5..7 С
Давление: 745..747 мм рт.ст.
Ветер: Юго-Восточный 3 м/с
 
92.2628
99.7057
 
Последнее обсуждаемое
 

Гости вернисажа съели современное искусство

17 ноября 2014 года 19:48
 

Событие интриговало заведомо: анонсируя выставку "Король Паштет", ее автор, воронежский художник Иван Горшков, без сожаления сообщал, что экспонатам не суждено дожить до завершения вернисажа. Потому как они - из еды, которая по просмотру чуда чудного будет немедленно уничтожена гостями ресторана O’Hara, где презентовали выставку. И этот акт вандализма - необходимое звено в цепочке превращений обыденности в искусство и наоборот.

Произведения, вошедшие в экспозицию, создавались творческими руками поваров, включая шефа - по тщательно разработанным эскизам Ивана. Местный зритель знает его, прежде всего, как творца брутальной металлической скульптуры - сварной. Причудливые громадины образны и, по восприятию, ассоциативны; те же характеристики приложимы к тому, что было массово и с аппетитом истреблено субботним вечером в ирландском пабе. Не междусобойчик с тамадой

"Растерянный карлик", "Башня слоновой кости", "Веселый карнавал", "Волшебник рубинового города"... Видимо, пятнадцатикилограммовый карлик, выкрашенный во все (как минимум) цвета радуги (слава пищевой аэрографии), растерялся оттого, что его изваяли из бисквитов и крема, снабдив шоколадной головой! А ярко-голубая спрутообразная горка, по которой небрежной россыпью рассредоточились какие-то черные букашки - салат оливье в прозрачном желе из водки; без градуса жесткой формы, представьте себе, не получилось бы!..

Паштет, который Король, таился в основании скульптурной группы "Замок фараона". Сам фараон тоже был - картофельный. Находился в непосредственной близости от жуткого, но симпатичного мясного замка, утопавшего в кровавом брусничном соусе. Дикости композиции придавала легкомысленная травка-муравка, которую ловко имитировал изумрудный зеленый горошек. Неописуемой наружности фонтаны, прихотливо изливающие струи водки и вишневого сока, выглядели на фоне вышеописанного креатива чуть ли не наследием "прошлого режима" - все те же, характерные для Горшкова сварные конструкции из нержавейки, способные скорректировать эмоциональный фон любого пространства.

Комментируя странный праздник, Иван не уставал повторять: "Король Паштет" - не типовая вечеринка, не элитный корпоратив, не какой-то компромисс или междусобойчик с тамадой и конкурсами. А полноценная персональная выставка современного искусства - пафосная и спорная, которая займет в портфолио автора верхнюю строчку. "Я считаю, что на сегодня это - лучшее из созданного мной. Никаких особых новаций в пластике я не изобретал; главной задачей выставки виделось помещение экспонатов в непривычную среду в непривычной ипостаси, что само по себе автоматически превращается в главную тему и главную проблематику".

За рамки приличий

Художник пояснил, почему, на его взгляд, скульптура из еды вовлекает зрителя в эмоциональный контакт особенно сильно.

- Здесь есть что-то откровенное, неприличное, возмутительное, манящее, острое, опасное. Начиная с того, что играть с едой - нехорошо; к хлебу надо относиться с почтением. А здесь из него какие-то поделки лепят; в детском возрасте можно за такое ремня получить. Другое табу - к искусству тоже нужно относиться уважительно. Нельзя трогать его руками, тыкать пальцем, нюхать. Тем более - пожирать: облизывать, разрывать на части. Неприлично. И на этой выставке мы чем дальше, тем больше влипаем во что-то неприличное - даже на уровне мероприятия как такового. Закрытый буржуазный вернисаж, где дамы должны быть в коктейльных платьях... От одного этого уже дурно пахнет для приличного человека. Тем более, для художника. И мне, воспитанному на том, "что такое хорошо и что такое плохо", захотелось выйти из сферы общепринятых норм. Включить механизмы тактильного восприятия, запах, вкус, что подсовывает нам всевозможные ловушки и сюжетные неожиданности. Активизируются инстинкты, рефлексы; кажется, "съедобную" скульптуру воспринимает все тело. Желе и безе, шоколад и мармелад - липкое, сладкое, жирное, теплое, мягкое, вязкое, душистое… Все это сочится, колышется, испаряется, блестит, истекает, жаждет слиться с телом гостя... Вот такие категории приходят на ум. С их помощью художник пополняет свой арсенал выразительными средствами; для меня это очень интересный новый опыт, новые инструменты в изобразительном языке, новые механизмы восприятия.

