. Но старался подвести его к страницам прозаика или поэта и сказать: смотрите, они - такие...

Николай БАВЫКИН

Источник: в„– 70 (1785)
Газета "Берег"
  4514



Добавить комментарий

Ваш комментарий
Ваше имя
Ваш E-mail
 

Другие сообщения

Приобщение к высокому искусству
Главный театральный фестиваль страны объявил на прошлой неделе имена новых обладателей премии "Золотая маска", самой "урожайной" точкой среди регионов оказалась Пермь. Однако федеральные специализированные издания и критики в очередной раз подчеркнули: на пьедестале снова оказались "столичные дома", хотя "Маска" ратует за поддержку театров в регионах и их "равноправие на театральной карте страны".
Воплощенную героиню романа Толстого "Воскресение" Катюшу Маслову обычно обсуждают "отлипшие" от экранов телефонов школьники. И это, пожалуй, настоящая победа театра
Погрузиться в мир сказочных образов, которые объединяет стихия воды, предлагает художник и тату-мастер Валерия Ханина. Ее персональная выставка "Соль и вода" открылась в художественном салоне "Арт Коллекция".

© 2011 - 2024 Агентство информации "ФАКС".
Копирование информации размещенной на сайте, без активной гиперссылки на источник - запрещено.

Создано в студии "Алекс"