19..21 С
Давление: 744..746 мм рт.ст.
Ветер: Восточный 0 м/с
 
92.0134
98.7187
 
Последнее обсуждаемое
 

Театр драмы сделал Пушкина нашим современником

09 октября 2015 года 10:18
 

Иных премьер нынешней осени посмотреть не удалось, поэтому театральный сезон 2015-16 начался для меня с пушкинской "Метели" - одноименный спектакль по пьесе Василия Сигарева представил на зрительский суд Воронежский академический театр драмы им. А.В. Кольцова. Начался (сезон имею в виду) счастливо; о "Метели" хочется дискутировать (потому как - есть о чем), а еще больше - думать. Вернее, даже не столько думать, сколько длить самоощущение от того, что побывал внутри этой вполне себе жизненной сказки - с многочисленными ее аллюзиями, узнаваемостью душевных треволнений и надежд, музыкальностью, поэтичностью.

Не пятится назад

Режиссер Никита Рак, осуществивший постановку на малой сцене, уже приучил воронежского зрителя к своему, скажем так, творческому методу. Нешаблонному; этот молодой еще человек - действительно творец, без скидок. Обладает живым умом, эрудицией, чувствами меры и художественности (не только театральной), желанием (смелостью?) изобретать новую реальность на всем известной классической основе. Пожалуй, в "Метели", достаточно изощренно "обработанной" Сигаревым и интерпретированной Раком, все эти слагаемые сработали максимально эффективно. Разве что чувство меры чуть подотстало от прочих "единиц". Не станем, впрочем, забегать вперед, да и главное - не это.

Итак, Александр Сергеевич - со своей "Метелью". Сюжет - настолько же бытовой, насколько фантастический: влюбВ­ленная барышня в метельном памороке обручилась не с тем, кого ждала у алтаря. Но хеппи-энд неизбежен: в конце концов провидение распоряжается таким образом, что каждый из героев оказывается "в нужное время в нужном месте". А на пути к счастью - события, полные драматизма, скрещенья судеб (вот почему Пастернак "пробрался" в заголовок!), "накаленные" жизненные перипетии. Пушкин? Он! Никита Рак? И он - тоже…

Я абсолютно солидарна с режиссером и драматургом в стремлении объединить классику и современность. При безоговорочном уважении к тексту оригинала, мне не кажется интересным изложить его на сцене один к одному - и финита. Наверное, если бы, следуя этой формуле, собрались на площадке гении типа Янковского и Леонова (которые - сами по себе спектакль, от коего глаз не оторвешь) - шедевр вышел бы в любом случае. Но мы оперируем категориями действительности, а она идеализма не признает. К тому ж сам Пушкин, живи он в наши дни, с его любознательностью и жаждой новизны вряд ли ограничился бы архаикой "того" времени…

С Татьяной и Светланой

Это я к тому, что, на мой взгляд, оригинальный текст повести удачно дополнен колоритными "включениями". Органичными и ситуации, и стилистике, и визуальному ряду. Какие ассоциации первым делом возникают у нормального человека при упоминании имени Пушкина? Правильно: Татьяна с ее письмом Онегину и "три девицы под окном". И то, и другое в спектакле наличествует: Татьяна (эфирное "тело" которой одновременно принадлежит и Светлане Жуковского - а ведь именно у своего учителя позаимствовал эпиграф к "Метели" Александр Сергеевич) - символ, лирическое усиление образа главной героини. А девицы в кокошниках, открывающие спектакль, появляются на сцене в образе жутковатых непроницаемых мойр, с первых "тактов" постановки заявляя о том, что зритель будет иметь дело с фатумом. Эти роковые фурии неотрывно следят за действом, временами как бы останавливая его, расставляя акценты и вопросительные-восклицательные знаки. Позой, мимикой, ладонью над головой персонажа: без слов, но от души…

Очень понравилось музыкальное оформление спектакля, для которого использованы современные мелодии. В моменты пикового, заостренного драматизма, неожиданно заземляя его, звучит интонационно чистая песня Марии Чайковской про муху, гладящую свои лапки - и такую щемящую проникновенность, такой непосредственный, человеческий взгляд на этот мир, полный страстей, сообщает спектаклю сия простецкая вещица, что сопереживание героям усиливается многократно.

