8..10 С
Давление: 743..745 мм рт.ст.
Ветер: Юго-Восточный 4 м/с
 
92.2628
99.7057
 
Последнее обсуждаемое
 

Воспоминания Юрия Гончарова о трагедии в Пионерском саду

11 июня 2015 года 00:35
 

…Прошло два года, как нет с нами писателя-фронтовика Юрия Даниловича Гончарова - лауреата Союза писателей РСФСР, Почетного доктора наук Воронежского государственного университета, Почетного гражданина города Воронежа.

В память об известном человеке наша газета решила напечатать отрывок из книги Анатолия Силина "Встречи с писателем Юрием Гончаровым". В нем наш земляк вспоминает о трагедии в городском Саду пионеров в июне 1942 года, очевидцем которой он стал. "Уж так получилось, - рассказывал Юрий Данилович, - что только я окончил 5-ю среднюю школу, как началась война. Из-за слабого зрения в армию меня не взяли. Надо было что-то делать, и в этом помог отец, Данил Степанович. Отец был почтово-телеграфным работником, так вот он мне и сказал: "Иди работать в нашу почтовую службу. Я позвоню, и тебя возьмут. Дадут рабочую карточку, а это 800 грамм хлеба".

В общем, сагитировал, и хлеб в то время был далеко не лишним. Стал я работать в страховом отделе. В моем распоряжении автомашина, на которой приходилось развозить грузы (мешки, посылки), причем довольно ценные. Для охраны этих грузов - мало ли что могло случиться - мне выдали наган и три патрона. Вот так загрузишься посылками и мешками, сядешь на них и везешь, куда надо. А по дороге "мечтал" проявить себя, если вдруг кто-то решит напасть. Ценность грузов была обычно огромной. Но никто не нападал, и наган применять так и не пришлось. А война все не кончалась, больше того - немецкие войска неудержимо рвались к Воронежу и Сталинграду…

В один из выходных июньских дней 1942 года с фашистского самолета были сброшены бомбы на городской Сад пионеров. Погибло много людей, в том числе и детей. Я все это своими глазами видел. Хочу сказать, что этого страшного события я коснулся в своей повести "Огненное лето". Подробно трагедию в Саду пионеров описала в своей книге писательница Ольга Кретова. Но обо всех подробностях, свидетелем которых я в этот день стал, рассказываю впервые.

Так получилось, что я стоял в машине и, как всегда, загружался. Мешков и посылок было много, а тот, кто мне их бросал, постоянно путал цифры. Я из-за этого нервничал, потому как груз надо было каждый раз заново пересчитывать...

Замечу, что в том июне Воронеж был удивительно красивым. Весна тогда подзадержалась, и город по-майски утопал в яркой цветущей зелени. Хоть и шла уже недалеко война, но в парках, скверах собиралось немало людей, особенно ребятишек. Родители своих детей и тогда баловали - кто пончиками или мороженым, а кто брал напрокат велосипед. 13 июня в пионерском саду проводился сбор, посвященный окончанию учебного года.

…Считая мешки и посылки, я увидел, как с левого берега от Придачи в сторону правого берега низко летит самолет. Ну, их много тогда летало, и у меня это не вызвало никаких подозрений, ведь заходил-то он с тыла, то есть с нашей стороны. Да и не различить было издали, наш он или не наш. Уже когда самолет подлетел ближе и с ревом стал снижаться к центру, вздрогнул - похоже, не наш! И точно: видно стало по крестам и другим внешним очертаниям, что самолет - немецкий. Почти сразу послышались оглушительные взрывы: один, другой, третий… Обвальный грохот. Все сразу изменилось: крики, сигналы, гудки смешались в один сплошной рев.

Сбросив бомбы, самолет над управлением железной дороги вышел из пике и ушел в сторону Задонского шоссе. Это все я хорошо видел. Наконец я загрузился, и мы поехали в почтовое отделение, которое находилось сбоку от обкома партии (где теперь Никитинская библиотека). Повсюду дым, гарь, пыль, на тротуарах осколки стекол, кирпича - следы бомбового удара. На проспекте Революции суетился майор милиции, он кричал, чтобы все успокоились, показывал, кому куда ехать. Остановил и нашу машину, хотя останавливать ее не имел права, так как она была с ценным грузом. Приказал водителю немедленно ехать во двор столовой, что напротив издательства "Коммуна", чтобы забрать там раненых и отвезти их в любую больницу. Развернулись и поехали к столовой. Водителем машины была женщина, а с ней маленький, лет двух, ребенок. Он жмется к матери, она волнуется. В общем, с ценными посылками мы заехали во двор столовой. А там следы взрыва: свесившиеся порванные провода, битый кирпич, стекла, разбросанный дорожный булыжник и… трупы молодых ребят - ремесленников. Пришли обедать, а их накрыла бомба. Кругом кровь. Недалеко лежал убитый слон зоосада, что был рядом. Он мне вначале показался аэростатом. Позже узнал, что еще одна бомба взорвалась на перекрестке улиц Комиссаржевской и Кольцовской, а еще одна - попала на крышу здания, где была редакция "Коммуны". Там на площадке установили зенитку. Все бомбой было снесено. Бомбы, как я потом узнал, были разные: от 25 до 100 и больше килограммов.

Кругом мертвые и раненые, надо что-то было делать, а не глазеть. Моя шоферша плачет, ее колотит, ребенок ревет. А куда грузить-то надо? - думаю я. На посылки? Ведь нам за них отвечать придется… Во дворе - теснота. Но женщина-водитель кое-как развернулась и несмотря ни на какие угрозы, выехала со двора, так и не взяв раненых.

