10..12 С
Давление: 742..744 мм рт.ст.
Ветер: Юго-Восточный 4 м/с
 
92.2628
99.7057
 
Последнее обсуждаемое
 

Воронежский центр современного искусства обнаружил: "Девочки пришли"

05 июня 2015 года 09:20
 

По моему личному ощущению, такая выставка напрашивалась: современное искусство как сфера приложения сил привлекает молодых художниц Воронежа никак не меньше, чем молодых художников. Поэтому первых едва ли не больше, чем вторых.

Вести, однако, речь о количестве, деловито подсчитывая творческие единицы, малоинтересно. Куда значимей содержательная часть воронежского "современного" женского "нашествия", оценить которую помогает выставка "Девочки пришли", открывшаяся на днях в Воронежском центре современного искусства. Пубертатный период

Ирина Аксенова, Татьяна Данилевская, Жанна Долгова, Вероника Злобина, Анна Курбатова, Евгения Ножкина, Алия Садретдинова, Надежда Синозерская. Вот - круг авторов, большинство из которых уже представляли свои работы на зрительский суд. С тем или иным успехом. И не успехом, на мой взгляд, тоже. Но - вот ведь! Нынешняя выставка, показывая объединенные "женские силы" современного воронежского искусства, комплиментарна по отношению к каждой из участниц! Потому что на общем фоне самодостаточность отдельного автора хорошо различима. И, значит, доказательна.

Куратором выставки "Девочки пришли" выступила Ирина Аксенова. Посыл такого поступка сформулирован четко: "Восемь молодых художниц продолжают невероятную историю развития современного искусства в Воронеже". Именно - продолжают, не претендуя на "право первой ночи".

- Программная выставка первой "воронежской волны" в далеком 2009 году утверждала: "Дальше действовать будем мы!" - напоминает Ирина. - Сегодняшние художницы не делают таких жестких утверждений: их работы полны саморефлексии, сдерживаемого напряжения, болезненных вопросов к себе и друг другу. Воронежская женская волна проходит пубертатный период становления и самоидентификации, но вместо подросткового бунта погружена в размышления и неопределенность.

Диалог с контекстом

Куратор считает: первая, мужская, волна сформировала настолько устойчивый локальный контекст, что тем, кто идет следом за первопроходцами, невозможно не вступить с этим контекстом в диалог. А то и прямую конфронтацию.

- Существуя в рамках уже заданного патриархального дискурса, художницы не могут не проблематизировать тему женского, - убеждена Ирина. - Сам факт доминирования девушек в новой волне делает их искусство подрывным в ситуации, сложившейся в Воронеже. Феминистское искусство, традиционное женское искусство, исследование телесности, городские практики - через разные подходы и внутреннюю критику участницы ищут потенциал для объединения и солидарности.

Как же выглядят эти поиски? На мой взгляд - вполне себе по-девичьи, исповедально: с остановкой на мелочах и частностях, со склонностью драматизировать даже чисто лирическую находку, с желанием излить душу в той же степени, что и спрятаться от мира большого в свой собственный - маленький. Что, впрочем, не отменяет использования авторами алгоритмов, довольно сложно читаемых. При всей безыскусности экспонатов. Скажем, написано на полу коридора ВЦСИ "Прости нас" впритирку с узнаваемым символом сердца - и поди догадайся, кому-то конкретному адресован сей неноваторский крик души или его должен примерить на себя "всяк, сюда входящий".

Искусство инвариантно, это не обсуждается. Но такой постулат вовсе не оправдывает привлечения в систему художественных средств чего попало. И девочки, которые "пришли", это прекрасно понимают: "дамские штучки", включенные в их "сочинения" - типа упаковок от конфет или древних плюшевых зверушек - вполне оправдывают свой выход "в люди".

Все и каждая

Комментируя выставку, Ирина Аксенова рассказала о вкладе каждой из "девочек" в общее дело.

- Cерия холстов Алии Садретдиновой рассказывает об изнанке современного восприятия античных идеалов, о внутренней борьбе молодого автора, решившего получить академическое художественное образование, - говорит куратор. - "Не время" Татьяны Данилевской - объект, отражающий сомневающийся или даже осуждающе-разочарованный взгляд на утопическое утверждение работы Арсения Жиляева "Время работает на коммунизм": "Нет, не время. Не работает. Точно не на коммунизм". В "Городской газете" Вероника Злобина противопоставляет случай системному подходу Ильи Долгова. "Игра в солдатики" Анны Курбатовой вступает в диалог с одноименной работой Сергея Горшкова. Игрушечные пистолеты и автоматы больше не романтизируют образ "настоящего мужчины", но являются символом подмены и искажения воспринимаемого. Коллектив "Лисички", состоящий из Жанны Долговой и Надежды Синозерской, в своем спектакле "взрыв в домашних условиях или буйные, злые и напуганные" исследует возможности выхода из парадигмы традиционности через разные практики сопротивления неравенству, дающие голос и объединяющие всех "слабых" (женщин, детей, животных и пр.). Их работа "Прости нас", коллективный телесный жест, также направлен на проявление властных позиций и субординации в отношениях между "волнами" "воронежского искусства".

