17..19 С
Давление: 743..745 мм рт.ст.
Ветер: Юго-Восточный 2 м/с
 
92.1314
98.7079
 
Последнее обсуждаемое
 

В художественном музее им. Крамского - "Великий Кинемо!"

11 июня 2015 года 00:37
 

По этой выставке можно ходить кругами и сутками - и делать открытие за открытием. Как выглядели киноафиши начала прошлого века? Что за сведения закладывали авторы в свои "плакатные" произведения - якобы сугубо утилитарные? Какими приемами пользовались, стараясь привлечь потенциального зрителя к искусству кинематографа?

На подобные вопросы сполна ответит "Великий Кинемо! Киноплакат 1910-1920-х годов из собрания Государственного Русского музея" - выставка, открытая в рамках V Платоновского фестиваля. Ее принял художественный музей им. Крамского. И показывает во все фестивальные дни бесплатно. А вообще киноплакат задержится у нас и по окончании форума - до 4 июля. От лубка к драме

"Чудесный Кинемо!.. Если высшая и святая цель искусства - создать общение между людьми и их одинокими душами, то какую огромную, невообразимую, социально-психологическую задачу суждено осуществить этому художественному апашу современности... Великий Кинемо!..", - восторгался возможностями киноискусства писатель Леонид Андреев в "Письмах о театре". Позаимствованное оттуда определение не только адекватно содержанию выставки - оно плоть от плоти реалий платоновского времени.

В экспозицию помещены 73 работы первых русских киноплакатистов (Г. Алексеев, М. Кальмансон, П. Житков) и мастеров авангарда (А. Лавинский, братья В. и Г. Стенберги, Н. Прусаков, М. Векслер и другие) из собрания Русского музея. Открывая выставку, худрук Платоновфеста Михаил Бычков подчеркнул: это - первый опыт фестиваля, связанный с киноискусством. Причем - с самыми его истоками, эпохой немого кино.

Экспонируемые шедевры (а в нашем случае можно не стесняться в выражениях - возвышенных) создавались в самый интересный период в истории жанра - первой трети XX века. Десятые годы стали временем зарождения и становления киноплаката, на 20-е пришелся его расцвет. Подъем российского кинопроизводства датирован периодом Первой мировой войны.

Ранний плакат ориентировался на массовый вкус, что неизбежно. Использовал эстетику лубка с его "псевдонародным" стилем. Другая "плакатная" манера плаката была заимствована у журнальной графики - с эскизным, нередко карикатурно выполненным рисунком.

Русский кинематограф развивал и жанр утонченной психологической драмы, учитывающей интересы образованных слоев населения. Для рекламы такого "умного" продукта требовался достаточно изысканный стиль - таковы многие плакаты П. Житкова или мастера, подписывавшегося монограммой "Иро и Л".

Как положено, с тапером

Развитие киноплаката 1920-х в целом шло в русле эстетики конструктивизма. Художники освоили прием фотомонтажа: часто образы героев становились центром композиции, заимствовали у кинематографистов необычный ракурс. Сложная композиция плаката того времени создавалась с помощью обратной перспективы, сочетания объемных и плоскостных деталей, смелых, диссонансных сочетаний цветов. Среди наиболее эффектных работ такого плана - произведения братьев Стенбергов, Михаила Длугача, Григория Рычкова. Развивался также и беспредметный буквенный плакат (работы Михаила Векслера).

Именно с этих авторов, пояснил директор музея им. Крамского Владимир Добромиров, началось движение жанра в сторону настоящего "изо". Ведущие мастера советского авангарда 1920-х превратили киноплакат в площадку для творческого эксперимента. Они демонстративно порвали с ориентацией на обывательский вкус, благодаря чему афиша доросла до явления большого искусства.

- Эта выставка с большим успехом экспонировалась в Русском музее в 2014 году, и грех было пройти мимо возможности привезти это прекрасное создание сюда, - отметил Михаил Бычков. - Фестиваль пытается разнообразить показ нашему зрителю эпохи Андрея Платонова, и сферу киноискусства, которая в те годы бурно развивалась, мы затрагиваем неслучайно. Известен знаменитый эпизод: Платонов, когда строил в Рогачевке электростанцию, устраивал там кинопоказы для местных жителей. Что за фильмы там демонстрировались, мы не знаем. Но наверняка какие-то из тех, афиши к которым есть на выставке. И мы решили устроить подобные киносеансы - в арт-центре "Коммуна". И "крутим" в дни фестиваля 12 лент - из числа тех, что проиллюстрированы плакатами на выставке "Великий Кинемо!" В сопровождении тапера, как положено...

