22..24 С
Давление: 736..738 мм рт.ст.
Ветер: Юго-Восточный 3 м/с
 
94.3242
100.2787
 
Последнее обсуждаемое
 

Эдуард Артемьев - о работе в кино и неизбежности духовного прорыва

29 сентября 2015 года 17:51
 

Большинству из нас имя композитора Эдуарда Артемьева знакомо по кино. Его музыка звучит в фильмах Андрея Тарковского, Никиты Михалкова, Вадима Абдрашитова, Андрея Кончаловского. Причем создает звуковой образ, без которого картина, кажется, потеряет свой смысл. Пишет Артемьев и серьезную музыку в самых разных жанрах. Фрагменты из "Реквиема" - сочинения, посвященного 70-летию Победы - звучавшие в Воронеже в исполнении Молодежного симфонического оркестра, очень мощно воздействовали на аудиторию. Большую же часть программы концерта составила музыка для кино, и мастер с удовольствием говорит об этой стороне творчества.

Кино - отдельная страна

- Эдуард, у вас есть какие-то особые требования к исполнителям?

- Нет. И никогда не было. Понимаете, когда композитор сочиняет - у него свои заморочки. Но когда это реально звучит - не всегда совпадает с задуманным. Бывает, беседуешь с дирижером - и открываешь то, чего даже не предполагал.

- Когда у вас спрашивают о любимых картинах, вы называете "Солярис" и "Рабу любви". А какой фильм был самый сложный?

- Это когда я переехал в Лос-Анджелес. Приспособиться было трудно. Во-первых, языка я тогда не знал совсем. Во-вторых, не знал требований, предъявляемых к специалистам такого рода. Но с помощью Кончаловского, который меня пригласил, я довольно быстро ассимилировался. Прожил там три года, написал музыку к девяти картинам. Первая - "Гомер и Эдди" - очень сильно меня переломала. Но благодаря терпению Кончаловского и продюсера фильма - они как-то наставили меня на правильное направление - справился в результате.

- Вы работали там не только с Кончаловским…

- Да, с американскими режиссерами тоже работал.

- Отечественный, русский режиссер и американский - есть какая-то разница?

- Нет. Кино - это страна, не имеющая национальностей. Просто отдельная страна. Когда я уже освоился с языком, был поражен: те же самые сплетни, что на "Мосфильме", все знакомо.

- Что вам дала работа в кино как композитору?

- Кино меня спасло как действующего композитора. После окончания консерватории у меня долго ничего не получалось. Показывал свои произведения на радио, на телевидении, в Министерстве культуры. И все было невпопад, совсем. Пока случай не свел с режиссером Самсоном Иосифовичем Самсоновым, который в меня поверил. На "Мосфильме" он делал картину "Арена". Там был конкурс на роль тапера, и я его выиграл. Я тогда неплохо играл.

Голливуд вместо Бердичева

- То есть, вы должны были в этом фильме сниматься?

- Я и снялся. В процессе работы репетировал с цирковыми актерами их номера - аккомпанировал, подбирал музыку. Это входило в мои обязанности. Ну, и Самсонов спрашивает: "Сам-то сочиняешь? Я слышал, ты консерваторию окончил…" Говорю:

"Да". "Ну, покажи". Я стал показывать. А тогда как раз картину покинул композитор - ушел на другой фильм. Место освободилось, Самсонов говорит: "Ну, что - рискнем?". И так пошло.

- Это ваш "добрый гений".

- Да. Абсолютно. Он еще говорил: "Будешь слушаться меня - будешь работать в Голливуде. Нет - дальше Бердичева твоя музыка звучать не будет". Почему он такой город избрал - не знаю. Но так оно и случилось.

- А Тарковский вас пригласил уже как человека, музыку которого он слышал?

- Он слышал мою электронику. А вообще он меня не знал. Там тоже интересная история, связанная с Воронежем. Я учился вместе с выдающимся композитором, который жил и учился в вашем городе. Это Вячеслав Овчинников. Просто гений. С Тарковским он сделал картину "Рублев" - потрясающую, с поразительной музыкой. Но между ними что-то произошло, и они расстались. И тогда Слава рекомендовал меня. В то время Тарковский снимал "Солярис". Ему стало интересно то, что я делаю в электронике. Как-то сошлось все.

