24..26 С
Давление: 736..738 мм рт.ст.
Ветер: Южный 5 м/с
 
94.0742
99.9341
 
Последнее обсуждаемое
 

"Решил доказывать всему миру, что Башмет - не единственный"

09 июня 2015 года 22:38
 

Недостатка в концертах академической музыки у нас в городе, слава Богу, нет. А уж в период проведения Платоновского фестиваля - тем более. Мероприятий - масса, но даже в этой массе (прекрасной по определению) некоторые выступления явно выделяются. Одно из них - состоявшийся в один из первых фестивальных дней концерт альтиста Максима Рысанова, уроженца Украины, живущего в настоящее время в Великобритании.

В нашем городе музыкант сыграл в составе "Российского национального оркестра" под управлением Михаила Плетнева. Знаменитый оркестр исполнил вариации и фугу на тему Генделя, Иоганнеса Брамса, "Токкату и фугу ре минор" Иоганна Себастьяна Баха (оба произведения в оркестровке Плетнева), а также альтовый концерт Михаила Плетнева. Юный любитель футбола

На пресс-конференции, предварившей концерт, Максим Рысанов озвучил бытующее мнение: сложнейший альтовый концерт Плетнев написал специально для того, чтобы проверить, насколько хорош тот или иной альтист. Впрочем, маэстро рассказал еще много чего интересного…

- О том, что Плетнев написал произведение для "проверки" музыкантов, говорит он сам, - начал Рысанов. - Хотя, может, эта фраза - только демонстрация своеобразного юмора Михаила. Не знаю. В любом случае, концерт очень хороший. Необычно то, что партии альта содержат так много нот. Впервые я сыграл это произведение в Москве в сентябре прошлого года. К событию пришлось готовиться задолго: я "расчистил" свой график на месяц, чтобы отрепетировать эту вещь. Работать было хоть и сложно, но интересно. Музыка очень необычная. Написанная в атональном ключе. Она - как бы из русского XIX века. Там много фольклора, масса оттенков народной музыки. Есть переклички с русскими композиторами: что-то от Мусоргского, что-то от Чайковского…

- Максим, вы говорили в одном из старых интервью, что альтистов вообще довольно мало. Со времен "постановки" этого "диагноза" ситуация изменилась?

- Да. Ситуация меняется быстро. Я не считаю себя пожилым человеком, но мне уже приходится оборачиваться назад и смотреть, кто дышит в спину. После Башмета люди поняли, что альт - это интересно, что это действительно очень хороший инструмент. И на нем возможно играть хорошо. Поняли и то, что это - редкость, а редкость всегда ценится.

- А вы почему в свое время выбрали именно альт?

- Потому что меня не взяли на скрипку (дружный смех - авт.). Моя мама - преподаватель игры на скрипке. Она привезла меня прослушиваться в Москву, когда мне было девять лет. На первом прослушивании сказали, что я слишком маленький. На следующий год я вновь приехал на прослушивание. И тогда сказали, что мне на скрипке играть уже поздно. Посоветовали обратить внимание на альт. Познакомили с преподавателем. Она мне очень понравилась как человек - и я остался. Первым вопросом педагога ко мне был - "Любишь ли ты играть в футбол?" Я ответил утвердительно - так и установился человеческий контакт.

Би-Би-Си - могучие крылья Лондона

- Вы играете на альте 1780 года, работы Джузеппе Гваданини. В чем уникальность этого инструмента?

- Этот мастер сделал всего шесть альтов. Я видел три инструмента Гваданини. Два из них были созданы до моего альта, а один - после. И я проследил, как Джузеппе искал идеальную форму. Альт - немного необычный: у него удлиненная шейка и непропорционально узкая нижняя часть. В верхних позициях на нем играть удобно: не приходится сильно разворачивать руку. Но, главное, что у него мощный пробивной звук. Правда, инструмент капризный: реагирует на погоду. Очень меняется звучание в зависимости от влажности.

- Как получилось, что вы стали дирижировать? Что послужило импульсом?

- Будучи студентом в Лондоне, решил попробовать. Получилось неплохо. Три года я занимался дирижированием. Даже поехал на один конкурс, и, совершенно неожиданно для себя, выиграл. На тот момент мне все говорили: отложи альт и вплотную займись дирижированием. Во мне это вызывало злость. Потому что альт уже тогда стал настолько родным! Он мне был практически как ребенок… Тогда я решил обязательно развиваться дальше как альтист. И доказывать всему миру, что Башмет - не единственный. Но в последние два-три года понял, что уже созрел для того, чтобы заниматься дирижированием гораздо более активно.

- Расскажите о сотрудничестве с оркестрами BBC.

- Я приехал в Лондон в 1996 году. И лет семь писал электронные письма с предложением сотрудничества. Сначала мне не отвечали, потом ответили: мол, нет, спасибо. Там есть программа "Артисты нового поколения". Но туда невозможно попасть через прослушивание - только по рекомендации. В конце концов меня кто-то порекомендовал, даже не знаю, кто именно. Мне позвонили и предложили принять участие в этой программе. Она рассчитана на два года. И за это время надо сыграть со всеми оркестрами BBC, которые действуют в Великобритании. И сделать большое количество записей на радио. Я вытащил из предоставленной возможности все, что только мог. А она - из меня. Пришлось выучить очень много произведений, серьезно расширить репертуар, потому что повторяться было нежелательно.

