9..11 С
Давление: 738..740 мм рт.ст.
Ветер: Восточный 1 м/с
 
94.0742
99.9341
 
Последнее обсуждаемое
 

Известный музыкант и продюсер - об интуитивном подходе к творчеству и не только

14 июля 2015 года 09:52
 

Как уже сообщал "Берег", в рамках фестиваля "Усадьба Jazz" в нашем городе выступила легендарная московская группа "Мегаполис". История коллектива нетривиальна: перестав выпускать новые альбомы с середины девяностых, группа внезапно "вернулась" в 2010-м, представив на суд публики пластинку "Супертанго". В 2014 году вышел двойной диск "Из жизни планет". Не просто музыкальная пластинка, а целый проект - посвящение неснятым фильмам шестидесятых годов. Именно эту программу "Мегаполис" представил в Воронеже. А после концерта лидер группы, Олег Нестеров, ответил на журналистские вопросы.

Сеанс гипноза

В веночке из полевых цветов, надетом прямо на сцене, мэтр смахивал на светлейшее языческое божество. В том же образе и на беседу явился.

- Олег, как вам сегодняшняя публика?

- Мы всегда настраиваемся на людей. Любое наше выступление - в каком-то смысле сеанс гипноза. Это - всегда про счастье. Про какие-то такие вещи, которые отрывают человека от Земли. Иногда оно дается просто, иногда - не очень. Сегодня все вышло очень точно. Повлияли и люди, которые здесь собрались, и атмосфера, и пространство, и джазовый лайн-ап. Знаете, что главное в музыке? Главное - любовь. Если музыканты друг друга любят, то эти чувства транслируются на всех, кто сидит в зале. Происходит встреча бесконечностей… Ведь за каждым из нас - бесконечность.

- Ваш проект "Из жизни планет" - музыкальное посвящение неснятым фильмам шестидесятых. Насколько своевременно вспоминать о той эпохе сейчас?

- Наш проект не ностальгический, не ретро. Он что-то вроде эстафетной палочки, которую мы должны передать тем, кому сейчас по двадцать лет. Ведь тот исторический отрезок - пять лет, когда все получалось. А сейчас при том, что страна, в принципе, та же и люди те же, как-то не очень получается… Не правда ли, интересно, почему все выходит именно так? Время, которое мы называем "оттепелью", нуждается не только в прекрасном сериале Тодоровского и проекте "Из жизни планет".

Этикетка, и только

- Расскажите об еще одном вашем музыкальном проекте, специфическом - "Капелла берлинских почтальонов". Как он себя сейчас чувствует? И будет ли пластинка с этими записями?

- Пластинки точно не будет. Я противник концертных записей. Знаете, я встречал пятидесятилетие в Португалии. Был чудесный вечер. На вечере пела такая тетенька лет восьмидесяти. Пела что-то вроде романсов. У нее были тяжелая шаль и тяжелые духи. Я тут же достал айфон и стал снимать. Ко мне подошел пожилой человек и, показав пальцем на область своего сердца, сказал: "Не снимай, вот здесь унесешь больше". И я все понял! Позвонил в Москву, отменил съемку концерта в Доме музыки. И вообще решил больше не записывать наши концерты. Кому суждено - тот придет и услышит. А концертная съемка - это как бы этикетка, и только. Может, мы еще привезем вещи "Капеллы" в Воронеж… У нас сейчас концерты "Мегаполиса" длятся не меньше двух с половиной часов. И в самом конце мы начинаем играть программу "Капеллы берлинских почтальонов" в электричестве. Получается такой психоделический блюз!

- А в студии почему не записать эту программу?

- Ну, какая студия, это же кабаре! "Живое" включение. Должна произойти опять-таки встреча бесконечностей. А звукозапись - это консервы. Очень нужные, правда, для того, чтобы человечество не умерло с голоду.

В поисках океана

- Вы ведь не только музыкальный практик, но и теоретик. Расскажите о вашем взгляде на современную рок-музыку. Есть мнение, что она представляет собой болото…

- Гонцы со знаменами и с копьями долго и упорно завоевывали новые земли. Но потом доскакали до океана - земли дальше не было. Они развернулись назад и отправились туда, где было слаще всего. В роке - то же самое. "Слаще всего" было на рубеже шестидесятых-семидесятых. А все последующие эксперименты предназначались для того, чтобы определить, где "океан". Сейчас некоторые считают, что пришла мода на ретро-рок. Нет! Рок просто вернулся в свое лучшее состояние. При этом прекратилось царствование гитары. Потому что электрогитара превратилась в общее место.