Мчимся по проспекту Революции, а там не менее жуткая картина. Несколько мужиков несут погибших детей из Сада пионеров. Многие дети были убиты силой взрывной волны. Родители несли их, дули им в лица, просили очнуться...

Еще запомнилось. Там, где сейчас на проспекте два дома-близнеца, стоял Михайловский дом. Тут и находился проезд в Сад пионеров. На стене дома кровь, снуют машины скорой помощи, люди бегут, кричат. Глаза выхватили - мужчина несет женщину, кругом сумятица, паника. В пионерский сад мы не поехали, надо было что-то делать с грузом. Доехали до обкома партии. Звоню начальнику страхового отдела Бруданину, чиновнику строгому и твердых правил. Докладываю. А он на меня как набросился:

- Вы почему с грузом во двор столовой заезжали? Свои обязанности позабыли?

И что я ему мог ответить?!

Бруданин приказал немедленно ехать на главную почту (ныне Почтамт) и сдать там груз. Это было 13 июня 1942 года…

Зашедший с тыла немецкий самолет принес тогда воронежцам много горя. После в городе ходили слухи, что тот самолет все-таки сбили, но это, думаю, скорее всего, болтовня для успокоения. К несчастью, его тогда пропустили наши средства ПВО.

Дальше начались ежедневные налеты на город вражеской авиации. В первых числах июля немцы подошли к Воронежу, били по городу из танков и всех видов артиллерийского оружия. Сильно бомбили и с воздуха.

Местные власти перебазировались в Анну и Борисоглебск, а горожане в массовом порядке стали покидать город. Станки и другое оборудование с заводов к тому времени были уже демонтированы и железнодорожными составами отправлены в восточные области страны. Народ покидал город. Скажу вам, что эта картина была не для слабонервных.

4 июля, во второй половине дня, отец, мама и я еле прорвались на вокзал. Я нес связку книг и что-то из одежды. Мама держала авоську с продуктами. Больной папа ничего не мог нести. Немецкие самолеты совершали налеты на станцию один за другим. Взрывы, крики, призывы вести себя спокойно. Несмотря ни на что пассажирские и грузовые составы формировались и отправлялись в основном своевременно. Люди лезли на крыши вагонов, слышались крики, мат и рев маленьких детей. Наконец, втроем втиснулись в дачный вагон и мы. Выползаем в сторону Отрожки. Останавливаемся перед первым мостом. Со стороны завода Кирова бомбить заходят "юнкерсы". Идут низко, ревут все ближе и ближе, вот-вот откроются бомболюки… Но к нашему счастью, они полетели на Лысую гору. Там сейчас дом отдыха имени Горького. Застрочили зенитки. А мы переехали железнодорожный мост. Держим путь на станцию Графская. В окна видим перевернутые вагоны и еще не убранные трупы людей. Это июльские дни были жаркими не только от солнца. Едем, едем, поезд приближался к станции Грязи. Кончилась еда. Начали выменивать продукты за кое-что из одежды. До города Уральска добирались через Саратов ровно месяц…"

Подготовил Виктор НЕКРАСОВ

Источник: в„– 60 (1920)
Газета "Берег"
  3384



Добавить комментарий

Ваш комментарий
Ваше имя
Ваш E-mail
 

Другие сообщения

Быть новаторами и готовить детей к современным реалиям: учителя начальных классов из общеобразовательной школы в„–88 с углубленным изучением отдельных предметов Татьяна Матвеева, Ольга Лихачева и Екатерина Сафаргалиева представили нашу область на конкурсе профессионального мастерства "Учитель будущего". Почему комплекта доска, мел и тряпка теперь мало для хороших знаний, педагоги рассказали "Берегу".
Вчера школы Воронежской области перешли на дифференцированное обучение. Многие родители еще с конца лета паниковали по поводу возможного повторения дистанционки, но дети в очном формате отучились целую четверть, а переход к другому формату теперь носит специфичный характер.
В минувшую пятницу в Воронежском государственном университете инженерных технологий подвели итоги Большого этнографического диктанта. Этот международный просветительский проект, который организован Федеральным агентством по делам национальностей и оценивает уровень наших знаний культуры и традиций народов России, в стране реализуется уже пятый раз и в этом году из-за пандемии
На "Яндекс.Районе" и в других воронежских соцсетях все чаще встречается тема поиска работы
Первые партии лекарств для бесплатной выдачи амбулаторным больным с диагнозом COVID-19 уже поступили в Воронежскую область, сообщили в правительстве региона вечером 11 ноября. Предполагается, что медикаменты получат не менее 11 тыс. человек, которые лечатся от коронавируса на дому. Во всяком случае, объем федерального финансирования
Несмотря на ужесточение контроля, наглухо затонированных автомобилей на воронежских улицах меньше не стало. В преддверии Всемирного дня памяти жертв ДТП, который отмечается 15 ноября, сотрудники ГИБДД провели рейд, направленный на профилактику дорожно-транспортных происшествий.
В понедельник в Воронеж прибыли еще 29 автобусов, приобретенных для муниципальной транспортной компании "Воронежпассажиртранс" на условиях льготного лизинга по нацпроекту "Безопасные и качественные автодороги". С учетом ранее прибывших предприятие получило уже 62 новых современных транспортных средства.

© 2011 - 2024 Агентство информации "ФАКС".
Копирование информации размещенной на сайте, без активной гиперссылки на источник - запрещено.

Создано в студии "Алекс"