14..16 С
Давление: 742..744 мм рт.ст.
Ветер: Южный 4 м/с
 
92.2628
99.7057
 
Последнее обсуждаемое
 

Как привить ребенку любовь к чтению

23 июля 2015 года 22:35
 

Изучение лирики в школе составляет органическую часть воспитательного процесса, так как лирика - тот род литературы, который формирует душевный мир, тонко и глубоко влияя на человека. О том, насколько целесообразны творческие сообщества, где младое племя постигает гуманитарные азы, и об истории литературного кружка "АртЛик" при Центре дополнительного образования МБОУ гимназии "УВК N1" рассказала его руководитель Татьяна Повалюхина.

В собственном соку мы не варились

- Татьяна Владимировна, как вам удается прививать своим воспитанникам любовь к чтению, к работе со словом в наше прагматичное время?

- В первое десятилетие кружковой деятельности было выработано кредо руководителя литературного объединения: не критиковать детей, чтобы дать возможность и тем, кто представляет свои стихи, и тем, кто слушает, уловить светлые, положительные моменты творчества. Критика, конечно, нужна, но она у нас представлена в лице приходящих к нам известных литераторов, общению с которыми будем рады и впредь: Лев Коськов, Галина Умывакина, Аркадий Пресман, Иван Щелоков, Вячеслав Лютый, отец Лаврентий (Подколзин), Михаил Болгов, Марина Дубикова.

- Литературные сообщества - это, прежде всего, собрание единомышленников. Как это получилось у вас? Как возникла идея создания "АртЛика"? Предтечей же, наверное, клуб "Лик" является?

- "Лик" - хороший старт, но для меня, наверное, это стихийно получилось, когда библиотекари, учителя русского языка и литературы нашего УВК N1, узнав о том, что я пишу стихи, нашли практическое применение моим возможностям. Идея возникла у них, я согласилась, появилось поле для экспериментов. Не было ни программы, ни концепции.

За эти 17 лет сделано многое: практически на все мои кружковые часы есть программы, которые я продолжаю совершенствовать по мере сил. Не подсчитывала, сколько человек было участниками нашего кружка - счет идет на сотни. Посещали литературные клубы, ходили в гости к писателям, в музеи, на выставки, на литературные мероприятия, организовывали встречи и паломнические поездки, так что в собственном соку мы не варились.

Стремление найти гармонию

- 90-е годы - непростое время. Для кого-то кружок был отдушиной, многие, наверное, скептически относились к нему. Как дети отнеслись к появлению такого кружка?

- Первых моих детей, а это были в основном девочки, я бы назвала смелыми людьми. приходили они в юношеском вдохновенном порыве, ими руководило стремление найти гармонию, красоту, что-то полезное для себя… Наталия Юрова, Елена Антонова, Татьяна Агибалова и десятки других…

- За каждым именем - судьба…

- Безусловно. Кто-то продолжает творить, кто-то писать перестал. Это нормально. Мы не ставили цель, что из наших стен выйдут поэты, писатели. Главное, что мы пытались воспитать вкус, помогали понять, что жизнь не замыкается только на учебе и личных неурядицах. Сейчас среди бывших артликовцев - военнослужащие, инженеры, преподаватели, экономисты, музейные работники, журналисты; семь человек выбрали филологическую стезю.

- Какой был состав кружка, кто проявлял себя активнее?

- Соотношение детей было примерно таким : треть детей приходила в объединение, движимая любопытством, и, как правило, эти дети очень быстро уходили. Вторая, условно говоря, треть детей, приходила с целью преодоления одиночества. Такие дети - очень благодарные слушатели, на них можно положиться, они всегда помогут, хотя не всегда готовы раскрывать себя в творчестве. И, наконец, творческое ядро - это те дети, которые не боялись раскрывать себя в творчестве, охотно шли на мои предложения, они сочиняли и приносили свои литературные опыты и желали критики.

Не усердствовать в критике

- Когда в одном помещении собирается много молодых людей, у которых кипит кровь, которым хочется читать свои стихи, талантливых, как им кажется, и, наверное, на самом деле способных - как они относились друг к другу?

- За все годы работы была только одна конфликтная ситуация, когда столкнулись разные подходы к творчеству, и я попыталась урегулировать ситуацию, но в тот момент мальчик ушел, сделав вывод, что творчество не для него. Однако в остальных ситуациях мы как-то находили золотую середину между авторским самодовольством и авторской мнительностью. Старалась не усердствовать в критике. Прошло еще десять лет, и этот молодой человек, будучи у меня в друзьях в социальных сетях наряду с другими ребятами, неожиданно признался, что он с удовольствием читает лирику и ему очень нравится современная поэзия.

- А как в кружке с социализацией дело обстоит? Поэзия сейчас не в цене…

- Знаете, у одного из поэтов клуба "ЛИК" по этому поводу есть шутливое стихотворение:

Я видел надпись на стене -

Поэты нынче не в цене.

