20..22 С
Давление: 744..746 мм рт.ст.
Ветер: Юго-Восточный 5 м/с
 
92.5058
98.9118
 
Последнее обсуждаемое
 

В столице Черноземья показывают "театральный антураж" из собрания музея имени А.А. Бахрушина

18 июня 2015 года 01:57
 

Почти полторы сотни работ: десять макетов спектаклей, восемь костюмов (в числе которых - подлинная сценическая "одежда" Майи Плисецкой), и множество эскизов (как костюмов, так и декораций) - вот содержание выставки "В пространстве без границ", развернутой в муниципальном выставочном зале на Кирова.

Открылась она, составленная из собрания Театрального музея им. Бахрушина, в рамках Платоновского фестиваля. И задержится в нашем городе до 28 июня. А представляет творчество ведущих театральных художников республик СНГ, известных с начала прошлого века. Конферансье - собственной персоной

"Да-а-а… Тут впору постигать историю создания куклы, - восхищено протянула одна из посетительниц, рассматривая витринку с колоритными героями 1928 "года выпуска" сложносочиненного состава: дерево, ткань, кожа, искусственный мех, металл. - Старались тогдашние художники и характеры "вылепить", умели же!" Другая зрительница, слышавшая этот монолог, добавила: "А сохранилось такое чудо только музейщикам благодаря. Великие они труженики! Сколько всего интересного выброшено за ненадобностью людьми - и из собственных домов, и из театров, и вообще отовсюду. И только в музеях бережно хранится старина…"

Все верно: выставка из "закромов" бахрушинского музея согрета, кроме всего прочего, теплотой ностальгии по времени "дедовских" технологий. Во многом, с позиций нас сегодняшних, несовершенных, но настолько по-человечески простых и милых сердцу, что высокое искусство - театральное, в частности - сполна передает эту святую простоту: знакомство с выставкой равносильно встрече с любимой детской книжкой. Которая не гоблинами проиллюстрирована, а - коврами-самолетами и каретой для Золушки…

Оговорка, между прочим, в тему: часть экспозиции составили работы, выполненные для детского театра. А также куклы - в том числе знаменитый Конферансье из образцовского "Необыкновенного концерта". Сочиненные и выполненные десятилетия назад, эти "труды" для современного зрителя являются не только объектами изобразительного искусства, но - оригиналами, хранящими образы и смыслы театральных постановок, давно сошедших со сцены.

В пространстве и времени

"Каждый из художников - индивидуальность. Каждый интересен тем, как талантливо впитал традиции своей школы, своего народа и как свободно способен мыслить категориями современного ему искусства, в пространстве и времени, в которых живет", - замечает искусствовед Анаит Оганесян. И именно как характеристику "пространства и времени, в которых живет" тот или иной автор, любопытно оценить экспозицию на Кирова. Сделав - для начала - необходимый экскурс в историю отечественного театра.

В ранний советский период его представляли драматические и оперно-балетные спектакли столичных городов. Начиная со второй половины прошлого столетия, стали появляться новые театральные коллективы по всему Союзу. Театральное искусство республик Средней Азии, поначалу опиравшееся на опыт русских художников, постепенно обрело собственное лицо. И зазвучало именами Я. Маматкулова (Душанбе), А. Амансахатова (ТуркВ­мения), Г. Брима (Узбекистан).

Творчество художников театра, сценографов, стало органичной частью художественной жизни. Работы корифеев сцены Ф. Федоровского, С. Николаева, В. Рындина, А. Тышлера, М. Сарьяна, А. Петрицкого, В. Меллера, И. Гамрекели, Н. Акимова, С. Вирсаладзе указывали следующим поколениям пути для самореализации, а репродукции их эскизов включались в учебные пособия.

