18..20 С
Давление: 744..746 мм рт.ст.
Ветер: Юго-Восточный 4 м/с
 
92.1314
98.7079
 
Последнее обсуждаемое
 

Два исторических дома, две истории, две разных судьбы

31 июля 2015 года 16:07
 

Практически в каждом городе России, и Воронеж здесь не исключение, исторические и архитектурные памятники находятся в центральной части - там, где бурно идет деловая и культурная жизнь, и маленькие, чаще всего выбивающиеся из современного архитектурного стиля объекты культурного наследия становятся камнем преткновения. Одни ратуют за их сохранение в девственно чистом виде, другие считают, что этому "старью" не место на улицах 21-го века, ну а третьи просто пользуются спорной ситуацией, используя ее для достижения своих, зачастую, далеко не альтруистских целей.

Патовая ситуация

Есть еще одна категория людей, для которых особенно небезразлично состояние домов - архитектурных и культурных памятников: это люди, которым выпало то ли счастье, а то ли несчастье жить в этих домах.

Взять хотя бы так называемый дом Гарденина, находящийся в Воронеже на переулке Фабричный, 12.

Дом купца Потапа Гарденина - самый ранний из сохранившихся жилых домов Воронежа. Дата строительства дома - 1731 год, с этого времени он уже упоминается в архивных источниках как существующий на усадьбе П. Гарденина (по другим данным, строительство дома относят к 1735).

Во время Великой Отечественной войны здание было серьезно разрушено, и его восстанавливали по старым фотографиям, без чертежей, под наблюдением архитектора Г. В. Здебчинского. Не будем оспаривать компетентность архитектора, но возьмем на заметку тот факт, что восстановление "на глаз" породило некоторые вольности и неточности, и мы уже имеем дело не со старинной трехсотлетней постройкой, а домом, "идентичным натуральному".

На государственную охрану "Дом Гарденина" принят в 1960 году.

Сейчас там проживают девять семей, которые считают, что стали "заложниками" дома культурного наследия. Дом, охраняемый государством, сносить нельзя, а, значит, и в программу по переселению из аварийного жилья люди не попали. Но вот квартиры были признаны негодными для проживания еще пять лет назад (трубы прогнили, батареи не греют, электропроводка не выдерживает нагрузок). Внешний облик дома в настоящее время город совсем не красит, скорее, наоборот.

Не так давно чиновники заявляли, что идет поиск инвесторов, которые расселили бы оставшихся в доме жильцов. По-видимому, инвестор пока не найден. На днях мэр Воронежа Александр Гусев сообщил, что город может предоставить "гарденинцам" квартиры, но только на периферии. Значит, инвесторы по какой-то причине в очередь за сохранение памятника культурного наследия пока не стали. Почему? Попробуем проанализировать это на судьбе другого "многострадального" воронежского дома, находящегося на охране государства.

В каком доме чай слаще?

У этого дома несколько названий: "усадьба Быстржинских", "дом, где бывал Лев Толстой", "дом 9/11 на Платонова", "дом, который перепутали".

До 1994 года на доме N5 по ул. Платонова висела памятная табличка, на которой значилось, что, мол, в этом доме в 1894 году гостил у своей племянницы великий русский писатель Л. Н. Толстой, и дом, соответственно, находится под охраной государства. Для советского Воронежа попытка отметить незначительное пребывание в городе писателя, которого Ленин назвал "зеркалом русской революции", понятна с идеологической точки зрения. А вот с наступлением "новой эпохи" имя писателя становится "орудием" другого порядка.

В СМИ вдруг развернулись яркие дискуссии по поводу того, тот ли дом охраняется государством или писатель гостил в другом месте?

Вообще-то останавливался он неподалеку - у своего друга Гавриила Андреевича Русанова на ул. Воскресенской (ныне ул. Орджоникидзе). Дом, кстати, не сохранился. А к племяннице своей, Е. С. Денисенко, снимавшей с супругом квартиру в доме Быстржинских, зашел и вовсе ненадолго - с визитом вежливости, так сказать. Ни в своих дневниках, ни в письмах Лев Николаевич не описал этой встречи, даже не намекнул на нее, но мы все до 1994 года были уверены - писатель пил со своей племянницей чай в доме N5.

