16..18 С
Давление: 749..751 мм рт.ст.
Ветер: Восточный 4 м/с
 
93.2918
99.5609
 
Последнее обсуждаемое
 

О поэтическом творчестве воспитанников Воронежской Православной духовной семинарии

21 августа 2015 года 14:25
 

Верующий человек обращается к источнику своей веры молитвою, воплощая в стихотворные строки святоотеческую мудрость. "Сердечный труд и жертвенность отличают православную поэтическую традицию от плоской назидательности и высокоумных поучений, свойственных протестантским песням", - убежден воронежский литературовед Вячеслав Лютый.

"Падре Евфимиус", Серебрянский, Никитин

Поэтическое творчество культивировалось в стенах старейшего воронежского духовного учебного заведения благодаря Евфимию Болховитинову, выходцу из семьи священника Ильинской церкви, студенту Воронежской семинарии. С 1785 по 1788 годы Болховитинов учился в Московской Славяно-Греко-Латинской Академии, посещал лекции в Московском императорском университете, где подружился с историком и писателем Николаем Карамзиным, с библиофилом и коллекционером Николаем Бантыш-Каменским, с владельцем типографий и книжных магазинов Николаем Новиковым. По возвращении в Воронеж Евфимий Болховитинов стал преподавать в Воронежской семинарии, работал библиотекарем, руководил поэтическим кружком и кружком семинаристов-переводчиков.В  Поэтическое начало, любовно пестуемое преподавателем Евфимием Болховитиновым, проявилось в тот период времени, когда в среде разночинцев Воронежа активно распространялись рукописные сборники стихотворений и художественной прозы.

Позже, в 1820-е годы, этим увлекались участники литературно-философского кружка при Воронежской духовной семинарии, среди которых наибольшую активность проявлял студент Андрей Серебрянский. Его стихотворение "Быстры как волны дни нашей жизни" было очень популярно в молодежной среде тех лет. Он оказал большое влияние на поэта Алексея Кольцова, который, в свою очередь, вдохновил на творчество другого семинариста - Ивана Никитина. Трудно сказать, что поэт Иван Никитин относился с умилительными чувствами к своей alma mater, свидетельством чего служат стихотворение "Ах, прости, святой угодник" и проза "Дневники семинариста". Однако разве в Евангелии мы видим образцы восторженного отношения к чему бы то ни было?

Даже если исходить из того, что пополнение рядов семинаристов было не вполне зрелым выбором для ранимого и чувствительного к человеческому горю юноши, надо иметь в виду главное: семинария не препятствовала развитию его природного дара. И укрепила его не столько в плане самовыражения, сколько в осмыслении жизни через высшие нравственные законы. Как бы ни поступил обиженный русский человек, какой бы неправильный выбор он ни сделал, его не оставляет мысль о греховности своего поступка - это становится лейтмотивом стихотворений Ивана Саввича Никитина.

Отпустив своего воспитанника в свободное плавание по жизненному морю, воронежская семинария снова распахнула двери поэтам, поступившим в нее... лишь спустя полтора столетия. Не может быть, скажете вы, чтобы за полторы сотни лет не нашлось в Воронеже ни одного пишущего стихи семинариста!В  Конечно, нашлось бы, если бы не войны, революции, антицерковная политика властей.

Исповедь в стихах

В наши дни, когда Церковь и государство учатся быть в диалоге, выросла новая формация верующих людей, пишущих стихи. Они исповедуют веру, участвуют в таинствах Церкви. Они даже причастны духовному званию. Но ничто не является критерием подлинности таланта, кроме самого таланта. И внутреннего отказа кидать камни в прошлое, родившее, взрастившее и научившее искренности чувств.

В Донести до слушателя прописные истины так, чтобы тебя восприняли, непросто. Тот, кто преодолел искушение критицизмом в отношении других и смотрит в свою душу, не избегая нелицеприятных оценок, становится зрячим, и "бревно в своем глазу" для него серьезней, чем "соринка в глазу другого". Монашествующий автор, студент-заочник Воронежской семинарии Лаврентий (Подколзин), избрав еще в юности сочинительство сферой приложения сил, однажды понял, что самоопределение для него не ограничивается поэзией. Опытно постигая, что такое покаянная слеза и молитва, в своих откровениях он избегает фигур умолчания, ибо делится с нами всем, что постиг сам:

Господь призвал на брачный пир,

А я "оглох" в житейских волнах;

Господь воззвал любить весь мир,

А сердце все сомнений полно… ("Сон")

Опознаваемая в себе "духовная глушь", не проецируемая на ближнего, тем не менее, легко узнаваема читателем, для которого скучно, а то и страшно погружаться в собственное "я". Но поверх и страхов, и тоски звучит единственный и победительный для верующего гимн:

…Слава Богу, что меня побили.

