18..20 С
Давление: 744..746 мм рт.ст.
Ветер: Юго-Восточный 4 м/с
 
92.1314
98.7079
 
Последнее обсуждаемое
 

В музее им. Крамского показывают литографии Тулуз-Лотрека

12 августа 2014 года 00:36
 

Воронежцев продолжают знакомить с шедеврами мирового изобразительного искусства. На сей раз нам предложена встреча с летописцем ночной жизни Парижа; такой негласный "статус" приобрел знаменитый французский художник Анри де Тулуз-Лотрек, выставка произведений которого "Paris, Paris..." открыта в выставочном зале Воронежского областного художественного музея им. И.Н. Крамского.

Тридцати семи лет земного существования, отпущенных гениальному постимпрессионисту, хватило для того, чтобы его творчество посейчас воспринималось откровением. Собственно, Тулуз-Лотрека и при жизни упрекали за откровенность, считая его излишне публичным человеком. Так или иначе, вклад этого мастера в развитие мирового искусства неоспорим, что в очередной раз подтверждает выставка в Воронеже, организованная Арт-центром "Перинные ряды".

Красотки кабаре

Итак, "Paris, Paris…" - 52 литографии (портреты, наброски, афиши) из частных европейских собраний, демонстрирующие, как поясняют устроители, "суть бурлеска кабаре, в разных вариациях". Богемная жизнь французских проституток, актрис, танцовщиц, циркачей и прочего "отребья", порицаемая и презираемая тогдашним высшим обществом - объект приложения творческих сил Тулуз-Лотрека. И это тем удивительнее, что художник, неравнодушный к "изнанке" Парижа, был потомственным аристократом, представителем влиятельного графского рода.

Обстоятельства жизни продиктовали, однако, свою волю - злую, если судить с позиций обычной человеческой судьбы. Тяжелое наследственное заболевание (бабушки Анри приходились друг другу сестрами) и детские травмы (в 13 лет, вставая с кресла, сломал бедренную кость левой ноги, позже, при падении в канаву, получил перелом правой ноги, после чего ноги прекратили расти) изуродовали внешность художника. С непропорциональной фигурой и полутораметровым ростом на благосклонность высшего света рассчитывать было невозможно. Балы, скачки, военная карьера оказались недоступными для юноши; в аристократических кругах он непременно собрал бы кучу негатива в свой адрес. Кому понравятся насмешки и издевательства? А вот с обитателями "грязного" Монмартра Тулуз-Лотрек чувствовал себя полноценным человеком. Как следствие - работы знаменитой "цирковой" серии, представленные на выставке, сполна передающие яркость роскошной и беспечной эпохи, именуемой "La Belle poque". Специалисты называют их "изысканным французским десертом", позволяющим ощутить "пьянящую радость праздного бытия, манящего царства веселья, танцев, головокружительных трюков".

С "цирковыми" перлами соседствуют "картинки" не менее знаменитой серии под названием "Они", изначально названной автором "Проститутки".

- Дело в том, что Тулуз-Лотрек не делал никакого различия между добродетельными женщинами и продажными, - пояснила старший научный сотрудник музея Валерия Меремьянина. - Потому как "обычных" представительниц прекрасного пола он просто не знал, общался только с обитательницами парижского "дна".

Атмосферная полетность

Понятно, что на иные взаимоотношения с обществом художнику с дефектами внешности сложно было надеяться. Благо, родственники не подкачали; мать Тулуз-Лотрека, графиня Адель Тапье де Селейран, искренне любила сына, а деньги семьи позволили ему учиться у лучших художников. Он получил прекрасное образование, снимал мастерскую на богемном Монмартре, где прожил до конца своих дней. Вел пестрый, как сообщают деликатные источники, образ жизни, не чурался обильных возлияний в компании представителей "социального дна" (умер от алкоголизма и сифилиса). Нужды, одни словом, не знал. Как, впрочем, и прижизненного признания; по-настоящему творчество Тулуз-Лотрека оценили только после его смерти. И дело не только в том, что художник был своего рода отщепенцем "в народной семье". Его творческий метод, для того времени откровенно эпатажный, широкую публику по меньшей мере настораживал.

Чем? Законченные работы Тулуз-Лотрека легко принять за эскизы. Художник не вырисовывает скрупулезно деталей, не дает четких линий. Полетность, атмосферность, эфирность этих вещей делает их обобщением частностей. Автор не озабочен портретностью своего героя, ему важно точно очертить его силуэт, который, как ни удивительно, внятно передает характер персонажа, его квинтэссенцию. Потому-то, собственно, и ведем мы речь о шедеврах Тулуз-Лотрека; иначе шедеврами они не были бы.