И вдруг оказывается, что племянница Толстого, Денисенко, никогда в доме N5 не проживала, и охранять этот дом не надо, поскольку Толстой в него не заходил. Путем научных изысканий и тщательного анализа был оглашен новый вердикт - усадьба Быстржинских располагалась в домах 9 и 11 на улице Платонова (9-й дом - флигель). Ошибка микроскопическая - всего на три дома...

А в доме этом располагалось общежитие швейной фабрики "Работница", и люди долго знать не знали, что живут в "особом" месте. Но вот однажды ранним утром глядят, а на доме табличка висит. Та самая, что красовалась на пятом. Сначала подумали, что это чья-то шутка. Ан нет, не шутка! Табличка осталась, а следом и подтверждение вышло - дом является объектом культурного наследия. Так этот дом стал "толстовским".

На самом деле дом N5 и без "толстовского" следа представляет архитектурно-историческую ценность. В 2004 году специалистами ГУП Центральных научно-реставрационных проектных мастерских Министерства культуры Российской Федерации была проведена экспертиза объекта культурного наследия регионального значения "Дом Быстржинских". Экспертиза показала, что "архитектурно-художественная ценность дома заключается в том, что объемно-пространственное построение здания, его геометрические фасадные соотношения, декоративно-пластическая обработка фасадной плоскости, выполненные в стиле ренессанса, свойственные греко-римской архитектуре, редко встречаются на объектах исторической застройки Воронежа. Совершенно очевидно, что дом под N11 обладает достаточной полнотой форм, имеющих историческую, научную, градостроительную и архитектурно-художественную ценность. Целесообразность дальнейшего изучения и сохранения объекта не вызывает никаких сомнений".

Данное определение говорит о том, что в доме, как объекте культурного наследия, ценность, в первую очередь, представляет фасад, который, несомненно, нужно было реставрировать. Однако борцы за сохранение дома стали требовать не только запрета на какие-либо строительные работы рядом с объектом, но и создания в доме музея. Кто-то невероятно богатый и щедрый должен был расселить жильцов, восстановить дом, взять на себя охранные обязательства и создать музей, возведя обстоятельство визита Льва Толстого к своей племяннице до уровня святыни.

Сносить - нельзя. Жить - невозможно

Дома NN9, 11, как уже было сказано выше, принадлежали ОАО "Работница", и предприятие, неожиданно ставшее обладателем объекта культурного наследия, не готово было взять на себя охранные обязательства.

Тем временем уже в начале 1995 года, главным санитарным врачом Воронежа Николаем Мамчиком было признано: "Санитарно-техническое состояние жилого здания и внутренних помещений по ул. Платонова неудовлетворительное. Несмотря на то, что текущий ремонт проводился в октябре 1993 г., в здании имеются трещины, отслоение штукатурки. Санитарно-технических приборов недостаточно, а имеющиеся находятся в крайне неудовлетворительном состоянии и требуют замены. Отсутствуют душевая, кухня, постирочная. По данным инструментальных замеров, уровень относительной влажности в помещениях составил 87%, что превышает допустимые нормы (65%)".

В 1996 году жилой дом, находящийся по адресу ул. Платонова, 11, решением комитета по управлению госимуществом Воронежской области был передан в муниципальную собственность г. Воронежа.

Жильцы проводили одно собрание за другим, пытаясь достучаться до небес и требуя снести дом, чтобы иметь возможность получить новое жилье. "В нашем доме жить нельзя, - выступала В. И. Нижегородцева из кв. 19. - Один туалет на весь дом. Два крана с холодной водой в общем коридоре. Здесь проживают 12 детей, один ребенок - инвалид 1-й группы. Дети постоянно болеют. Из-за сырости на стенах грибок. О каком памятнике идет речь, если жизнь людей находится в опасности?"

"Я живу в доме с 1982 года, - рассказывала В. С. Попова из кв. 8. - Старожилы нашего дома (Тройнина М.П., Дорофеева Н. И., Пальцова А. М.) утверждали, что в этом доме был трактир… Весной и осенью в подвале стоит вода, а, так как городская канализация выше нашей, при любой аварии к нам в подвал сливаются фекалии".