Надежда Синозерская представлена и индивидуальным трудом - "Ночник". "Это, - расшифровывает Аксенова, - интимный девичий алтарь, попытка собрать собственную идентичность из частей различных женских образов". Сама Ирина выступила с алтарной работой "Fuck off" - разрушающей, со слов автора, "искусственно сконструированные, навязанные образы и модели материнства, женской доли".

Слезная история

Как обычно на выставках современного искусства - в ходу видео- и аудио-. Авторы используют силу слова и ноты - это тоже по-женски. В общем, люди они интересные, хотя выделить из этой умной восьмерки одну художницу мне все-таки хочется...

Евгения Ножкина - самый, пожалуй, известный автор из всего коллектива. Рассказывая о своих экспонатах, Женя пояснила: в плане творчества ее часто сравнивают с Иваном Горшковым - ярким представителем "первой волны" воронежского современного искусства.

- Мы с Ваней с детства знакомы - благодаря нашим папам, которые были очень дружны. И объясняли своим детям, что хорошо, а что плохо, что красиво, а что - нет, - рассуждает Евгения. - Потом мы вместе учились в институте, в одной подгруппе. У нас преподавали одни и те же педагоги. Поэтому логично и естественно, что какая-то похожесть есть - в пластике, например. И я, готовясь к этой выставке, поняла, что не надо эту похожесть игнорировать, стараться уйти от нее. А надо, напротив, максимально близко к Ване приблизиться, работая в другом материале - тогда будет хорошо понятно, в чем мы разные...

Из таких соображений появилась скульптурная композиция, увенчанная белым свитером. По соседству - работа "Вместе": брутальная мужская куртка "налицо" в "сшивке" с мягкой изнанкой - внешняя и внутренняя ипостаси художницы. А еще есть "Женские слезы": на старом выбеленном полотне - грубая вышивка.

- С этой работой связана личная история, - поделилась Женя. - Когда я ее вышивала, в семье случилось горе: ушел свекор. Несколько дней не открывал входную дверь, а потом выяснилось, что человек умер. Поэтому я так назвала свою работу... Изначально, когда нашла эту старенькую ткань - представляла: где-то в деревне на столике, ею покрытом, хозяева выставляли фотографии умерших родственников. И над ними плакали - по погибшим-мертвым. Была ведь такая традиция.

- До сих пор есть.

- Да. Так что эти "Женские слезы", которые, собственно, в работу и вылились - не только мои...

Тем временем

К работе выставки "Девочки пришли" в ВЦСИ приурочена публичная программа. В ее рамках 7 июня в 13.00 Евгения Ножкина проведет мастер-класс по созданию гобеленов. А 10 июня в 18.30 Татьяна Данилевская прочтет доклад "К вопросу об означающем". В тот же день в 20.00 состоится закрытие выставки.

Источник: Анна Жидких
Газета "Берег"
  3245



Добавить комментарий

Ваш комментарий
Ваше имя
Ваш E-mail
 

Другие сообщения

Приобщение к высокому искусству
Главный театральный фестиваль страны объявил на прошлой неделе имена новых обладателей премии "Золотая маска", самой "урожайной" точкой среди регионов оказалась Пермь. Однако федеральные специализированные издания и критики в очередной раз подчеркнули: на пьедестале снова оказались "столичные дома", хотя "Маска" ратует за поддержку театров в регионах и их "равноправие на театральной карте страны".
Воплощенную героиню романа Толстого "Воскресение" Катюшу Маслову обычно обсуждают "отлипшие" от экранов телефонов школьники. И это, пожалуй, настоящая победа театра
Погрузиться в мир сказочных образов, которые объединяет стихия воды, предлагает художник и тату-мастер Валерия Ханина. Ее персональная выставка "Соль и вода" открылась в художественном салоне "Арт Коллекция".

© 2011 - 2024 Агентство информации "ФАКС".
Копирование информации размещенной на сайте, без активной гиперссылки на источник - запрещено.

Создано в студии "Алекс"