11..13 С
Давление: 745..747 мм рт.ст.
Ветер: Восточный 3 м/с
 
92.5058
98.9118
 
Последнее обсуждаемое
 

Музей им. Крамского показывает "уличную" жизнь тканевых скульптур

18 сентября 2015 года 15:17
 

Про то, что хороши все жанры, кроме скучного, в очередной раз напомнила воронежская художница Евгения Ножкина, предложившая зрителю - элитарному, скорее всего - концептуальную выставку под открытым небом "Что-то знакомое…?" Расположилась она как раз таки в нескучном месте - дворике музея им. Крамского, весьма располагающем ко всякого рода творческим вольностям. Главное - чтобы они были талантливыми.

Простор для эксперимента

Наш случай последнему "требованию" не противоречит: Евгения Ножкина - одна из самых одаренных представителей молодой современной "изобразительной" поросли. С тканью она работает не впервые, но так, чтоб "вывести" ее на улицу… Это - прецедент.

- Сделать выставку больших скульптур хотелось давно, но никак не могла определиться с местом, - рассказывает Евгения. - Ведь чем крупнее работы, тем сложнее подобрать пространство, в котором они будут смотреться гармонично, где потолки "давить" не будут. И вот - пришло решение: выставиться на улице. Где, как не под открытым небом, самые высокие потолки? А работы я решила не называть - хочу послушать, что на сей счет скажет зритель…

Три недели кипела работа "по месту": Женя подчеркивает, что работала именно с пространством, пытаясь организовать его сообразно замыслу. А он опирался на конкретику - архитектурную, прежде всего.

- Место, где расположен дворик - само по себе очень интересное, оно наполнено смыслами, - считает художница. - Здесь - смешение времен и стилей: с одной стороны - величественные дворцовые стены музея (это, к слову, единственная дворцовая постройка в Воронеже), с другой - современный пластик, а посередине - еще недостроенное, но уже развалившееся строение 90-х. Которое очень красиво - несимметрично - начало опадать и врастать в землю. Поэтому простор для эксперимента - впечатляющий. Тут тебе не белая комната галереи с белыми стенами, куда ты принес работы, точно расставив все по местам согласно замерам. Предварительно сделав то же самое у себя в мастерской, с чаечком…

Дальше - больше

То, что открывается во дворике зрительскому глазу, на самом деле описать трудно: материя и проволока в причудливых сочетаниях, формах, взаимодействиях. Что-то напоминает кошку, что-то - птицу (причем - одновременно обоих). Где-то проглядывают обломки чуть ли не империи, "перемигивающиеся" с колоннами старинного замка и т.д. Фантазировать можно до бесконечности. Тем более, художница предусмотрела эффектную "приправу" к такой пище для ума - снабдила часть своих скульптур лаконичной "каркасообразующей" подсветкой.

А еще мне понравился общий колорит выставки - скромный: по этому "параметру" она определенно деликатна и даже комплиментарна по отношению к окружающей среде. Работы, при всей их оригинальности (и, стало быть, броскости), "одеяло на себя не тянут". В том смысле, что болячками на ровном месте не выглядят. Автору удалось уравновесить "модели" и контекст - настолько, что, попадая в пространство выставки, достаточно камерное, не в один момент замечаешь все ее экспонаты. Там ведь, кроме архитектурных особенностей, с природой надо считаться: живые деревья и так далее. Поэтому зрительный ряд разворачивается постепенно и, в то же время, неожиданно - типа, чем дальше в лес, тем больше дров. Есть во что всматриваться, что разгадывать, меняя ракурсы обзора. Особенно - с учетом того, что освещенность открытой площадки постоянно меняется: в утренние часы работы выглядят не так, как, скажем, в сумерки.

В соавторстве с природой

В общем, не зря Женя прицельно остановилась на том обстоятельстве, что место действия диктовало свои условия: это читается однозначно.

