10..12 С
Давление: 748..750 мм рт.ст.
Ветер: Юго-Восточный 3 м/с
 
92.5919
100.2704
 
Последнее обсуждаемое
 

Областной музей им.Крамского показывает "Скульптуру цвета"

17 марта 2015 года 08:38
 

В выставочном зале Воронежского областного художественного музея им. И.Н. Крамского экспонируется живопись известной московской художницы, действительного члена Российской академии художеств Нателлы Тоидзе.

Это мастер, имеющий своих зрителей и почитателей не только в столичных культурных кругах. И даже не только в нашей стране: за последние несколько лет крупные, ретроспективные выставки художницы с успехом прошли в Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Париже, Вологде, Саранске, Нижнем Новгороде. Теперь вот и Воронеж приобщился...

Глобализм повседневности

Представляя экспозицию и рассказывая о ней, директор музея Владимир Добромиров отметил: развешивались полотна с особым тщанием. Скрупулезно выстраивался цвет для каждой вещи ("нужно, чтобы у собачки глазки загорелись"), неоднократно менялась композиция и т.д.; можно сказать про выставку, сформулировал Владимир Дмитриевич, что это - "живопись Нателлы Тоидзе, режиссура Вадима Абдрашитова". Да-да, прославленный советский режиссер при сем непосредственно присутствовал, будучи супругом художницы, и давал ценные указания на тот счет, как должно быть подано в Воронеже ее творчество. Которое всякий раз - именно в зависимости от выставочной площадки - компонуется с учетом ее особенностей. В общем, в выступлениях Тоидзе на публике мелочей не бывает.

В итоге получилось во всех смыслах мощное зрелище. Мало того, что выставка заняла два этажа выставочного зала - она еще и демонстрирует своего рода живописный глобализм. В последнее десятилетие Тоидзе часто выбирает большой формат холстов. Не выписывает "листиков" - пользуется крупным мазком. И погружает зрителя в пространство, укрупненное в деталях. Пейзажи, натюрморты, портреты создаются непременно с натуры - работает Нателла на пленэре. Причем в любое время года, несмотря на понятные технические трудности исполнения столь масштабных произведений; художница говорит, что в мастерской цвета не увидеть. Такие картины Тоидзе передают умение автора подчеркнуть поэзию повседневности, живописно обобщить ее и показать мир с необычной точки зрения, превращая его в сложный по колористическому решению узор ("Август", "Перед снегом"). А внятный, даже несколько гиперболизированный декоративизм, вызывающий ассоциации с европейским искусством эпохи символизма, характерен для другого пласта работ - метафорических композиций (диптих "Флора и Фауна", диптих "Антракт").

Продолжательница династии

Узнаваемый авторский почерк в данном случае счастливо объединен с высокой живописной культурой, заложенной в семье Нателлы, где несколько поколений связаны с искусством. К художественной династии Тоидзе принадлежали дед художницы, Мосэ Тоидзе (живописец, ученик Ильи Репина, один из учредителей Академии художеств СССР), отец, Георгий Тоидзе (известный скульптор и график) и дядя, Ираклий Тоидзе (плакатист, автор знаменитого плаката "Родина-мать зовет"). В числе первых профессиональных живописцев-женщин России была бабушка художницы, Александра Сутина, окончившая класс православного иконописания Императорской академии художеств в Петербурге.

Нателла Георгиевна родилась и выросла в Москве. Учеба на факультете театрально-декорационного искусства Московского академического художественного училища памяти 1905 года позволила художнице открыть для себя новое понимание пространства и масштаба холста. В ее профессиональном становлении традиции московской живописной школы стали основополагающими. А первым и главным учителем Нателла называет отца; позволяя дочери с детских лет работать в своей мастерской наравне со студентами, Георгий Тоидзе ставил перед ней серьезные творческие задачи, в том числе - скульптурные.

С 1973 года Нателла Георгиевна регулярно участвует в московских, всесоюзных и всероссийских выставках. В 1984-м вступила в Союз художников СССР. В 2004 году, после персональной выставки в Российской академии художеств, была награждена Золотой медалью РАХ. С 2007-го Тоидзе - член-корреспондент РАХ, с 2011-го - действительный член РАХ. Участвовала в выставках в Государственном музее в Пекине, в Линкольн-центре в Нью-орке, в Лиссабоне и других.

Объем на плоскости

В воронежской экспозиции представлено более 60 произведений Нателлы Тоидзе из собрания автора, Российской академии художеств и частных коллекций. Показаны все жанры, в которых работает художница: пейзаж, натюрморт, аллегорические полотна. Это как ранние работы 1970-х годов, так и созданные совсем недавно. Пейзажи, написанные в пастозной "темпераментной" манере, близкой живописи "Бубнового валета", и сложные по композиции, изысканные натюрморты соседствуют со сдержанными по цветовой гамме ландшафтами средней полосы России ("Московский дворик", полиптих "Северные мальвы").

Объединяющее начало абсолютно всех работ не трудно, однако, "вычислить": характерная черта творчества Нателлы Тоидзе - непременное присутствие в ее живописи драматического начала, которое "читается" даже при отчетливой декоративности, выраженной орнаментальности полотен ("Дикий виноград", "В начале лета"). Все работы - с градусом.

- Художница - умница: она ставит себе чисто живописные задачи, - подчеркивает Владимир Добромиров. - Решила, к примеру, написать арбуз на красном - именно на красном! - фоне. Рассказывала, как бросила специальную красную тряпку, разместила на ней спелый арбуз - и писала до тех пор, пока нашла те цветовые соотношения, при которых одно на фоне другого не смотрелось зияющей дыркой. А что касается названия - "Скульптура цвета" - это определение принадлежит талантливому искусствоведу Паоле Волковой. И традиция такая действительно была - еще с Древнего Египта, где начинали раскрашивать скульптуры, чтобы выявлять объем. И почему бы художнику не попробовать на плоскости холста создать некую объемность, эффект скульптурности? Нателле Тоидзе это, безусловно, удается.

Источник: Анна Жидких
Газета "Берег"
  3511



Добавить комментарий

Ваш комментарий
Ваше имя
Ваш E-mail
 

Другие сообщения

Приобщение к высокому искусству
Главный театральный фестиваль страны объявил на прошлой неделе имена новых обладателей премии "Золотая маска", самой "урожайной" точкой среди регионов оказалась Пермь. Однако федеральные специализированные издания и критики в очередной раз подчеркнули: на пьедестале снова оказались "столичные дома", хотя "Маска" ратует за поддержку театров в регионах и их "равноправие на театральной карте страны".
Воплощенную героиню романа Толстого "Воскресение" Катюшу Маслову обычно обсуждают "отлипшие" от экранов телефонов школьники. И это, пожалуй, настоящая победа театра
Погрузиться в мир сказочных образов, которые объединяет стихия воды, предлагает художник и тату-мастер Валерия Ханина. Ее персональная выставка "Соль и вода" открылась в художественном салоне "Арт Коллекция".

© 2011 - 2024 Агентство информации "ФАКС".
Копирование информации размещенной на сайте, без активной гиперссылки на источник - запрещено.

Создано в студии "Алекс"