Слава Богу, что остался жив,

Значит, есть надежда - быть прощенным,

Значит, Бог со мной - я не один.

Слава Богу, я живу крещенным.

Слава Богу, я - христианин.В  ("Слава Богу за все!")

Поколение тех, кто родился в советскую эпоху, в лице монаха Лаврентия (Подколзина) говорит о Боге в узнаваемой аудиторией художественной тональности, имя которой - классический реализм русской литературы.В  Его стихотворение "Фронтовая быль" сродни балладам, а "Посвящение Матронушке" - памятник народной песенной традиции. Господь для лирического героя монаха Лаврентия - друг, врач, судья:

Боже Праведный и Всесильный,

Обнажи мою ложь и немощь,

Обличи мой недуг смертельный,

Уврачуй, ниспошли мне помощь. ("Молитва")

Откровение о сокровенном

Студент-заочник Воронежской семинарии Роман Касьянов издал единственный сборник - самопальный, который я видела лишь однажды. Но в нем нельзя не ощутить ритмообразующее звучание стиля "рок", которое безошибочно пеленгуется, особенно когда довелось впечатлиться творениями Шевчука, Кинчева. У Касьянова чувствуется глубина выстраданности духовных аксиом. Тема "непустого слова" (или "физической болезни, необходимой для духовного исцеления") из уст юного стихотворца - прорыв, откровение о сокровенном. Ведь лирический герой Касьянова - он сам.

Поэзия светская дистиллирует "узнаваемое", поэзия вероисповедальная, как бы к ней ни относились, еще и "незнаемое", поэтому найти в ней свой путь - удел немногих. Но те, у кого получается, дерзновенно торят его, добывая то, что может извлечь из их опыта читатель. Из тех, кто подтверждает это своей судьбой, - уже названные студенты Воронежской семинарии, монах Лаврентий и Роман Касьянов. Из современников, кто подтвердил это, уже став гражданами вечности - иеромонах Роман (Тальберг) и мученик за Христа, иеромонах Василий (Росляков). В религиозном контексте выбор их является венцом и подтверждением истинного исповедания веры. В творческом отношении важно и то, что поэтические строки существуют, оставаясь живыми в обиходе нашего духа.

Татьяна ПОВАЛЮХИНА

Наша справка

Воронежская Православная духовная семинария - высшее духовное учебное заведение Воронежской Митрополии Московского Патриархата, осуществляющее подготовку священнослужителей и церковнослужителей Русской Православной Церкви согласно Церковному образовательному стандарту высшего духовного образования. Семинария основана 31 мая 1745 года и является старейшим учебным заведением Воронежского края.

Источник: в„– 82 (1942)
Газета "Берег"
  3142



Добавить комментарий

Ваш комментарий
Ваше имя
Ваш E-mail
 

Другие сообщения

Приобщение к высокому искусству
Главный театральный фестиваль страны объявил на прошлой неделе имена новых обладателей премии "Золотая маска", самой "урожайной" точкой среди регионов оказалась Пермь. Однако федеральные специализированные издания и критики в очередной раз подчеркнули: на пьедестале снова оказались "столичные дома", хотя "Маска" ратует за поддержку театров в регионах и их "равноправие на театральной карте страны".
Воплощенную героиню романа Толстого "Воскресение" Катюшу Маслову обычно обсуждают "отлипшие" от экранов телефонов школьники. И это, пожалуй, настоящая победа театра
Погрузиться в мир сказочных образов, которые объединяет стихия воды, предлагает художник и тату-мастер Валерия Ханина. Ее персональная выставка "Соль и вода" открылась в художественном салоне "Арт Коллекция".

© 2011 - 2024 Агентство информации "ФАКС".
Копирование информации размещенной на сайте, без активной гиперссылки на источник - запрещено.

Создано в студии "Алекс"