Виват, паштет

В общем, выставка "Король Паштет" задумывалась как набор парадоксов. Зритель должен был на каждом шагу испытывать трудности с идентификацией происходящего: когда работы преподносятся не только как серьезная скульптура, но и как ресторанные деликатесы, один конфликт рассудка с желудком чего стоит...

Необычные блюда готовились в течение трех дней, а обсуждались два месяца. И сколько ни объяснял автор концепцию - вопрос "при чем тут еда" не терял актуальности.

- Я хотел получить многогранный, сложный эффект от комбинирования предметов, мест и обстоятельств, - терпеливо "разжевывал" идею художник. - Хотел добиться особой полноты ощущений от специфических материалов. Почему еда? Это материя витальная, телесная, ощущаемая всем организмом.

- Почему устроен закрытый вернисаж в ресторане, а не открытый в галерее?

- Организация такой выставки - выход из зоны комфорта художника. Здесь нужно было изобретать велосипед заново. Потому что саму ситуацию ты изобретаешь заново. Я подумал, что "ресторанный шик" придаст моим растерянным героям определенную театральность. А также - статус деликатесных блюд, что усилит драматургию. А почему "Король Паштет"? Меня интересует ситуация, когда паштет может быть королем, и что это за характер. К тому же, в названии есть спокойствие и тайна.

Вот так и вышло, что зрители не только оценили современное искусство, но и попробовали его на зуб. Жанр того требовал.

- Здесь видна и работа художника с формой, и работа повара с ингредиентами и всевозможными кулинарными нюансами, - продолжал Иван. - Неуклюжие фигуры, нелепые портреты, помещенные в атмосферу ресторана, выпадают из простой ассоциативной иерархии, и уже сложно сказать, пажи это или короли. Зритель оказывается в "королевстве кривых зеркал", где сталкивается с множеством сомнений и соблазнов.

Голод не грозит

Не знаю, в нашем городе так получается, или везде: современное искусство - априори провокативно. И в этом разрезе "Король Паштет", где, так сказать, в едином строю высокое и низкое, далекое и близкое - на заслуженном троне. Потому как сполна отрабатывает известный постулат: искусство - всегда новость и свежесть. Таково необходимое и достаточное условие его состоятельности.

Ну, а распашка целины - дело всегда непростое: Иван весьма живописно рассказывал, как, поменяв инструменты художника и скульптора на кухонные прибамбасы, месил десятки килограммов сливочного крема, познавал замысловатые гастрономические технологии и нюансы молекулярной кулинарии. С помощью которой, в частности, материализовалась красная икра из мармелада; в нее "вживили" леденцовых существ, похожих на жирные лиловые кляксы с усиками и хвостиками...

Кто-то из журналистов упорно пытал Ивана, должен ли художник быть голодным. Как, к примеру, Модильяни. Горшков отвечал, что художник должен создавать искусство. А что касается голода - хорошему мастеру он не грозит. В наш век Интернета и дефицита ярких авторов все, того достойное, можно выложить на всеобщее обозрение - и награда незамедлительно найдет героя.

Источник: Анна Жидких
Газета "Берег"
  4117



Добавить комментарий

Ваш комментарий
Ваше имя
Ваш E-mail
 

Другие сообщения

Приобщение к высокому искусству
Главный театральный фестиваль страны объявил на прошлой неделе имена новых обладателей премии "Золотая маска", самой "урожайной" точкой среди регионов оказалась Пермь. Однако федеральные специализированные издания и критики в очередной раз подчеркнули: на пьедестале снова оказались "столичные дома", хотя "Маска" ратует за поддержку театров в регионах и их "равноправие на театральной карте страны".
Воплощенную героиню романа Толстого "Воскресение" Катюшу Маслову обычно обсуждают "отлипшие" от экранов телефонов школьники. И это, пожалуй, настоящая победа театра
Погрузиться в мир сказочных образов, которые объединяет стихия воды, предлагает художник и тату-мастер Валерия Ханина. Ее персональная выставка "Соль и вода" открылась в художественном салоне "Арт Коллекция".

© 2011 - 2024 Агентство информации "ФАКС".
Копирование информации размещенной на сайте, без активной гиперссылки на источник - запрещено.

Создано в студии "Алекс"