Всему есть предел

Результативны в плане этого сопереживания и актерские работы - многие. Особенно хороша Мария Щербакова, сыгравшая Марию Гавриловну: просто умница! Актерам старшего поколения - тоже одни комплименты: они "без брызг" вошли в стилистику, предложенную Никитой Раком. Который, в обход серьеза "метельной" ситуации, рассмотрел ее без "мудрой" гримасы на лице; режиссерский посыл настолько же романтичен, насколько и ироничен. А чтобы и зрители в этой романтике-иронии максимально раскрепостились и чувствовали полную сопричастность к происходящему, режиссер рассадил их - частично - прямо на сцене. Почти в стихийном порядке: метель - она и есть метель, "во все пределы"…

Теперь о том, что слегка напрягло. Если коротко - по ходу спектакля режиссер малость заигрался. И его плюсы превратились в его же минусы - незначительные на общем добротном фоне, но… лучше бы их не было вовсе. Трюкачества в спектакле - все-таки с перебором; понятно желание молодого мастера сочинять еще и еще (и оно, в идеале, похвально), однако всему есть предел. И маслом кашу испортить можно; баланс специй и основного блюда соблюдать необходимо. В частности, пластические изыски - когда, к примеру, Маша пытается станцевать нечто эротическое - обязательными не выглядят. Они, напротив, обеспечивают спектаклю пробуксовку. Из-за подобных моментов возникает некоторая затянутость второй части постановки; когда режиссер выбирает ритмически четкую линию, предполагающую взлеты от суперминора до супермажора, на постной ноте "заклиниваться" не стоит. Зритель тут же отомстит: его внимание теряется. Правда, не надолго.

В целом, однако, Никите Раку и его команде - высший балл за "Метель": яркая работа получилась. На мой вкус - лучшая из тех, что поставил в нашей драме этот талантливый, ищущий режиссер.

Прямая речь

"Пушкина нельзя загонять в рамки архаичности, - уверен Никита Рак. - Он живой, пульсирующий. И сегодня Пушкин, которому всегда нужно было взмыть на гребень волны, делал бы рок-н-ролл. Потому что хотел быть услышанным, хотел широты жеста".