Пробить броню

- А чем вас привлекла электроника?

- Меня всегда интересовала некая звукопись, живопись звуками. Звукоживопись, что ли. Когда я в детстве узнал Дебюсси, Равеля - эта французская школа меня поразила. Потом Стравинский поразил своей мощью. Он же тоже из этой школы вышел, но совершенно в другой вектор. И еще один момент - был такой знаменитый музыкант, пианист Гилельс. Ему разрешали много гастролировать. Вернувшись из какой-то поездки, он сделал лекцию о новой музыке, и там было сочинение Пьера Булеза "Молоток без мастера". Я никогда ничего подобного не слышал. Мой мозг не был к этому готов. Я обомлел просто! Пытался подражать. Нот не было - так, на слух, вспоминая. И тут появилась электроника. Мне казалось, что это - абсолютно один и тот же мир. Вот так я вошел в электронику.

- Электронная музыка стала возможной благодаря открытию инженера. Как думаете, нынешний технический прогресс может что-то подобное "подкинуть"?

- Еще не использовано то, что есть. То, что в России в зачаточном состоянии существует. Я одно время этим занимался, но потом от академической школы в электронной музыке ушел совсем. Потому что меня не устраивал постоянный эксперимент. Хотя электронное оборудование, соответствующее оснащение композиторского мастерства позволяет решать сложнейшие задачи. Но нет таких залов, где можно было бы это все организовать. Сейчас время мистерии, я думаю. Музыка должна воздействовать - и она воздействует. Но человечество сегодня защищается от избытка информации. Раньше был ее недостаток, а сейчас - избыток. Слушатель покрыт броней. И пробить эту броню, убедить может только мистерия. У меня такая идея: богатые люди вложат деньги - 3-4 группы, состоящие из композиторов, режиссеров, балетмейстеров и так далее обратятся к сюжету, может быть, из Библии. Из той истории, то есть нечто глобальное, всеобщее. И вот там будет прорыв. Прорыв духовный - в сознании композитора и всей этой группы. Когда ее участники смогут выдать одно сочинение, которое будет обладать колоссальной силой! И, возможно, даже такой притягательностью, которая все перевернет в сознании людей - в чувствах особенно. Это для меня совершенно ясно.

Надежда РОГОТОВСКАЯ

Справка "Берега"

Эдуард Артемьев - автор сотен камерных, симфонических и электронных произведений больших и малых форм, один из основоположников электронного направления в отечественной музыке, народный артист России, лауреат трех Государственных премий России, обладатель премии Оскар. Артемьевым написана музыка более чем к 140 фильмам.

Перспектива

17 марта 2016 года в московском Театре мюзикла состоится премьера сценической версии рок-оперы Эдуарда Артемьева "Преступление и наказание". Ставит спектакльВ  Андрей Кончаловский. Постановку приурочат к 150-летию выхода самого известного романа Федора Достоевского.

Источник: в„– 93 (1953)
Газета "Берег"
  3502



Добавить комментарий

Ваш комментарий
Ваше имя
Ваш E-mail
 

Другие сообщения

Приобщение к высокому искусству
Главный театральный фестиваль страны объявил на прошлой неделе имена новых обладателей премии "Золотая маска", самой "урожайной" точкой среди регионов оказалась Пермь. Однако федеральные специализированные издания и критики в очередной раз подчеркнули: на пьедестале снова оказались "столичные дома", хотя "Маска" ратует за поддержку театров в регионах и их "равноправие на театральной карте страны".
Воплощенную героиню романа Толстого "Воскресение" Катюшу Маслову обычно обсуждают "отлипшие" от экранов телефонов школьники. И это, пожалуй, настоящая победа театра
Погрузиться в мир сказочных образов, которые объединяет стихия воды, предлагает художник и тату-мастер Валерия Ханина. Ее персональная выставка "Соль и вода" открылась в художественном салоне "Арт Коллекция".

© 2011 - 2024 Агентство информации "ФАКС".
Копирование информации размещенной на сайте, без активной гиперссылки на источник - запрещено.

Создано в студии "Алекс"