Но в силу статуса дом сносить было нельзя, и жалобы и просьбы текли в государственные органы непрерывным потоком. Но желающих отреставрировать дом и создать людям человеческие условия для проживания долго не находилось. Возникла ситуация, которую мы сейчас наблюдаем на пер. Фабричном: жить нельзя, а людей девать некуда.

И только в 2010 (!) году объекту культурного наследия смогли найти инвестора - участок, на котором расположен памятник архитектуры, перешел в пользование компаний ОАО "Домостроительный комбинат" и ООО "КомплексТехСтрой". На участке должен был вырасти 17-этажный жилой дом при условии сохранения и реставрации усадьбы и флигеля, а также расселения жильцов.

Поиск компромисса

Можно ли сочетать старинный облик города с новыми домами? Многие специалисты считают, что можно: так, петербургские архитектурные ансамбли, московское Зарядье не стали застывшими мертвыми экспонатами. Памятники продолжают жить, когда ими пользуются люди. Неужели и наш Воронеж не заслуживает достойного места в этом ряду?

"В предыдущих проектах было видно, что памятники архитектуры мешали современным архитекторам, - озвучила свое мнение тогдашний начальник государственного учреждения "Государственная инспекция охраны историко-культурного наследия Воронежской области" Татьяна Старцева, принимавшая участие в обсуждении проекта строительства нового дома. - В данной работе спроектировано все по закону. Проектирование индивидуальное, сам памятник стал отправной точкой для дальнейшей фантазии самого архитектора. В данном случае авторы сохранили понятие городской усадьбы. Небольшой партер, планируемый за домом N9, сохраняет образ городской усадьбы Быстржинских. На мой взгляд, это действительно очень умелое, профессиональное отношение к историческому участку - решение проблемы строительства совместно с памятником".

Судьба расселения людей тоже была решена положительно. Семь семей, проживающих в доме N9, получили семь новых квартир, 17 семей из дома N11 -25 новых квартир. Жильцы "усадьбы" и "флигеля" переехали на улицы 45-й Стрелковой дивизии, 25 Января, Лизы Чайкиной и бульвар Победы. Здесь бы и написать слово "конец", да посоветовать другим страдальцам, проживающим в разрушающихся объектах культурного наследия, ждать благополучного разрешения ситуации, но до счастливого финала, оказывается, еще далеко.

Арка раздора

Внутри усадьба Быстржинских (дом N11) на 96% находилась в неудовлетворительном состоянии - прогнили деревянные перекрытия, вот-вот могла обрушиться крыша, вываливались деревянные оконные проемы, а по лестнице ходить стало опасно еще в те годы, когда в доме проживали люди.

Предметом охраны с сохранением прежнего облика считаются лишь фасады вышеуказанных домов. Но начало реставрационных работ, когда была обрушена прогнившая крыша, было встречено шквалом недовольств и выступлений: "Усадьбу Быстржинских сносят!". Каждое действие строителей сопровождалось стихийными митингами, регулярными вызовами полиции, что замедляло, а то и вовсе останавливало процесс реанимации дома.

Особенно возмущались "активисты", когда по не зависящим от строителей причинам началось разрушение арки, соединяющей дома 9 и 11. Состояние арки по результатам экспертизы оценивалось как неудовлетворительное, ворот к моменту передачи объекта культурного наследия собственнику не наблюдалось. В целях безопасности арка была разрушена, однако на ее месте уже в ближайшее время появится новая, полностью повторяющая свой прототип. Также, по словам строителей, к 1 сентября на арке будут установлены ворота, имитирующие те, что были на въезде в усадьбу в 19 веке.

Сам фасад домов 9 и 11 уже отреставрирован, баннер, которым он был закрыт на время работ, снят, и любой воронежец может увидеть: объект культурного наследия сохранен. В течение двух лет, обещает компания-реставратор, будет полностью закончено восстановление дома.

Но сторонникам "старины глубокой" теперь не дает покоя многоэтажный дом, который будет возведен за пределами охраняемой территории архитектурного памятника. Мнение архитекторов, специалистов госинспекции по охране историко-культурного наследия для них неубедительно, они продолжают писать жалобы, выступать перед телекамерами с навязчивой мыслью о разрушении истории Воронежа.

