22..24 С
Давление: 736..738 мм рт.ст.
Ветер: Юго-Восточный 3 м/с
 
94.3242
100.2787
 
Последнее обсуждаемое
 

Театр драмы им. А.Кольцова представил премьеру спектакля по произведениям Бунина и Петрарки

01 ноября 2015 года 19:19
 

Жанр спектакля "Море", поставленного по рассказам Ивана Бунина и использующего в качестве "вкусовой добавки" сонеты Франческо Петрарки, квалифицирован программкой как "Проза и поэзия любви". Именно это обстоятельство спровоцировало вывод, оформившийся непосредственно по просмотру: с поэзией в спектакле - сложно. Именно в спектакле, а не в прозе Бунина и, тем паче, стихах Петрарки.

Требовательная стилистика

Такая моя категоричность - никак не приговор спектаклю. В нем немало плюсов. Во-первых и еще раз во-первых - режиссерское решение постановщика Владимира Петрова. И его же инсценировка бунинских рассказов: "В ночном море", "Прекраснейшая Солнца" и "Роза Иерихона". Из текстов выжато то, что требовалось для сценического воплощения.

Итак - режиссерская задумка интересная. И при том - внятная, прозрачная (что далеко не всегда - аксиома). Действие развивается в двух плоскостях. На "верхней палубе" парохода (удачная конструкция, метафоричная) встречаются два уставших от жизни человека - бывший муж и бывший любовник умершей роковой красотки. Первый и Второй, персонажи рассказа "В ночном море". А внизу, на собственно сцене, не без куража демонстрируют владение пластикой прочие герои постановки. Они то превращаются в молодых и дерзких, а местами якобы заостренно-романтичных авиньонцев, то принимают "типовое" обличье наших "джинсовых" современников, которым есть над чем подумать, наблюдая надвременные "средневековые картинки".

Мысль, таким образом, постановщика (она же - идея и мораль, в хорошем смысле слова) читается без труда - со всеми ее параллелями, аллюзиями и т.д. На эту мысль вполне себе добротно работают и музыкальное оформление спектакля (Юлия Пономаренко), и световое (Роман Афанасьев), и - особенно - сценография (художник-постановщик - Алексей Мочалов). Но такой тонкий стилист, как Бунин, требует, мне кажется, куда более бережного, если не трепетного отношения и прочтения первоисточника, чем те, которые транслируют в зал актеры, занятые в этом спектакле.

Плоскость и объем

Говоря о плоскостях, в коих разворачиваются события, я намеренно подчеркнула: "плоскости"! Потому как глубина действа большинством исполнителей не освоена, к сожалению: объем спектакля - исключительно визуальная данность. И то, что артисты пытаются передать танцем - эмоцию, состояние, эдакую эфирность - лишь подчеркивает этот безотрадный факт. Да, спору нет - очень здорово, когда драматические актеры умеют танцевать, динамично перемещаться по сцене. Но в "Море" хореография - многолюдная и поданная в большой дозе - отнюдь не безупречна (не все исполнители оснащены необходимыми умениями в должной мере), и это обстоятельство сообщает спектаклю заметную неряшливость. Она же - необязательность, скажем так, в жесте. Надо ли доказывать, что при обращении к великой прозе (которая - как раз поэзия и есть) это невольно бросается в глаза? И плюсов спектаклю не добавляет?

"Прошла" бы хореографическая "вставка" пару раз - она, возможно, сама по себе воспринялась бы как образ. А когда прием, небезупречно исполненный, эксплуатируется на протяжении всего спектакля многократно - получаются повтор за повтором чего-то "мимоходного". Нечто ярмарочное, как ни дико звучит применительно к первоисточнику…

Паузы со смыслом

Петрарка, на мой взгляд - в смысле сонетов - вообще тут не особо "к селу". Самодостаточность его поэзии не сильно "подружилась" с бунинским письмом; разве что в том ключе, в котором воспринимается любой образец высокой литературы в любых же ее проявлениях. И в условиях любого соседства. Так что где в "Море" мухи, а где - котлеты, всяк волен выбирать по своему усмотрение. Хотя именно в этом компоненте хотелось бы ощутить режиссерский диктат: его задача - по определению - должна иметь однозначное решение. Дабы убедить зрителя.

Кого из актеров хочется обязательно отметить - так это опытного Александра Смольянинова, одного из обитателей "верхней палубы". Прозу не драматургического происхождения - при том, что действия у этого героя, равно как и у его визави (Сергей Карпов), нет вообще - играть трудно. Прозу бунинскую - многомерную, красивую в своем психологизме - в особенности. Но Смольянинов - справляется! Наполняет паузы смыслом - как раз психологически точным, емким. Слова произносит с той неспешностью и пугающей бесстрастностью, которые воспринимаются итогом полной и окончательной усталости от жизни. Что и требуется. Хотя в целом не заставляет "Море" волноваться и волновать зрителя с тем градусом, на который можно было рассчитывать: один в поле - не воин.

