15..17 С
Давление: 743..745 мм рт.ст.
Ветер: Восточный 2 м/с
 
92.1314
98.7079
 
Последнее обсуждаемое
 

Сергей Летов рассказал в Воронеже о культурном андеграунде восьмидесятых

25 марта 2015 года 22:34

Саксофонист Сергей Летов известен широкой аудитории прежде всего как постоянный сессионный участник записей различных российских рок-групп: "ДДТ", "ДК", "Гражданская Оборона". К сожалению, гораздо меньшее количество людей знают его как джазмена, саксофониста-импровизатора, чьи сольные работы не менее достойны внимания, чем коллаборации со "звездами" рока.

Не так давно Сергей Летов выпустил книгу "Кандидат в Будды". Которую и представил на днях в Воронеже, выступив в книжном клубе "Петровский". Рассказ о книге предварял концерт Сергея Федоровича - как всегда, совершенно уникальный. Яркая и красивая импровизационная музыка, приправленная щепоткой здорового авангардного безумства… Лесные записки

- Поскольку мы с вами находимся в книжном клубе, уместно будет рассказать о книге "Кандидат в Будды", которая недавно у меня вышла, - логично заметил Сергей Федорович. - Все началось еще с московских концептуалистов второй половины прошлого века. Это движение находилось в подполье: современное искусство властями совершенно не поощрялось. Концептуалисты не то чтобы активно прятались. Нет. Просто они свое творчество на суд зрителей не выносили.

Акции ключевой арт-группы московского концептуализма "Коллективные действия" проходили преимущественно глубоко в лесах. Добраться туда было непросто: на место можно попасть, только сменив поочередно несколько видов транспорта. И еще пройдя черт знает сколько пешком. Поэтому попадали только "свои". Неформальный лидер "Коллективных действий" Андрей Монастырский предлагал (и предлагает до сих пор) записать участникам свои впечатления от таких "междусобойчиков".

- Я участвовал в этих акциях, - пояснил Сергей Летов. - И с записок о них началась для меня некая эссеистика. Позже писал текст для самиздатовского джазового журнала "Квадрат" Ефима Барбана. То есть какие-то опыты работы со словом в середине восьмидесятых все-таки у меня были.

А на рубеже девяностых-двухтысячных израильский культуртрегер Денис Иоффе предложил Летову создать текст о Сергее Курехине. Для уже несуществующего литературного интернет-портала "Топология междуречья" Летов написал поминальные заметки. И, поскольку сайта давно нет, автор впоследствии решил перенести этот текст в свою книгу - в видоизмененном виде.

- Текст Денису понравился, и он предложил мне писать для портала topos.ru, - рассказывал музыкант. - Это такой литературно-философский онлайн-журнал. Я с ним какое-то время сотрудничал. Потом стал писать для сайта "Специального радио", которым тогда занимался руководитель группы "ДК" Сергей Жариков. А однажды мне даже довелось сделать текст для портала polit.ru…

По просьбам трудящихся

На эти работы обратил внимание петербургский поэт Аркадий Драгомощенко. Он написал Летову письмо с предложением собрать воедино все эссе и издать в виде книги. Но Сергей словам Аркадия не внял.

- Прошло некоторое время, и ко мне обратилась Анна Черниговская, вдова экс-флейтиста "Аквариума" Дюши Романова, - поделился музыкант. - Она, опять же, предложила заняться книгой. Уточнив, что было бы здорово сделать акцент на культурной жизни Ленинграда восьмидесятых. Чтобы Москвы было меньше, а Ленинграда больше.

Книга стала писаться, но через некоторое время процесс был приостановлен. Не в последнюю очередь на это повлияла смерть брата Сергея - Егора Летова (лидер известнейшей психоделик-панк группы "Гражданская Оборона").

Прошло шесть лет - и издатель Вадим Назаров попросил Сергея вернуться к написанию книги. Тот закончил работу и отправил Назарову готовый файл.

- Издатели немного сократили первую главу, посвященную предкам и родителям, - отметил Сергей Федорович. - И убрали где-то треть иллюстраций. В таком виде и появилась книга "Кандидат в Будды". Вообще я предполагал, что у нее будет немного другая аннотация. Мне бы хотелось видеть там аннотацию Петра Капкина (он же - Пьер Капкинуа), в свое время он брал у меня интервью. В тот момент Петр решил: то, что я говорю в интервью - малоинтересно. Тогда он работал в замечательном журнале "Сельская молодежь". И решил удивить молодежь села по полной программе…

Мелодия для флейты

Из полностью выдуманного журналистом интервью следовало, что Сергей Летов в возрасте четырех лет был украден из летнего детского садика шайкой китайских контрабандистов. Для последующей продажи в монастыри Тибета - на роль Будды. Потом, якобы, отец Сергея собрал казаков, те организовали набег на Китай, реквизировали лошадей и всыпали каждому китайскому контрабандисту по сто плетей. Сергей ехал домой в плетеной корзине, где проковырял дырку, через которую наблюдал, как мимо проплывают просторы монгольской (почему-то) степи. Однако, несмотря на чудесное освобождение, для Сергея это "приключение" стало детской травмой, оказавшей влияние на всю последующую жизнь...