Весной на участке под строительство был обнаружен некий "культурный слой": нашли игольницу XVIII века, фаянсовую ручку от комода XIX века, пули начала XX века, монеты и фрагменты скифских сосудов. Если спуститься чуть ниже, по Базарной горе, пройти по Большой Стрелецкой, то после дождя прямо на дороге можно найти и пули, и монеты, и другие предметы старины. Да и история со скифским кувшином вполне вероятна - почему бы ему не быть в коллекции семьи Быстржинских и не разбиться в пылу семейной ссоры? Археологические раскопки вновь остановили строительные работы.

Интересно, польстится ли в Воронеже еще кто-нибудь из инвесторов на предложение заняться реставрацией подобного объекта культурного наследия, если его впереди ждут столь же непримиримые "объятия" активистов?

Наталья Образцова

В ТЕМУ

Тотальный подсчет

Полную инвентаризацию объектов культурного наследия проведут в Воронежской области - работы должны быть закончены до 1 января 2018 года. Об этом было заявлено на оперативном совещании в правительстве региона.

Министерством культуры РФ совместно с субъектами РФ должны быть установлены предметы охраны объектов культурного наследия и границы их территории, проведены разработка и утверждение проектов зон охраны объектов культурного наследия и уточнение наименований объектов культурного наследия.

Алексей Гордеев особое внимание уделил вопросу инвентаризации объектов культурного и исторического наследия, взятых под государственную охрану. К примеру, в Воронеже выявлено 14 охраняемых объектов, которые по документам существуют, а фактически уже нет. В районах области схожая ситуация, однако, точной статистики пока нет.

Источник: в„– 76 (1936)
Газета "Берег"
  3593



Добавить комментарий

Ваш комментарий
Ваше имя
Ваш E-mail
 

Другие сообщения

Быть новаторами и готовить детей к современным реалиям: учителя начальных классов из общеобразовательной школы в„–88 с углубленным изучением отдельных предметов Татьяна Матвеева, Ольга Лихачева и Екатерина Сафаргалиева представили нашу область на конкурсе профессионального мастерства "Учитель будущего". Почему комплекта доска, мел и тряпка теперь мало для хороших знаний, педагоги рассказали "Берегу".
Вчера школы Воронежской области перешли на дифференцированное обучение. Многие родители еще с конца лета паниковали по поводу возможного повторения дистанционки, но дети в очном формате отучились целую четверть, а переход к другому формату теперь носит специфичный характер.
В минувшую пятницу в Воронежском государственном университете инженерных технологий подвели итоги Большого этнографического диктанта. Этот международный просветительский проект, который организован Федеральным агентством по делам национальностей и оценивает уровень наших знаний культуры и традиций народов России, в стране реализуется уже пятый раз и в этом году из-за пандемии
На "Яндекс.Районе" и в других воронежских соцсетях все чаще встречается тема поиска работы
Первые партии лекарств для бесплатной выдачи амбулаторным больным с диагнозом COVID-19 уже поступили в Воронежскую область, сообщили в правительстве региона вечером 11 ноября. Предполагается, что медикаменты получат не менее 11 тыс. человек, которые лечатся от коронавируса на дому. Во всяком случае, объем федерального финансирования
Несмотря на ужесточение контроля, наглухо затонированных автомобилей на воронежских улицах меньше не стало. В преддверии Всемирного дня памяти жертв ДТП, который отмечается 15 ноября, сотрудники ГИБДД провели рейд, направленный на профилактику дорожно-транспортных происшествий.
В понедельник в Воронеж прибыли еще 29 автобусов, приобретенных для муниципальной транспортной компании "Воронежпассажиртранс" на условиях льготного лизинга по нацпроекту "Безопасные и качественные автодороги". С учетом ранее прибывших предприятие получило уже 62 новых современных транспортных средства.

© 2011 - 2024 Агентство информации "ФАКС".
Копирование информации размещенной на сайте, без активной гиперссылки на источник - запрещено.

Создано в студии "Алекс"