Вокал для Стинга

- Максим, кто из композиторов наиболее близок вам как слушателю?

- Музыку условно можно разделить на четыре категории. Одну приятнее играть, чем слушать. Другую - лучше слушать, чем играть. В третью, соответственно, попадает то, что одинаково хорошо как для исполнения, так и для прослушивания, а в четвертую - то, что "не катит" вообще никак. Из третьей категории мне очень близки Шуберт и Бетховен. Они меня успокаивают. Хотя эти композиторы - очень разные. На Шуберта, мне кажется, сильно повлияла смерть Бетховена. После того, как Бетховен перестал быть так называемым "селебрити", вдруг открылся Шуберт… Но в последнее время я вообще редко слушаю музыку, если в этом нет необходимости. Есть композиторы вроде Альфреда Шнитке, которого лучше не включать - иначе будешь слушать целый день, и еще неделю после этого ходить в депрессии. Это гениально. Но поскольку в композиторском плане я - абсолютный ноль, даже "минус", то вряд ли можно говорить о каком-то влиянии.

- Как относитесь к популярной музыке?

- Стараюсь не рассказывать об этом, но в школе я сочинял баллады. Сам же играл их, пел, записывал. Иногда, раз в пять лет, я переслушиваю те записи. И они ввергают меня в совершенно жуткое состояние! Плюс - три года играл в поп-группе. Кроме меня, там еще подвизались скрипач и гитарист. Группа была совершенно идиотская. Меня, двадцатилетнего, к участию в проекте побудил тот факт, что продюсер обещал познакомить нас с Ванессой Мэй. Что было несложно, учитывая, что тем самым продюсером была ее мама. Мы не стали известными нигде, кроме Болгарии… А что касается отношения - мне интересны некоторые рок-музыканты. К примеру, Борис Гребенщиков. Но я бы с большим удовольствием просто сходил на концерт, играть вместе - нет особой тяги. Джаз я, к сожалению, совершенно не умею исполнять. Люблю эту музыку, но импровизировать не умею.

- С Ванессой-то Мэй удалось познакомиться?

- Да. Мы даже вместе сыграли пятиминутную пьесу. Но каких-то особых человеческих отношений не установилось.

- А с кем еще из звезд первой величины выпал случай познакомиться?

- Как-то меня позвали на званый ужин, проходивший в присутствии Стинга. И заставили ему петь. Я спел. А потом он меня пригласил на день рождения.

- Как и когда началось ваше сотрудничество с "Российским национальным оркестром"?

- В сентябре прошлого года началось. Предыстории особой не было. Пригласили - сыграл. Конечно, я давно был поклонником этого оркестра, поклонником Плетнева. Он - особенный человек. Я его считаю одним из лучших пианистов в истории музыки вообще. Для меня сыграть с ним - великое удовольствие.

Досье "Берега"

Максим Рысанов (родился в 1978 году) - один из ярчайших музыкантов своего поколения. Он - победитель Международного конкурса альтистов имени Лайонела Тертиса (Великобритания), конкурса GSMD (Великобритания), конкурса CIEM в Женеве. С 2007 года музыкант участвует в программе BBC "Артисты нового поколения". Также является лауреатом престижной премии "Gramophone" радио "Classic FM" в категории "Молодой артист года" (2008).

Максим Рысанов - постоянный участник крупнейших музыкальных фестивалей: в Вербье (Швейцария), Эдинбурге (Великобритания), Mostly Mozart Festival (Нью-орк), Морицбургского фестиваля (Германия), Grand Teton Festival (США) и других. Он выступал с лучшими симфоническими и камерными оркестрами Великобритании, Германии, Бельгии, Нидерландов, Швейцарии, Литвы, Польши, Сербии и Китая. С подачи одного из западных критиков получил неофициальный статус "принц альта".

Источник: Сергей Кисин
Газета "Берег"
  3171



Добавить комментарий

Ваш комментарий
Ваше имя
Ваш E-mail
 

Другие сообщения

Приобщение к высокому искусству
Главный театральный фестиваль страны объявил на прошлой неделе имена новых обладателей премии "Золотая маска", самой "урожайной" точкой среди регионов оказалась Пермь. Однако федеральные специализированные издания и критики в очередной раз подчеркнули: на пьедестале снова оказались "столичные дома", хотя "Маска" ратует за поддержку театров в регионах и их "равноправие на театральной карте страны".
Воплощенную героиню романа Толстого "Воскресение" Катюшу Маслову обычно обсуждают "отлипшие" от экранов телефонов школьники. И это, пожалуй, настоящая победа театра
Погрузиться в мир сказочных образов, которые объединяет стихия воды, предлагает художник и тату-мастер Валерия Ханина. Ее персональная выставка "Соль и вода" открылась в художественном салоне "Арт Коллекция".

© 2011 - 2024 Агентство информации "ФАКС".
Копирование информации размещенной на сайте, без активной гиперссылки на источник - запрещено.

Создано в студии "Алекс"