Документ эпохи

Немые фильмы (разумеется, черно-белые) в режиссуре Протазанова, Барнета, Пудовкина, Кулешова, Эйзенштейна показывают бесплатно - ежедневно (в последний фестивальный день их "перепокажут" все еще раз). Но, честное слово, афиши к ним - не менее интересны, чем сами ленты.

- Ничто так не выражает связь прошлого с настоящим, как искусство плаката, - считает Владимир Добромиров. - В нем есть все: время, стилистика, образы, направленность исканий.

А старший научный сотрудник Русского Музея Ирина Золотинкина заметила, что плакат способен заинтересовать любого зрителя. Поскольку объединяет в себе три начала - кинематографическое, живописное и социальное.

Ирина Золотинкина, хранитель фонда плаката Государственного Русского музея:

- Киноплакат не так ярок, как рекламный, - пояснила московская гостья. - Он не настолько эмоционален, как политический. Но и при всем том киноплакат дает представление о том, что волновало людей в рассматриваемый период времени.

Надо сказать, доверие к плакату вообще в те годы зашкаливало: известно, что именно плакат был самым востребованным жанром визуального искусства первой половины ХХ века. И его "художественная" ветвь - киноплакат - ушел от "родителя" также недалеко, как - яблочко от яблони...

- Задача киноплаката - заставить зрителя захотеть немедленно пойти на сеанс, - продолжала Золотинкина. - Поэтому художник должен был использовать самые популярные образы своей эпохи, дабы передать ее эстетический идеал. Люди шли в кино отдохнуть от тяжелого быта. С желанием окунуться в мир прекрасных страдающих женщин. Или - в тот мир, где орудуют кровавые разбойники, а находчивые сыщики идут по их следам. Позже в кино - и, соответственно, на киноплакате - появились строители новой жизни и новой любви: эталонные тела и лица, полные светлых надежд...

Наив того времени, которого нынче и след простыл, на выставке прямо-таки захлестывает. Так что лицам, ностальгирующим по ушедшей старине, эта выставка "показана" как лекарственное средство. Молодежи, впрочем, тоже: вряд ли найдется более "честный" документ эпохи, чем обычная киношная афиша.

Под текст

Всем центрам центр

Государственный Русский музей - первый в стране государственный музей русского изобразительного искусства. Основан в 1895 году по Указу императора Николая II. Русский музей сегодня - это уникальное хранилище художественных ценностей, известный реставрационный центр, авторитетный научно-исследовательский институт, один из крупнейших центров культурно-просветительской работы, научно-методический центр художественных музеев Российской Федерации, курирующий работу 260 музеев России.

Источник: Оксана Мишина
Газета "Берег"
  3642



Добавить комментарий

Ваш комментарий
Ваше имя
Ваш E-mail
 

Другие сообщения

Приобщение к высокому искусству
Главный театральный фестиваль страны объявил на прошлой неделе имена новых обладателей премии "Золотая маска", самой "урожайной" точкой среди регионов оказалась Пермь. Однако федеральные специализированные издания и критики в очередной раз подчеркнули: на пьедестале снова оказались "столичные дома", хотя "Маска" ратует за поддержку театров в регионах и их "равноправие на театральной карте страны".
Воплощенную героиню романа Толстого "Воскресение" Катюшу Маслову обычно обсуждают "отлипшие" от экранов телефонов школьники. И это, пожалуй, настоящая победа театра
Погрузиться в мир сказочных образов, которые объединяет стихия воды, предлагает художник и тату-мастер Валерия Ханина. Ее персональная выставка "Соль и вода" открылась в художественном салоне "Арт Коллекция".

© 2011 - 2024 Агентство информации "ФАКС".
Копирование информации размещенной на сайте, без активной гиперссылки на источник - запрещено.

Создано в студии "Алекс"