8..10 С
Давление: 743..745 мм рт.ст.
Ветер: Юго-Восточный 4 м/с
 
92.2628
99.7057
 
Последнее обсуждаемое
 

В столице Черноземья издан сборник посвящений воронежским поэтам

25 сентября 2014 года 19:36
 

Появление и наполнение этой небольшого формата книжицы требует непременной оговорки. Член воронежского регионального отделения Союза российских писателей, поэт, прозаик Сергей Попов, решивший запечатлеть воронежские литературные реалии конца прошлого века, не ставил задачей написать некую летописную "объективку" с претензией на документальную точность.

Эссе, включенные в сборник - плоды впечатлений "от личных встреч автора-составителя, - цитирую "Вступительное пояснение", - с поэтами, представленными на последующих страницах". Поэтому заголовок книги - "Поговорим о наших мертвых" - уточняется подзаголовком: "Взгляд на поэзию Воронежа второй половины XX века". Система координат

- Слово "взгляд" должно пониматься буквально, и выбор поэтических имен обусловлен исключительно обстоятельствами жизни вашего покорного слуги, - объясняется автор. - А выбор стихов - его читательским вкусом. Так что данное собрание произведений изначально задумано и реализовано как продукт субъективный и никоим образом не претендующий на полноценное отражение и ранжирование литературных персоналий и художественных значений.

Такова система координат - строгая и демократичная одновременно. Помещены в нее поэты, из жизни ушедшие, а из памяти читающего (не говоря уж о пишущем) воронежского большинства - нет. Это люди, с каждым из которых доводилось общаться и мне, поэтому равнодушное прочтение книги априори было исключено. Личный момент, разуВ­меется - не посыл к обобщению, но, как правило, любое повествование, связанное с пристрастным авторским отношением к его героям и событиям, интересно самой широкой публике. Ведь читатель в таких случаях общается сразу с двумя "живыми" личностями: тем человеком, о котором написано, и тем, кто написал. А что есть в искусстве (литературе) интереснее, чем человеческая "живость", подлинность? Характеры, состояния, отношения?

Книга структурирована таким образом, что эссэистические этюды под общим названием "Узники юности" перемежаются небольшими подборками стихотворений поэтов, ставших действующими лицами. Сами эссе - чтиво насколько информативное, настолько же и занимательное. И - не без интриги; герои миниатюр Сергея Попова не поименованы. При том, что и по текстам без труда "вычисляются" (теми, конечно, кто их знал), и по подборкам, следующим за ними - эти подборки не только "идентифицированы", но и снабжены краткими биографическими справками.

В едином стиле

Все-таки о поэтах должны писать поэты! Даже тогда, когда речь идет об отнюдь не поэтическом срезе бытования того или иного стихотворца. Разумеется, банальное "здесь он жил, а здесь - женился" тоже не лишено смысла и интереса; именно поэтому так востребованы в читательской среде мемуары. Но когда материал подан более, с творческой точки зрения, изобретательно и изящно, когда он сочен, с "дыханием почвы и судьбы" - это выглядит действительно достойной данью памяти тому, кто ее заслуживает.

"Темноватый зал свежепостроенного Дома актера полнился громовым голосом…" Первая же фраза главки под названием "Громкоголосый" заставляет подозревать, что речь идет о Валерии Борисовиче Мартынове - в рассматриваемую пору он вел литературное объединение, где занимались начинающие стихотворцы. Читаю дальше - и убеждаюсь: да, Мартынов, без сомненья. "Оконные стекла ответно пели, лампочки дребезжали, слушатели поеживались. Увлекая собственными умозаключениями, он привставал, нависал над столом, тянулся к аудитории. Его крупный, обтянутый безволосой кожей череп зловеще светился при слабосильных потугах потолочного вольфрама. Речь была веской, энергичной, горячей".

По этому отрывку можно судить о том, в каком ключе написана вся книга: она отличается стилевым единообразием прозаических частей. Благодаря чему, собственно, и создается ощущение "цельнокроенного", укладывающегося в один вечер диалога с автором о вещах, важных (если не святых) для вас обоих. Ведь большинство поэтов, увековеченных в слове Сергея Попова, сыграли свои - незаменимые! - роли в судьбах многих и многих пишущих из числа тех, кто начинал на излете прошлого века.

Каждому - свое

Прочие - как, например, Александр Ромахов - ушли молодыми, успев, однако, связать себя прочными дружескими узами со многими из ныне здравствующих литераторов. "Он был высок, худощав, белокур. Любил носить классические костюмы с жилетками. Хотя всю жизнь плотничал по разным конторам, и повседневность к такой форме одежды никак не располагала. Он был порывист, громкоречив, склонен к некоторой театральности. Мог при случайной встрече потребовать, чтобы выслушали сочиненный накануне сонет, по-актерски воздеть руку и, не обращая внимания на озадаченных прохожих, во всю мощь продекламировать нетленные строки.

Его всегдашнее желание неформально отметить всякое творческое свершение, как правило, находило отклик. И он становился улыбчивым, грустноглазым, многословным. Распространялся о задумках, строил планы, клялся в любви…" Да, это он - наш Ромка. И его стихи.

Каркнет ворон на древнем дубу,

Ведьма вылетит с воем в трубу -

Все как встарь на моей стороне,

Загадала где мать обо мне.

Окликала-гадала, ждала;

Дождалась - удержать не смогла…

Конечно, у каждого из посвященных читателей - свои Виктор Панкратов, Станислав Никулин, Анатолий Жигулин, Владимир Гордейчев… И взгляд автора книги на этих и иных персон, представленных в сборнике, обстоятельство сие только подчеркивает, но никак не отменяет. Ценно (как, может, ничто другое) и то, что через портрет конкретного поэта дан - опосредованно - контекст воронежской литературной эпохи, не меньше. Ностальгирующим по ней - рекомендую в первую очередь…

Источник: Анна Жидких
Газета "Берег"
  4255



Добавить комментарий

Ваш комментарий
Ваше имя
Ваш E-mail
 

Другие сообщения

Приобщение к высокому искусству
Главный театральный фестиваль страны объявил на прошлой неделе имена новых обладателей премии "Золотая маска", самой "урожайной" точкой среди регионов оказалась Пермь. Однако федеральные специализированные издания и критики в очередной раз подчеркнули: на пьедестале снова оказались "столичные дома", хотя "Маска" ратует за поддержку театров в регионах и их "равноправие на театральной карте страны".
Воплощенную героиню романа Толстого "Воскресение" Катюшу Маслову обычно обсуждают "отлипшие" от экранов телефонов школьники. И это, пожалуй, настоящая победа театра
Погрузиться в мир сказочных образов, которые объединяет стихия воды, предлагает художник и тату-мастер Валерия Ханина. Ее персональная выставка "Соль и вода" открылась в художественном салоне "Арт Коллекция".

© 2011 - 2024 Агентство информации "ФАКС".
Копирование информации размещенной на сайте, без активной гиперссылки на источник - запрещено.

Создано в студии "Алекс"