Трагическая гибель Вс. Мейерхольда, Л. Курбаса, А. Ахметели, С. Михоэлса, А. Таирова не могла не сказаться на развитии театрального дела. Лишь во второй половине 50-х годов сценографы вновь получили возможность свободно выражать художественные идеи. Получив новый творческий импульс, они не только создавали визуальные образы спектаклей, но и участвовали в формировании стилей самих театров - БДТ, Театра на Таганке, Ленкома, ТЮЗов Риги и Нижнего Новгорода и других.

Художественная самодостаточность

Экспозицию на Кирова составили работы известных сценографов постсоветского пространства - украинцев, грузин, армян. Произведения Федора Нирода, Даниила Лидера, Ираклия Гамрекели, Олега Кочакидзе, Александра Словинского, Юрия Чикваидзе, Мартироса Сарьяна (которого больше знают как авангардного живописца, а не как театрального художника) - золотой фонд отечественного театрального искусства.

Конечно, посетителей (особенно - не представителей цеха художников, а людей "со стороны") больше впечатляют не имена сценографов, а их творения. Тот же костюм Майи Плисецкой, в котором она исполняла партию Хозяйки Медной горы в "Каменном цветке" Сергея Прокофьева - едва лиВ  не верх зрительского интереса. Не меньше внимания достается другому экспонату - макету Федора Федоровского, выполненному для оперы "Тихий Дон".

- Этот макет победил на международной выставке в Париже, проходившей в конце тридцатых годов, - рассказал старший научный сотрудник музея им. Бахрушина Евгений Алпатьев, приезжавший на открытие выставки. - И принес своему автору золотую медаль. На сцене, правда, картинка выглядела немного иначе, поскольку пространство было более глубоким. А здесь представлена одна из шести частей макета, сделанного специально для выставки.

"Персонажи" в полный человеческий рост, установленные по центру зала, усиливают ощущение подлинности овеществВ­ленной театральной истории. Остановишься около таких "личностей" - и кажется, что вот-вот они что-то скажут конкретно тебе. А ты - непременно должен им ответить. Ну, и как всегда на значительных сценографических выставках, многие экспонаты отличаются не сугубо утилитарной, а чисто художественной самодостаточностью: эскиз декорации вполне может быть воспринят полноценной картиной.

Досье "Берега"

Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина основан в 1894 году известным московским промышленником и меценатом Алексеем Александровичем Бахрушиным. В прошлом году музей отметил свое 120-летие, а в этом - празднует 150-летие со дня рождения своего основателя.

Сегодня в фондах музея более 1,5 млн экспонатов: эскизы костюмов и декораций выдающихся мастеров сценографии, фотографии и портреты, сценические костюмы великих актеров, программы и афиши спектаклей, редкие издания, посвященные театральному искусству, предметы декоративно-прикладного искусства и многое другое.

Источник: Оксана Мишина
Газета "Берег"
  2834



Добавить комментарий

Ваш комментарий
Ваше имя
Ваш E-mail
 

Другие сообщения

Приобщение к высокому искусству
Главный театральный фестиваль страны объявил на прошлой неделе имена новых обладателей премии "Золотая маска", самой "урожайной" точкой среди регионов оказалась Пермь. Однако федеральные специализированные издания и критики в очередной раз подчеркнули: на пьедестале снова оказались "столичные дома", хотя "Маска" ратует за поддержку театров в регионах и их "равноправие на театральной карте страны".
Воплощенную героиню романа Толстого "Воскресение" Катюшу Маслову обычно обсуждают "отлипшие" от экранов телефонов школьники. И это, пожалуй, настоящая победа театра
Погрузиться в мир сказочных образов, которые объединяет стихия воды, предлагает художник и тату-мастер Валерия Ханина. Ее персональная выставка "Соль и вода" открылась в художественном салоне "Арт Коллекция".

© 2011 - 2024 Агентство информации "ФАКС".
Копирование информации размещенной на сайте, без активной гиперссылки на источник - запрещено.

Создано в студии "Алекс"