Как передать человеческую сущность в эскизных работах, если сделать их статичными? Никак. Поэтому динамика изображений Тулуз-Лотрека - обязательный их компонент. Парижские "ночные бабочки" не замерли в красивых (равно как и любых других) позах - они танцуют, жестикулируют, поправляют одежду. Если проводить параллели с журналистикой - своего рода репортаж "писал" художник, способный "остановить мгновенье". Которое, как известно, прекрасно всегда.

Не царское это дело

Техника литографии, в которой выполнены выставочные работы, предполагает использование камней-матриц. Сохранились ли они, сослужившие художнику нужную службу, доподлинно не известно; выставка предлагает зрителю отпечатки с этих "основ". Обычная практика, и не только российская.

- Большинство художников предпочитали литографию офорту, потому что она - именно рисунок, тогда как для офорта нужно было не рисовать, а вырезать, - продолжала Валерия Меремьянина. - Тулуз-Лотрек использовал в литографиях до шести цветов, что очень сложно. Для каждого цвета создается отдельный рисунок, и потом все "отдельные элементы" совмещаются воедино, создавая законченное изображение.

Тулуз-Лотрек, как всякий уважающий себя гений, поручал делать матрицы граверам. Но самолично тщательно контролировал процесс, прекрасно понимая, что тут мелочей не бывает. Ведь техника литографии позволяет печатать до 1000 экземпляров с одной матрицы (считается, что максимально точно передают авторский замысел 300 первых оттисков) - можно ли "запороть" такое количество работ из-за изъяна "базисного" камня?

Влезь в душу

Заслуга Тулуз-Лотрека - не только создание качественной, "сочной" литографии. В числе его творений - афиши, в том числе к новаторским спектаклям знаменитого кабаре "Мулен Руж". Афиш французский мастер сделал совсем немного - всего три десятка за всю жизнь. Но при том показал, что такое по-настоящему действенный плакат, переведя его, благодаря своему фирменному стилю, из разряда сухой утилитарной информации в эмоциональное, "живое" произведение искусства. Да и как мог он, человек-вдохновение, отказаться от личного отношения к предмету изображения - любому и всякому? Он, способный всю ночь смотреть на танцовщицу в борделе, чтобы утром сделать единственный набросок?..

Увлекающийся, страстный, ироничный, местами резкий, грубый, желчный, а то и ехидный... Современники частенько упрекали Тулуз-Лотрека за слишком жесткий рисунок или грязные краски, но неизменно восхищались его аналитическими способностями. Даже у скептиков не возникало сомнения, что, намеренно и преувеличенно уродуя своих любимых натурщиц, художник пытался влезть в душу каждой из них. И поделом присвоен ему "титул" гения уродства; им, согласно исторической справке, наградила художника дама сердца, красавица-певица Иветта Гильбер, изображенная почему-то с непомерно крупным носом...

Сегодня оригиналы работ Анри де Тулуз-Лотрека разошлись по всему миру. Большая их часть собрана в средневековом дворце в родном городе художника Альби. А в музее Крамского оценить творчество мастера можно до 17 августа включительно.

Источник: Оксана Мишина
Газета "Берег"
  4531



Добавить комментарий

Ваш комментарий
Ваше имя
Ваш E-mail
 

Другие сообщения

Приобщение к высокому искусству
Главный театральный фестиваль страны объявил на прошлой неделе имена новых обладателей премии "Золотая маска", самой "урожайной" точкой среди регионов оказалась Пермь. Однако федеральные специализированные издания и критики в очередной раз подчеркнули: на пьедестале снова оказались "столичные дома", хотя "Маска" ратует за поддержку театров в регионах и их "равноправие на театральной карте страны".
Воплощенную героиню романа Толстого "Воскресение" Катюшу Маслову обычно обсуждают "отлипшие" от экранов телефонов школьники. И это, пожалуй, настоящая победа театра
Погрузиться в мир сказочных образов, которые объединяет стихия воды, предлагает художник и тату-мастер Валерия Ханина. Ее персональная выставка "Соль и вода" открылась в художественном салоне "Арт Коллекция".

© 2011 - 2024 Агентство информации "ФАКС".
Копирование информации размещенной на сайте, без активной гиперссылки на источник - запрещено.

Создано в студии "Алекс"