16..18 С
Давление: 749..751 мм рт.ст.
Ветер: Восточный 2 м/с
 
93.4409
99.5797
 
Последнее обсуждаемое
 

Режиссер одного из лучших спектаклей воронежского театрального сезона 2013-14 - о Старой Руссе Достоевского и уроках Хейфеца

03 декабря 2014 года 22:54
 

Артист Воронежского театра юного зрителя Александр Сидоренко поставил там несколько спектаклей. У последнего - "Бедные люди" - счастливая судьба. По итогам сезона 2013-2014 годов он был признан лучшим спектаклем сезона на пару с "Днем города" Камерного театра.

Актер Василий Марков, исполнивший в спектакле несколько ролей второго плана, объединенных в персонаж по имени Некто, стал лауреатом в номинации "Актер сезона". На ХVIII Международном фестивале камерных спектаклей по произведениям Ф.М.Достоевского в Старой Руссе исполнительница роли Вареньки Доброселовой Екатерина Пухначева взяла приз за лучшую женскую роль. Особое отношение

Если принять во внимание, что "Бедные люди" - спектакль на трех артистов (Александр Сидоренко не только режиссер, но и исполнитель роли Макара Девушкина), то всем сестрам, можно сказать, досталось по серьгам. Получилась почти рождественская история.

Своими размышлениями об этой работе и о театральном фестивале в Старой Руссе Александр Сидоренко поделился с читателями газеты "Берег".

- Саша, я помню ваш первый спектакль в качестве режиссера. Это был Вампилов, "Дом окнами в поле". И понимаю, что до сегодняшнего успеха путь был неблизкий. Вы выбрали непростую пьесу Валерия Семеновского. Подчеркну - это не инсценировка, как писали многие рецензенты, а вполне оригинальная пьеса. Как вы обратили на нее внимание?

- Выбирал по названию. Написал в Санкт-Петербургский театр юного зрителя (в Интернете ее не было), они прислали с оговорками. Насколько пьеса интересна, я понял уже в работе. Интересна именно подходом автора: в суть, а не в иллюстрацию. Вначале там были для меня вопросы. Но мы решили отправиться в это плавание - и вот, слава Богу, доплыли. Но оно, это плавание, само по себе было очень интересным. Как процесс. Изначально на роль Макара Девушкина был назначен другой артист. Но, по не зависящим от меня причинам, пришлось самому главную роль играть. И это продлило удовольствие от работы, потому что таким образом я находился и внутри этого спектакля.

- Но, с другой стороны, это и сложностей, наверное, прибавило?

- В работе - очень. И увеличило нагрузку на других: и на партнеров, и на Татьяну Викторовну Бондаренко (режиссер спектакля по пластике; прим. авт.), которая очень сильно помогла. Приходилось снимать репетиции на видео, потом дома корректировать. До сих пор, выходя на сцену, я испытываю особое отношение и к партнерам, и к спектаклю, и к зрителю, который пришел.

Призы - всем!

- Кроме Вас и актеров, спектакль создавали художники Валерий Мелещенков (сценография), Наталья Бобровских (костюмы), Татьяна Бондаренко (пластика). Мне показалось, что этот спектакль сделан командой единомышленников. А у Вас есть ощущение команды?

- А это самое важное в театре. Если команда есть, и если она думает в одном направлении, идет по одному пути, то тогда можно куда-то прийти. Пока получается. Пока - потому, что спектакль - сиюминутное действо. Это, с одной стороны, грустно, а с другой, ответственно. За сказанное слово, за сделанный жест. Поэтому так важно ощущать себя частью команды. Вот на фестиваль в Старую Руссу мы не все поехали. Но каждый день созванивались, какие-то вопросы решали, чувствовали поддержку друг друга. И тому, что Катя взяла приз, радовались все.

- В каком-то смысле справедливость восторжествовала. У Вас - приз, у Маркова - приз, должен быть и у нее...

- Так как Катя с Васей уехали с фестиваля раньше, Катину награду вручали мне. Я сидел в зале и любовался этими статуэтками замечательными, персонажами Достоевского. Все разные. Тяжелые такие! Настоящие! Приятно было получать. Тем более - для Кати, молодой актрисы. Для любого актера это важно, а для молодого - вдвойне.

- А вообще какое впечатление осталось от фестиваля?

- На меня произвела впечатление сама Старая Русса. Это место, где Достоевский купил себе дом. И я, если можно так сказать, понял Федора Михайловича. Понял, за что он полюбил этот по-настоящему тихий северный городок. И до него это место дышало историей. А уж когда он стал там жить…

- И написал многое именно там...