Я думаю, они в цене,

Да только цены не по мне.

(Валентин Берман)

Не хотелось бы, чтобы создалось впечатление, что наши дети отгорожены от жизни литературным процессом. Хотела бы отметить пользу долголетнего сотрудничества с воронежским радио, которое не просто так прошло. На факультет журналистики за эти годы поступило девять человек наших ребят.

- На Ваш взгляд, изменились ли дети? Изменились ли их стихи? Что сегодня их беспокоит?

- Темы остались прежними, но изменился настрой стихов. Если раньше в них было больше доверия к жизни, то впоследствии стало симптоматично то, что дети не скрывали в стихах свои страхи. Позитивным я считаю то, что авторы не замыкают в себе отрицательную энергию, а находят выход на бумагу. То же с чтением. Писатель Владимир Добряков говорил: "Если вы прочли книгу, где герои смелы, решительны, верны дружбе, то их характер как бы переселяется в читателя, и с таким багажом вы застрахованы от многих неудач". Более того, "АртЛик" получил свое продолжение в виде объединения "Свечечка" для детей начальной школы, где мы говорим с ребятами об основах православной культуры. Этим направлением в рамках кружка я занимаюсь с 1997 года.

- Но наряду с послушными детьми всегда были бунтарски настроенные молодые люди. Неформалы приходят в кружок?

- Да, у нас были ребята с разными умонастроениями - не знаю, можно ли назвать их неформалами. Кто-то, окончив школу, до сих пор слушает рок-музыку. Ради таких детей я стала практиковать метод информационного сопровождения - тематические статьи, в которых приводила разные точки зрения. Главное, чтобы рок-музыка не превратилась для них из источника вдохновения в сток эмоций и чувств. Потому что, помимо рока, существует культура Слова, она не растеряна и не оболгана.

- Не секрет, что с дополнительным образованием у нас творятся совершенно непонятные вещи. Как в дальнейшем будете жить? Какая вас ожидает судьба по вашим ощущениям?

- Жизнь будет; в то же время не могу не сказать о том, что многое мы делаем на энтузиазме. И это - непростая ситуация. "Наше спасение - властвовать над собой и жить своей судьбой" - эти строчки из песни, автором которых является наш артликовец Артем Бартенев, - не высокие слова, а реальность.

Беседовала Яна Богацкая

Источник: в„– 74 (1935)
Газета "Берег"
  3387



Добавить комментарий

Ваш комментарий
Ваше имя
Ваш E-mail
 

Другие сообщения

Быть новаторами и готовить детей к современным реалиям: учителя начальных классов из общеобразовательной школы в„–88 с углубленным изучением отдельных предметов Татьяна Матвеева, Ольга Лихачева и Екатерина Сафаргалиева представили нашу область на конкурсе профессионального мастерства "Учитель будущего". Почему комплекта доска, мел и тряпка теперь мало для хороших знаний, педагоги рассказали "Берегу".
Вчера школы Воронежской области перешли на дифференцированное обучение. Многие родители еще с конца лета паниковали по поводу возможного повторения дистанционки, но дети в очном формате отучились целую четверть, а переход к другому формату теперь носит специфичный характер.
В минувшую пятницу в Воронежском государственном университете инженерных технологий подвели итоги Большого этнографического диктанта. Этот международный просветительский проект, который организован Федеральным агентством по делам национальностей и оценивает уровень наших знаний культуры и традиций народов России, в стране реализуется уже пятый раз и в этом году из-за пандемии
На "Яндекс.Районе" и в других воронежских соцсетях все чаще встречается тема поиска работы
Первые партии лекарств для бесплатной выдачи амбулаторным больным с диагнозом COVID-19 уже поступили в Воронежскую область, сообщили в правительстве региона вечером 11 ноября. Предполагается, что медикаменты получат не менее 11 тыс. человек, которые лечатся от коронавируса на дому. Во всяком случае, объем федерального финансирования
Несмотря на ужесточение контроля, наглухо затонированных автомобилей на воронежских улицах меньше не стало. В преддверии Всемирного дня памяти жертв ДТП, который отмечается 15 ноября, сотрудники ГИБДД провели рейд, направленный на профилактику дорожно-транспортных происшествий.
В понедельник в Воронеж прибыли еще 29 автобусов, приобретенных для муниципальной транспортной компании "Воронежпассажиртранс" на условиях льготного лизинга по нацпроекту "Безопасные и качественные автодороги". С учетом ранее прибывших предприятие получило уже 62 новых современных транспортных средства.

© 2011 - 2024 Агентство информации "ФАКС".
Копирование информации размещенной на сайте, без активной гиперссылки на источник - запрещено.

Создано в студии "Алекс"