История помнит

Франческо Петрарка (1304-1374) - итальянский поэт. Имя его возлюбленной Лауры, которую Петрарка воспел в 350В  стихах (среди которых - 317 сонетов), сделалось олицетворением всепоглощающей и возвышенной Любви. Достоверны сведения лишь об одной встречи Петрарки и Лауры. В Страстную пятницу, когда проходила утренняя месса в Авиньоне 6 апреля 1327 года, 23-летний Франческо Петрарка был погружен в молитву, как вдруг поймал взгляд проходившей белокурой красавицы, которую звали Лаура. Их взгляды соединились в один, и именно этот момент заставил весь мир говорить о новом витке подъема и развития мировой поэзии и культуры.

Наши люди

В 1933 году Иван Алексеевич Бунин, родившийся 23 октября 1870 года в Воронеже, стал первым русским писателем, удостоенным Нобелевской премии. Однако в Советском Союзе в течение 25 лет его имя и творчество оставались под запретом. Главной причиной отлучения Бунина от советского читателя стали его бескомпромиссные публикации и знаменитый роман "Окаянные дни" - одна из самых острых и пронзительных книг о русской революции.

Интересно знать

В рассказах 1920-х годов Бунин, все более охотно отдаваясь изображению любви-страсти, неизбывно пессимистичен. Одни и те же давние переживания - юношеское чувство Бунина к Ваpваpе Владимиpовне Пащенко - легли в основу рассказа "В ночном море" (1923). С Пащенко, дочеpью елецкого вpача, Бунин познакомился в pедакции "Орловского вестника", где она pаботала коppектоpом. Их стpастная любовь вpеменами омpачалась ссоpами, к тому же родители девушки не хотели выдавать дочь за нищего поэта. Юношеский pоман Бунина составил сюжетную основу и пятой книги "Жизни Аpсеньева", выходившей отдельно под названием "Лика".