- Не только проволочный каркас, но и сама материя смотрятся по-разному в течение суток, - расставляет акценты художница. - На закате скульптуры отбрасывают очень красивые тени, что создает некую трехмерность изображения.

- А если дождь? Или эти вещи дождя не боятся?

- Не боятся! Дожди их уже, кстати, поливали: все тут намокало и очень красиво капало. А потом - высыхало, приобретая какие-то новые черты. При порывах ветра все это надувается, клокочет, меняет форму, пытается куда-то улететь - тоже зрелище яркое. Так что в любую погоду тут интересно.

- А кажутся ваши скульптурки хрупкими... Неужто они настолько прочно выстроены и укреплены, что стихиям не покоряются?

- Нет, они достаточно легкие. И подвержены изменениям под действием погодных факторов. Но это тоже любопытно: природа будто становится моим соавтором. Так, самую первую скульптуру я изначально сделала очень высокой и объемной, но, примятая сильным ветром, она приобрела совершенно другую форму. Я посмотрела на то, что получилось, и решила: так тому и быть. Что-то в этом есть…

тем временем

Не только молодые воронежские современные художники пытаются креативить со скульптурой. Ресурс AdMe.ru в одночасье озаботился поиском самых странных скульптур, "расставленных" по всему свету, и вычислил: их - десятки. Одна из таковых - памятник Францу Кафке - украшает чешскую Прагу.

Авторская идея скульптора Ярослава Роны доподлинно не известна. Наиболее популярная версия восходит к рассказу Кафки "История одной борьбы", герой которого позавидовал случайному попутчику и взобрался на его плечи, чтобы увидеть мир чужими глазами. Оказавшись в "чужой шкуре", он избавился от зависти к незнакомцу, поскольку у каждого - своя боль.

В 

Есть мнение

"Важной смысловой составляющей выставки "Что-то знакомое" является эффект неожиданного, - считает искусствовед Наталья Бакина. - Непривычен выбор места экспонирования: внутренний дворик художественного музея. Необычен выбор материала для скульптур: ткань. Непредсказуемы условия "уличной" жизни скульптур из ткани: их может намочить дождь, их драпировками играет ветер… Сама меняющаяся среда дает непредсказуемую траекторию жизни выставки и ее восприятия".

В 

Прямая речь

"Во дворике каждый может увидеть только ему близкие очертания, силуэты, вспомнить забытые истории, навеянные работой, - поясняет Евгения Ножкина. - Ведь у каждого человека свой богатый, неповторимый багаж памяти. Одна и та же "запятая" вызывает у каждого свои воспоминания, разные эмоции - радостные, счастливые, веселые. А возможно - печальные… Я предлагаю зрителю поиграть со мной в эту увлекательную игру, окунуться в глубины памяти, отстраниться от повседневных дел, пофантазировать…"

Источник: Оксана Мишина
Газета "Берег"
  3736



Добавить комментарий

Ваш комментарий
Ваше имя
Ваш E-mail
 

Другие сообщения

Приобщение к высокому искусству
Главный театральный фестиваль страны объявил на прошлой неделе имена новых обладателей премии "Золотая маска", самой "урожайной" точкой среди регионов оказалась Пермь. Однако федеральные специализированные издания и критики в очередной раз подчеркнули: на пьедестале снова оказались "столичные дома", хотя "Маска" ратует за поддержку театров в регионах и их "равноправие на театральной карте страны".
Воплощенную героиню романа Толстого "Воскресение" Катюшу Маслову обычно обсуждают "отлипшие" от экранов телефонов школьники. И это, пожалуй, настоящая победа театра
Погрузиться в мир сказочных образов, которые объединяет стихия воды, предлагает художник и тату-мастер Валерия Ханина. Ее персональная выставка "Соль и вода" открылась в художественном салоне "Арт Коллекция".

© 2011 - 2024 Агентство информации "ФАКС".
Копирование информации размещенной на сайте, без активной гиперссылки на источник - запрещено.

Создано в студии "Алекс"