- "Братья Карамазовы" полностью там написаны. И этот дух - он там остался. Потому что в словах заключена великая энергия и большой смысл. И когда ты находишься в Старой Руссе, в день рождения писателя стоишь на панихиде в церкви, куда он ходил, и священник произносит имена Федора, Анны - супруги его, детей, которые уже ушли... Ты понимаешь, что речь идет о живом человеке, который ходил по этой мостовой, смотрел на эту речку, молился в этой церкви. Что чувствуется там в каждом доме. Это родина Достоевского. Не место, где он родился, а духовная родина. Его место. Неспроста же там проводится фестиваль. И приезжают люди, которые именно там хотят сыграть своего Достоевского.

Поклон Федору Михайловичу

- Откуда приезжали в этом году?

- Были спектакли из Польши, из России - много. Питер, Белгород, Петрозаводск. Критики были замечательные: Ирина Алпатова, Марина Быкова, Владимир Спешков... Конечно, театральные критики - специВ­фические люди. Но мне показалось, что своим спектаклем мы сумели их убедить, отстояли свою позицию.

- А площадку какую пришлось обживать?

- Зал был необычный для нас. Мы же в Воронеже играем на малой сцене. Максимум сто человек можем посадить. А там пришло человек за двести. Хороший зал, неплохая сцена и... не очень хороший свет. Спасибо отдельное Диме Беспалову, который сейчас несет службу в Вооруженных силах. С нами съездил - и тут же ушел в армию. Мы еще шутили: "Дима, тебе повезет, ты точно куда-нибудь сюда, в Новгородскую область, служить приедешь". Так вот, то, что мы оказались на большой сцене, добавило спектаклю воздуха. Малая сцена - это камерность. Там же подача немножко другая. Но это не разорвало наши связи, наработанные за сыгранное и репетиционное время. Просто добавило новые краски, под новым углом спектакль развернуло. Мне кажется, все получилось... Был удивительный момент. Мы уже выходим на поклон. Поклонились первый раз в зал. А справа, если смотреть со сцены -большой портрет Федора Михайловича. Я говорю: "Ребята, разворачиваемся". Мы развернулись, и второй наш поклон был в сторону Федора Михайловича.

- Таким образом получили его поддержку?

- Ну, что-то вроде того.

- Саша, любая медаль - о двух сторонах. И следующие ваши работы будут обязательно сравнивать с этой. То есть, каждый последующий спектакль нужно будет делать лучше предыдущего…

- Я это понимаю, но стараюсь не туда направлять свое внимание. Так меня учили и Сергей Александрович Надточиев, и Владимир Васильевич Бугров, а потом Леонид Ефимович Хейфец. Надо идти от материала. У Вахтангова есть замечательная формула "время-автор-коллектив". Она работает. Надо идти от автора, понимать, что он пытался сказать. И что мы можем сказать в сегодняшнее время. И с кем ты это будешь делать.

-Кстати, а автору пьесы, Валерию Семеновскому, покажете спектакль?

- У него не получилось приехать в Старую Руссу. Будем приглашать в Воронеж. Но, честно говоря, я немножко побаиваюсь.

Надежда РОГОТОВСКАЯ

Источник: в„– 134 (1849)
Газета "Берег"
  3574



Добавить комментарий

Ваш комментарий
Ваше имя
Ваш E-mail
 

Другие сообщения

Приобщение к высокому искусству
Главный театральный фестиваль страны объявил на прошлой неделе имена новых обладателей премии "Золотая маска", самой "урожайной" точкой среди регионов оказалась Пермь. Однако федеральные специализированные издания и критики в очередной раз подчеркнули: на пьедестале снова оказались "столичные дома", хотя "Маска" ратует за поддержку театров в регионах и их "равноправие на театральной карте страны".
Воплощенную героиню романа Толстого "Воскресение" Катюшу Маслову обычно обсуждают "отлипшие" от экранов телефонов школьники. И это, пожалуй, настоящая победа театра
Погрузиться в мир сказочных образов, которые объединяет стихия воды, предлагает художник и тату-мастер Валерия Ханина. Ее персональная выставка "Соль и вода" открылась в художественном салоне "Арт Коллекция".

© 2011 - 2024 Агентство информации "ФАКС".
Копирование информации размещенной на сайте, без активной гиперссылки на источник - запрещено.

Создано в студии "Алекс"