10..12 С
Давление: 748..750 мм рт.ст.
Ветер: Юго-Восточный 3 м/с
 
92.5919
100.2704
 
Последнее обсуждаемое
 

В литературном музее работает православная выставка

01 ноября 2015 года 19:14
 

Областной литературный музей в рамках сотрудничества с Воронежским институтом работников образования провел урок православия. Педагогам предоставили возможность не только послушать священнослужителя семинарии, который поделился опытом преподавания основ православной культуры, но и побывать на интересной экскурсии - осмотреть экспонаты из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, что находится на территории Спасо-Андроникова монастыря.

Чтобы не хуже, чем в Европе

На выставке представлены 54 экспоната, все они уникальны - познавательны и интересны. Самые старые - Евангелия, датированные 1633 и 1637 годами. А первая типография на Руси была открыта в 1563 году. Выходили, прежде всего, книги церковного содержания, предназначавшиеся для чтения на богослужениях. Типографию создали по повелению царя Ивана Грозного, называлась она Государев Печатный двор. Первым мастером, работавшим там, был Иван Федоров. "Чтобы было не хуже, чем в Италии и Европе", - приказал монарх.

Первой книгой, которая вышла в Государевой типографии в 1564 году, стал "Апостол". Книга не уступала лучшим образцам европейского книгопечатного дела.

В 1721 году при Петре I Государев Печатный двор отдали в ведение Святейшего Синода. Все книги, представленные на выставке, напечатаны либо на Печатном дворе, либо в Синодальной типографии.

Изготовление первых книг было делом непростым. Очень широкие их поля не обрезались. Текст получался в рамке, это считалось красивым. С правой стороны располагался наборный текст, шрифт изготавливался из железа. Заглавие выполнялось киноварью, то есть - красной краской. Обязательно делалась заставка - верхний декоративный элемент; чаще всего он был с растительным орнаментом.

На правом поле располагалась пометка - украшение, тоже с растительным орнаментом, но - не только декоративным, а и с функциональным смыслом. В этом украшении имелись окошки с указаниями на то, когда данный фрагмент текста читался во время богослужения.

С левой стороны была гравюра - изображение одного из четырех евангелистов в образе писца, показанного за работой над Евангелием. Евангелист держит на коленях лист бумаги, выводит текст. Рядом на столике - образец, стопка бумаги и чернильница. Гравюра оформлялась в архитектурную рамку, обязательным был символ того или иного евангелиста - ангел, телец или вол, орел, лев.

Сеятели разумного, доброго, вечного

Ярким примером наличия следов стиля барокко является напрестольное Евангелие большого формата (40х70 сантиметров), изготовленное в 1759 году. Оно украшено затейливым узором, в котором явно различим растительный орнамент - плоды граната, тыквы, маковые головки. Сохранилась только третья часть Евангелия. В свое время оно предназначалось для самых торжественных соборных богослужений. Помните "Притчу о сеятеле"? Так вот, печатники того времени ощущали себя сеятелями, несущими Слово Божие в народ и сеющими семена Божественного учения.

Псалтирь и Новый Завет малого формата 1822 года издания выпускались уже для домашнего пользования - в отличие от первых книг, предназначенных для церкви. По книгам малого формата можно было учиться читать обычному человеку. "Деяния апостолов" и "Апокалипсис" 1823 года издания, а рядом - "Записки, руководствующие к основательному разумению Книги Бытия, заключающие в себе перевод сей книги на русском наречии". Это Евангелие с толкованиями в переводе на современный для того времени русский язык. Вышла книга в 1835 году в Санкт-Петербурге в типографии Медицинского Департамента Министерства внутренних дел.

К началу XIX века в России открыли Библейское общество, которое поддерживал император Александр I. Было разрешено переводить церковные книги со старославянского на русский язык.

Собрание располагает книгами, изданными в Московской единоверческой типографии конца XIX века. Приверженцы старого богослужебного обряда также выпускали церковную литературу.

В музее можно видеть Псалтирь легендарного поэта Симеона Полоцкого, написанную стихотворным силлабическим размером. Известные каждому словеснику имена Антиоха Кантемира, Феофилакта Болгарского, Кариона Истомина и других авторов возвращают к истокам нашей письменной культуры.

Откровение в красках

Сюжеты старинных икон сложно понять светскому посетителю. Лилия Карташова, экскурсовод музея, подробно рассказывала об иконографии работ, представленных на выставке. Отец Роман по просьбе экскурсантов привносил в ее рассказ толику богословских объяснений. К примеру, массу вопросов у посетителей вызвало изображение на иконе конца XVII века (село Уницы Кашинского района Тверской области) по обе стороны от центральной фигуры Богоматери "Знамение" двух ангелов - белого и черного. Оказалось, что изображение херувимов рядом с Богоматерью заключает в себе определенную символику.

Икона второй половины XVIII века "Иоанн Богослов в молчании". Апостол Иоанн изображен с ангелом и его символом - орлом. Апостол прижимает перст к губам - это момент получения Божественного откровения от Бога через ангела. Книга в руках апостола символизирует обращение к нему Господа - о сохранении Божественного откровения в слове.

Икона конца XVII века, изображающая Иоанна Предтечу в образе Ангела пустыни, символизирует границу Ветхого и Нового Завета. Иоанн Предтеча послан Всевышним с проповедью покаяния. Он является крестителем Спасителя мира. По обеим сторонам иконы - изображения Святителей Московских Алексия и Петра, а на самой иконе внизу - фрагменты жития Иоанна Предтечи, связанные с самыми трагическими моментами его жизни: усекновением по приказанию Ирода честной главы пророка и тайным погребением главы, дабы не вызвать возмущение народа.

Присутствуют на выставке медные литые иконы тонкой работы второй половины XIX века. Жемчужиной экспозиции также можно считать икону XVII века "Царь Царей", обретенную в Ярославской губернии в селе Власуново. На ней - Иисус в красных царских одеждах.

Выставка продлится до 10 ноября.

Татьяна ПОВАЛЮХИНА

Интересно знать

Единоверие - направление в старообрядчестве, сторонники которого при сохранении древних богослужебных чинов (двоеперстие, служба по старопечатным книгам и др.) и древнерусского бытового уклада признают иерархическую юрисдикцию Московского Патриархата. Возникло в конце XVIII века, долгое время регламентировалось особыми правилами, принятыми по инициативе московского митрополита Платона (Левшина).

Источник: в„– 102 (1962)
Газета "Берег"
  3717



Добавить комментарий

Ваш комментарий
Ваше имя
Ваш E-mail
 

Другие сообщения

Приобщение к высокому искусству
Главный театральный фестиваль страны объявил на прошлой неделе имена новых обладателей премии "Золотая маска", самой "урожайной" точкой среди регионов оказалась Пермь. Однако федеральные специализированные издания и критики в очередной раз подчеркнули: на пьедестале снова оказались "столичные дома", хотя "Маска" ратует за поддержку театров в регионах и их "равноправие на театральной карте страны".
Воплощенную героиню романа Толстого "Воскресение" Катюшу Маслову обычно обсуждают "отлипшие" от экранов телефонов школьники. И это, пожалуй, настоящая победа театра
Погрузиться в мир сказочных образов, которые объединяет стихия воды, предлагает художник и тату-мастер Валерия Ханина. Ее персональная выставка "Соль и вода" открылась в художественном салоне "Арт Коллекция".

© 2011 - 2024 Агентство информации "ФАКС".
Копирование информации размещенной на сайте, без активной гиперссылки на источник - запрещено.

Создано в студии "Алекс"