Источник: Анна Жидких
Газета "Берег"
  716



Добавить комментарий

Ваш комментарий
Ваше имя
Ваш E-mail
 

Другие сообщения

« Идея патриотизма, идея служения своему Отечеству сегодня вновь очень остро востребована российским обществом. Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Нам нужны действительно живые формы работы по воспитанию патриотизма и гражданственности, опирающиеся на общественную инициативу». В.В Путин.
«Наша ключевая задача – обеспечить глубокую, содержательную преемственность поколений. Тогда та смелость, энергия, стремление к преобразованиям, которыми обладает молодежь, будут работать на Россию, вносить вклад в укрепление родной страны». В.В.Путин.
«В России немало людей старшего возраста, которых ни по внешнему виду, ни по состоянию здоровья к старикам не отнесешь. Недаром появился общемировой термин – люди « третьего возраста». Многие ведут активный образ жизни, участвуя в общественной жизни страны, подавая пример молодым» В.В Путин
За восемь дней пребывания на этой земле хотелось как можно больше пополнить известные и познать неизвестные страницы истории и жизни удивительной страны Монголии. Монгол Улс – именно так на старомонгольском звучит название страны, которая известна всему миру как родина Чингисхана — великого завоевателя и правителя, объединившего разрозненную Степь в единое государство. На берегу реки Туул, что на 54 км восточнее Улан-Батора, возвышается величественная сорокаметровая статуя сидящего на коне Чингисхана — самая высокая конная статуя в мире. Вокруг неё установлено 36 колонн, символизирующих 36 ханов, возглавлявших Монголию уже после Чингисхана.Нет в мире человека, который не слышал бы это имя жестокого монгольского завоевателя, покорившего в 13 веке огромную часть мира; воина, который сеял вокруг себя разруху и смерть. Но далеко не все знают, какую важную роль сыграл Чингисхан в судьбе Монголии, ведь именно он был основателем Монгольской империи, колоссальнее которой человечество не знало.
Великая Победа... Путь к ней был долог и труден. Небывалой жестокостью и болью, невосполнимыми потерями и разрушениями, скорбью по истерзанной огнем и металлом родной земле были наполнены 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны. Никто и ничто не в состоянии умалить величие подвига многонационального советского народа, всемирно-историческое значение победы над фашизмом. Весенним, солнечным днем – 9 мая 1945 года солдат нашей великой страны вытер с лица пороховую гарь последнего, самого трудного боя. Именно в этот день во всех уголках нашей необъятной Родины радостной вестью прозвучало долгожданное слово: «Победа!» С того памятного мая минуло 78 лет… Выросли новые поколения. Для них Великая Отечественная война – далекая история. Но совесть и долг перед погибшими не должны позволять нам не только ее забывать, но и с героически-трагическими страницами летописи нашей страны постоянно знакомить молодежь. Так, как 14 лет это делает ветеран Вооруженных сил СССР, руководитель областной общественной организации «Воронеж многонациональный» ИшханМеликовичХачатрян. В этот раз ежегодный фестиваль «Народы разные – Победа одна!», посвященный Дню Победы, состоялся в концертном зале ВГУ. . Ветераны Великой Отечественной войны, военной службы, ветераны боевых действий, ветераны труда, представители национальных диаспор встретились со студенческой молодежью ВГУ. Основная цель мероприятия – сохранение памяти о тех заслугах, которые внес каждый народ Советского Союза в Великую Победу. Художественно-патриотическая часть встречи, подготовленная и представленная Татьяной Шешиной – заслуженной артисткой РФ, не раз поднимала зал на исполнение военных песен, звучащих со сцены в исполнении разных поколений детей, молодежи, военных ансамблей, курсантов, ветеранов.В обращениях к собравшимся ветеранов Никифорова А.К.,полковника КГБ в отставке, Почетного гражданина Воронежской области, Михайленко В.Г., полковника в отставке, ветерана боевых действий, Хачатряна И.М., ветерана Вооруженных Сил СССР, заместителя председателя Национальной палаты при губернаторе Воронежской области, звучала информация и сегодняшнего дня о зоне проведения СВО и призыв к поддержки ее в борьбе с фашизмом, незаконченной в 1945 году. С особыми словами обратился к студентам участник Великой Отечественной войны Борисов Николай Николаевич, полковник в отставке , кавалер 6 орденов, участник 15-ти Парадов 9 Мая на Красной площади в Москве, Почетный гражданин Воронежской области и города Воронежа. Он сказал, что именно такие фестивали и должны проходить на территории нашей многонациональной страны и День Победы – это самый главный наш общий праздник, а каждый молодой человек должен растить из себя патриота.Такого патриота России, как впервые принимавший участие в фестивале «Народы разные – Победа одна» Герой Российской Федерации гвардии полковник Ераховец Юрий Николаевич, «Заслуженный военный штурман РФ», штурман-снайпер. Освоил девять типов самолётов, в том числе Су-24, Су-24М, Су-24МР, Су-24МП, Су-34. Имеет более 3000 часов налета. Принимал участие в боевых действиях по оказанию интернациональной помощи Республике Афганистан, выполнял задачи в зоне вооруженного конфликта в Чеченской Республике, участвовал в проведении специальной операции на территории Сирийской Арабской Республики. Награжден орденами «Мужества», «За военные заслуги» и другими государственными наградами.Очень символично, что в канун Годовщины великой Победы единовременно в один строй перед молодыми встали два Героя: 97- летний русский участник ВОВ Борисов Николай Николаевич и вдвое младший Герой РФ белорус Ераховец Юрий Николаевич. Это ли не подтверждение названия фестиваля. Им я посвящаю свои строки. Блажен средь нас лишь тот, кто в дни невзгод, Когда дрожат у самых смелых жилы. Спасает с риском жизни наш народ, Не жалуясь, что на исходе силы. Валентина Шумлянская , участник встречи, советник Почетного Консула КР в Воронежской области. 30.04.2023 года.
В течение многих веков наша страна формировалась и развивалась как многонациональное и многоконфессиональное государство. Воспитание культуры восприятия и умения общаться с другими народами, людьми другой национальности, другого вероисповедания, другого общественно экономического уклада, других жизненных ориентаций строилось на основе понимания общности жизни, формировании чувства единства, дружбы, равенства и братства, нетерпимости к проявлениям национальной исключительности. Каждый уголок России находит в истории свои связующие нити. Воронежская область не исключение. Сегодня речь лишь об одном из множества примеров интернациональной связи разных народов.
Сегодня формирование патриотизма у студенческой молодежи является актуальной проблемой. Ведь именно они ответственны за будущее .От их позиции зависит демократическое, экономическое и здоровое будущее страны.Это собрались обсудить представители ветеранских организаций ВУЗов, областной и городской Советы ветеранов, студенческая общественность. Старшее поколение знает , что сейчас во взрослую жизнь вступает поколение начала 90-х годов, поколение, которое уже не застало Советского Союза с его устоявшимися ценностями, поколение, которое родилось в совершенно другой стране. Изменение системы ценностей не успевало за более быстрым изменением общественных настроений. Развал старой системы воспитания привел к тому, что, не усвоив ценность патриотизма и коллективизма, молодое поколение формировалось на других ценностях.

© 2011 - 2024 Агентство информации "ФАКС".
Копирование информации размещенной на сайте, без активной гиперссылки на источник - запрещено.

Создано в студии "Алекс"