- Что представляла собой редакция "Сельской молодежи"? Почти все помещение издательства "Молодая гвардия" занимали склады китайских товаров, - поведал Сергей. - Где-то в двух комнатенках сиротливо ютилась редакция. Когда я туда пришел на интервью, первое, что у меня спросил редактор: "Ты будешь с запивкой или без?" В это время он аккуратненько резал сало и наливал. Вот такая была обстановка...

Сельская молодежь оказалась изрядно удивлена такой историей. Капкин стал периодически публиковать в разных изданиях целиком вымышленные интервью с Сергеем Федоровичем. Причем одно из интервью было платным. По признанию героя, ему за такое общение заплатили впервые в жизни.

- Речь там, в частности, шла о том, как я давал уроки игры в Индокитае наследнику престола, - потряс публику Сергей. - Видимо, индокитайского. И возвращался домой через Тибет. Где сыграл концерт. Монахи в ужасе пали ниц, потому что на мою флейту одновременно сели семь бабочек. А восемь садились только на флейту Будды. Прошло еще какое-то время, и меня пригласили выступить на концерте, посвященном дню рождения Будды. Там ко мне подошел Лама и поклонился. После чего я и решил, что книгу назову так, как в итоге и назвал. И мне не хотелось делать обычную пафосную аннотацию: родился-учился-окончил-сотрудничал. Но людям, которые работают в издательстве, видимо, некогда было во все это вникать. Так бывает.

Курехин и ракета

Книга в начале представляет собой хронологическое повествование: о детстве, о первых шагах в музыке. Потом рассказ прерывается и начинаются эссе, написанные в разное время и по разным поводам. То есть книга распадается где-то в районе конца восьмидесятых годов. Вторая часть, помимо всего прочего, включает и рассказы о путешествиях: в Туву, в Америку.

- Поскольку написано все это давно, я уже не полностью разделяю свои взгляды прошлого, - уточнил Летов. - Но мне подумалось, что было бы правильно оставить все так, как есть. Увы, я забыл упомянуть в книге многих замечательных людей. Наверняка есть там и другие "косяки". Потому что трудно держать все в памяти, если не ведешь никаких дневников, не пишешь хронологических заметок.

Звучит странно, но, по уверениям автора, проверить, что именно произошло и когда, зачастую невозможно. Интернета в описываемую пору не было, линия подпольной культуры как-то не очень датировалась. А многому из того, что пишут сейчас, считает Сергей, верить не стоит. Некоторые люди вполне сознательно искажают реальность. Молодежь же вообще уверена: того, чего нет в Интернете, и вообще не существовало...

- Мне написали: "Почему вы утверждаете, что играли в составе "Гражданской обороны"? В сети нигде нет записей - значит, не играли, - поделился Сергей Федорович. - Развею сомнения: совместные концерты действительно были (есть даже официально изданный компакт-диск с этими записями" - прим. авт.).

Что же касается концерта воронежского, то первое отделение сета Сергей Летов посвятил Курехину.

- Для меня имя Курехина значит очень много, - сказал Летов. - Мое признание (если таковое имело место) случилось благодаря тому, что Курехин в Ленинграде стал активно приглашать меня на свои концерты. Мы играли дуэтом, записывались. Постепенно и московские джазовые круги обратили внимание на наш тандем. Значительная часть всех моих выступлений в восьмидесятые - концерты именно с Сергеем Курехиным. Мы познакомились с ним в 1982 году. Я приехал в командировку в Ленинград. Об этом узнал критик Артемий Троицкий, который позвонил Курехину и порекомендовал меня найти.

Они встретились не в знаменитом неформатном кафе "Сайгон", а в кафетерии у Русского музея. Обстановка выглядела менее привлекательно, чем в "Сайгоне", зато там не было всяких попрошаек, которые могли выхватить из кармана авторучку и убежать с ней.

На первую встречу Курехин пришел не один, а с художником по кличке Африка. Африка в то время косил от армии, поэтому в кафе явился в больничной одежде. И долго рассказывал, что изобрел ракету, которая должна попасть в Америку...

Сергей Федорович рассказал и много прочих интересностей про свою музыкальную жизнь. Но пересказывать книгу в газете - последнее дело. Благо, первоисточник - не за семью печатями...

Источник: Сергей Попов
Газета "Берег"
  2553



Добавить комментарий

Ваш комментарий
Ваше имя
Ваш E-mail
 

Другие сообщения

Приобщение к высокому искусству
Главный театральный фестиваль страны объявил на прошлой неделе имена новых обладателей премии "Золотая маска", самой "урожайной" точкой среди регионов оказалась Пермь. Однако федеральные специализированные издания и критики в очередной раз подчеркнули: на пьедестале снова оказались "столичные дома", хотя "Маска" ратует за поддержку театров в регионах и их "равноправие на театральной карте страны".
Воплощенную героиню романа Толстого "Воскресение" Катюшу Маслову обычно обсуждают "отлипшие" от экранов телефонов школьники. И это, пожалуй, настоящая победа театра
Погрузиться в мир сказочных образов, которые объединяет стихия воды, предлагает художник и тату-мастер Валерия Ханина. Ее персональная выставка "Соль и вода" открылась в художественном салоне "Арт Коллекция".

© 2011 - 2024 Агентство информации "ФАКС".
Копирование информации размещенной на сайте, без активной гиперссылки на источник - запрещено.

Создано в студии "Алекс"