- Сегодня вам интереснее заниматься своими проектами или продюсированием молодых артистов?

- Начиная где-то с 2008 года - своими. Единственная, на ком я "сорвался" - Даша Шульц, юное дарование из Санкт-Петербурга. У меня критерий простой: если я буду понимать, что стану плакать через десять лет, слушая свой собственный продакшн такого-то артиста - я с ним пойду в студию. Если нет - то нет.

Эпизод N0

- Как вы соотносите свое творчество с джазом?

- Природа джаза - импровизация. А то, что мы сегодня играли - то есть, проект "Из жизни планет" - построен на интуитивном подходе. Мировая музыкальная эволюция шла этапами. Сначала была музыка мистического сознания: когда били в бубен, от ритма входили в транс и постигали мир. Потом возникла музыка мифологического сознания - веды, мусаки и так далее - тогда появилось слово. Следом сформировалась музыка ментального сознания. Одновременно с тем, как появилась "трехмерка" в живописи. А весь двадцатый век прошел под знаком желания объединить лучшее из того, что человечество к тому моменту успело "пройти". И люди сказали: пусть будет интегральная музыка! Которая и появилась в шестидесятые годы. А еще долгое время люди импровизировали и играли интуитивно. Без нот. Повторюсь, на этом походе основан проект "Из жизни планет". Понимаете, мы не являемся авторами своей музыки. Нами играют тысячелетние музыканты. Джаз же ограничен джазовыми квадратами. Джаз - всегда про "здесь и сейчас". А интуитивные приходы, учитывая достижения новых технологий, можно резать, клеить, компоновать и воспроизводить.

- Вы говорили, что "Супертанго", вышедший в 2010 году - последний альбом "Мегаполиса". Но потом появился проект "Из жизни планет". Есть ли сейчас понимание, что дальше будет делать группа?

- У нас теперь в планах не альбомы, а проекты. Помните, как в "Звездных войнах" вдруг пошел эпизод N 0, лет через двенадцать после начала? Вам скажу первому - у нас сейчас тоже пойдет эпизод N0. Наш новый проект называется "Zero lines". Это - про замедление, про интуитивный подход. Про музыку, которая была в основе "Супертанго" и "Из жизни планет". Половина вещей уже репетируется. Ребята их "взяли в руки", пока я пишу вторую книгу.

- Тоже в жанре альтернативной истории, как и роман "Юбка"?

- Да. Называться будет "Небесный Стокгольм". Это снова о шестидесятых, о Москве. "Небесный Стокгольм" - антитеза Небесному Иерусалиму. Химера Небесного Стогкольма со всеми вытекающими. А дальше - фантазируйте!..

Досье "берега"

Олег Нестеров - музыкант, продюсер, писатель, телеведущий. В 1985 году возглавил московскую рок-группу "Ёлочный базар", вскоре переименованную в "Мегаполис", вокалистом, гитаристом и основным автором песен которой Нестеров является по сей день. В 1997 году он начал продюсировать проект Маши Макаровой "Маша и медведи". Через год возглавил звукозаписывающий лейбл "Снегири". В настоящее время продюсирует проекты "Мгзавреби", Алина Орлова, Даша Шульц и другие. В 2008 году выпустил роман "Юбка", написанный в жанре альтернативной истории.

Источник: Сергей Попов
Газета "Берег"
  3656



Добавить комментарий

Ваш комментарий
Ваше имя
Ваш E-mail
 

Другие сообщения

Приобщение к высокому искусству
Главный театральный фестиваль страны объявил на прошлой неделе имена новых обладателей премии "Золотая маска", самой "урожайной" точкой среди регионов оказалась Пермь. Однако федеральные специализированные издания и критики в очередной раз подчеркнули: на пьедестале снова оказались "столичные дома", хотя "Маска" ратует за поддержку театров в регионах и их "равноправие на театральной карте страны".
Воплощенную героиню романа Толстого "Воскресение" Катюшу Маслову обычно обсуждают "отлипшие" от экранов телефонов школьники. И это, пожалуй, настоящая победа театра
Погрузиться в мир сказочных образов, которые объединяет стихия воды, предлагает художник и тату-мастер Валерия Ханина. Ее персональная выставка "Соль и вода" открылась в художественном салоне "Арт Коллекция".

© 2011 - 2024 Агентство информации "ФАКС".
Копирование информации размещенной на сайте, без активной гиперссылки на источник - запрещено.

Создано в студии "Алекс"