Источник: Анна Жидких
Газета "Берег"
  2419



Добавить комментарий

Ваш комментарий
Ваше имя
Ваш E-mail
 

Другие сообщения

«Наша ключевая задача – обеспечить глубокую, содержательную преемственность поколений. Тогда та смелость, энергия, стремление к преобразованиям, которыми обладает молодежь, будут работать на Россию, вносить вклад в укрепление родной страны». В.В.Путин.
«В России немало людей старшего возраста, которых ни по внешнему виду, ни по состоянию здоровья к старикам не отнесешь. Недаром появился общемировой термин – люди « третьего возраста». Многие ведут активный образ жизни, участвуя в общественной жизни страны, подавая пример молодым» В.В Путин
За восемь дней пребывания на этой земле хотелось как можно больше пополнить известные и познать неизвестные страницы истории и жизни удивительной страны Монголии. Монгол Улс – именно так на старомонгольском звучит название страны, которая известна всему миру как родина Чингисхана — великого завоевателя и правителя, объединившего разрозненную Степь в единое государство. На берегу реки Туул, что на 54 км восточнее Улан-Батора, возвышается величественная сорокаметровая статуя сидящего на коне Чингисхана — самая высокая конная статуя в мире. Вокруг неё установлено 36 колонн, символизирующих 36 ханов, возглавлявших Монголию уже после Чингисхана.Нет в мире человека, который не слышал бы это имя жестокого монгольского завоевателя, покорившего в 13 веке огромную часть мира; воина, который сеял вокруг себя разруху и смерть. Но далеко не все знают, какую важную роль сыграл Чингисхан в судьбе Монголии, ведь именно он был основателем Монгольской империи, колоссальнее которой человечество не знало.
Великая Победа... Путь к ней был долог и труден. Небывалой жестокостью и болью, невосполнимыми потерями и разрушениями, скорбью по истерзанной огнем и металлом родной земле были наполнены 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны. Никто и ничто не в состоянии умалить величие подвига многонационального советского народа, всемирно-историческое значение победы над фашизмом. Весенним, солнечным днем – 9 мая 1945 года солдат нашей великой страны вытер с лица пороховую гарь последнего, самого трудного боя. Именно в этот день во всех уголках нашей необъятной Родины радостной вестью прозвучало долгожданное слово: «Победа!» С того памятного мая минуло 78 лет… Выросли новые поколения. Для них Великая Отечественная война – далекая история. Но совесть и долг перед погибшими не должны позволять нам не только ее забывать, но и с героически-трагическими страницами летописи нашей страны постоянно знакомить молодежь. Так, как 14 лет это делает ветеран Вооруженных сил СССР, руководитель областной общественной организации «Воронеж многонациональный» ИшханМеликовичХачатрян. В этот раз ежегодный фестиваль «Народы разные – Победа одна!», посвященный Дню Победы, состоялся в концертном зале ВГУ. . Ветераны Великой Отечественной войны, военной службы, ветераны боевых действий, ветераны труда, представители национальных диаспор встретились со студенческой молодежью ВГУ. Основная цель мероприятия – сохранение памяти о тех заслугах, которые внес каждый народ Советского Союза в Великую Победу. Художественно-патриотическая часть встречи, подготовленная и представленная Татьяной Шешиной – заслуженной артисткой РФ, не раз поднимала зал на исполнение военных песен, звучащих со сцены в исполнении разных поколений детей, молодежи, военных ансамблей, курсантов, ветеранов.В обращениях к собравшимся ветеранов Никифорова А.К.,полковника КГБ в отставке, Почетного гражданина Воронежской области, Михайленко В.Г., полковника в отставке, ветерана боевых действий, Хачатряна И.М., ветерана Вооруженных Сил СССР, заместителя председателя Национальной палаты при губернаторе Воронежской области, звучала информация и сегодняшнего дня о зоне проведения СВО и призыв к поддержки ее в борьбе с фашизмом, незаконченной в 1945 году. С особыми словами обратился к студентам участник Великой Отечественной войны Борисов Николай Николаевич, полковник в отставке , кавалер 6 орденов, участник 15-ти Парадов 9 Мая на Красной площади в Москве, Почетный гражданин Воронежской области и города Воронежа. Он сказал, что именно такие фестивали и должны проходить на территории нашей многонациональной страны и День Победы – это самый главный наш общий праздник, а каждый молодой человек должен растить из себя патриота.Такого патриота России, как впервые принимавший участие в фестивале «Народы разные – Победа одна» Герой Российской Федерации гвардии полковник Ераховец Юрий Николаевич, «Заслуженный военный штурман РФ», штурман-снайпер. Освоил девять типов самолётов, в том числе Су-24, Су-24М, Су-24МР, Су-24МП, Су-34. Имеет более 3000 часов налета. Принимал участие в боевых действиях по оказанию интернациональной помощи Республике Афганистан, выполнял задачи в зоне вооруженного конфликта в Чеченской Республике, участвовал в проведении специальной операции на территории Сирийской Арабской Республики. Награжден орденами «Мужества», «За военные заслуги» и другими государственными наградами.Очень символично, что в канун Годовщины великой Победы единовременно в один строй перед молодыми встали два Героя: 97- летний русский участник ВОВ Борисов Николай Николаевич и вдвое младший Герой РФ белорус Ераховец Юрий Николаевич. Это ли не подтверждение названия фестиваля. Им я посвящаю свои строки. Блажен средь нас лишь тот, кто в дни невзгод, Когда дрожат у самых смелых жилы. Спасает с риском жизни наш народ, Не жалуясь, что на исходе силы. Валентина Шумлянская , участник встречи, советник Почетного Консула КР в Воронежской области. 30.04.2023 года.
В течение многих веков наша страна формировалась и развивалась как многонациональное и многоконфессиональное государство. Воспитание культуры восприятия и умения общаться с другими народами, людьми другой национальности, другого вероисповедания, другого общественно экономического уклада, других жизненных ориентаций строилось на основе понимания общности жизни, формировании чувства единства, дружбы, равенства и братства, нетерпимости к проявлениям национальной исключительности. Каждый уголок России находит в истории свои связующие нити. Воронежская область не исключение. Сегодня речь лишь об одном из множества примеров интернациональной связи разных народов.
Сегодня формирование патриотизма у студенческой молодежи является актуальной проблемой. Ведь именно они ответственны за будущее .От их позиции зависит демократическое, экономическое и здоровое будущее страны.Это собрались обсудить представители ветеранских организаций ВУЗов, областной и городской Советы ветеранов, студенческая общественность. Старшее поколение знает , что сейчас во взрослую жизнь вступает поколение начала 90-х годов, поколение, которое уже не застало Советского Союза с его устоявшимися ценностями, поколение, которое родилось в совершенно другой стране. Изменение системы ценностей не успевало за более быстрым изменением общественных настроений. Развал старой системы воспитания привел к тому, что, не усвоив ценность патриотизма и коллективизма, молодое поколение формировалось на других ценностях.
Организатором мероприятия выступил Центральный Совет Всероссийской организации ветеранов. Онлайн-форум собрал порядка 60-ти ветеранских организаций из разных областей России и стран СНГ и приурочил к 80-летию одного из важнейших сражений Великой Отечественной войны – Сталинградской битве.

© 2011 - 2024 Агентство информации "ФАКС".
Копирование информации размещенной на сайте, без активной гиперссылки на источник - запрещено.

Создано в студии "Алекс"