16..18 С
Давление: 749..751 мм рт.ст.
Ветер: Юго-Восточный 2 м/с
 
93.4409
99.5797
 
Последнее обсуждаемое
 

Что и чьими трудами выросло на воронежской культурной почве в 2015-м

30 декабря 2015 года 09:16
 

Выбирая наиболее значимые "культурные" события уходящего года, заведомо ограничивать их количество - дело неблагодарное: много чего, хорошего и разного, родила культурная нива 2015-го.В  Художественные, краеведческие, книжные и фотовыставки, театральные премьеры и новации (такие, как появление "Малышкиной сцены" в театре кукол имени Вольховского, удостоенное Государственной премии), выступления именитых маэстро, проекты, связанные с проведением Года литературы и присвоением Воронежу статуса культурной столицы СНГ, открытие мемориального дома-музея Ивана Никитина после завершения ремонтно-реставрационных работ…

Ушел и пришла

Простое перечисление даже крупных "профильных" событий и фактов займет полгазеты. Поэтому остановимся лишь на нескольких из них - самых-самых, понимая, что на вкус и цвет… Мысль, надеюсь, понятна.

Прежде всего, следует отметить перемены организационного толка. Во-первых - отбытие из Воронежа в Москву Эдуарда Боякова, последовавшее за его достаточно неожиданным уходом с поста ректора Воронежской государственной академии искусств. Оговорюсь сразу, что в личном моем рейтинге знаковых событий такого пункта нет (кто-то приезжает, кто-то уезжает - а Воронеж со своей культурой, многовековой и текущей, был, есть и, надеюсь, будет. Вне зависимости от подобных перемещений.). Но поскольку общественность города с удивительным рвением отслеживала каждый шаг этого неординарного человека (причем не только в искусстве - некоторые СМИ нам регулярно докладывали, куда и зачем он отправился и т.п.), приходится останавливаться на перипетиях его судьбы.

Официальная версия добровольной отставки Боякова - реформация академии проходила не с той скоростью, на которую он рассчитывал. При том, что административная работа вместо творческой основателя "Золотой маски" вовсе не прельщала. Самые существенные последствия его деятельности - передача Мариинской гимназии в ведение академии, привлечение к преподаванию в вузе легендарного Михаила Шемякина (тут все, видимо, ограничится одним-единственным выпуском) и получение документации на лицензирование новых специальностей, в силу чего ВГАИ сможет официально открыть новые факультеты. При наличии, правда, финансов. "У министерства теперь нужно просить деньги одновременно и на реконструкцию академии, и на открытие новых факультетов, - подчеркнул Бояков на прощальной встрече с преподавателями и студентами ВГАИ. - Лично у меня на это не хватило то ли сил, то ли лоббистских способностей".

Второй важный организационный момент - областная культура обрела очередного "министра". В июне портал облправительства сообщил о том, что "губернатор Алексей Гордеев подписал указ о назначении Сухачевой Эмилии Александровны на государственную должность руководителя департамента культуры Воронежской области". Это произошло после того как конкурс, объявленный на замещение вакантной с января 2015 года должности, завершился с нулевым результатом: комиссия, рассматривавшая предложенные кандидатуры, ни на одной из них не остановилась. И тогда Сухачева, работавшая на тот момент заместителем руководителя, получила портфель начальника.

Вокруг памятников

Что касается чистого, скажем так, искусства (и "чистой", соответственно, культуры) - здесь с большим отрывом от иных событий-мероприятий лидирует Платоновский фестиваль, внутри которого впору выделять свои акценты. Этим летом он прошел уже в пятый раз - при повышенном внимании публики. Оно и неудивительно: самые мощные, резонансные спектакли и выставки прошли в рамках Платоновфеста. Но главным его обретением, на мой взгляд, стало обустройство особой территории - арт-центра "Коммуна", который в фестивальные дни был местом проведения трех интереснейших выставок, многих творческих встреч и презентаций, бесплатных показов немого кино платоновского времени.

Центр, отдекорированный в модном стиле лофт, разместили по адресу: проспект Революции, 39б - это старая типография "Коммуны". Практически самостийный памятник советской полиграфии. Его огромное пространство - настолько же обшарпанное (якобы), насколько и эффектное - притягивало воронежцев, особенно молодых, как магнитом. А видеопроекционное шоу собрало громадную толпу даже в ночное время… Жаль, что старая-новая "Коммуна" оказалась одноразовой: дальнейшей участью реанимированного было здания худрук Платоновфеста Михаил Бычков посоветовал журналистам поинтересоваться у чиновников.

Бычков же представил в 2015-м воронежцам еще один "долгоиграющий", по задумке, проект - детский фестиваль "МАРШАК". Театральный - в отличие от Платоновского, который - фестиваль искусств. Интересно, что многие мероприятия фестиваля проходили неподалеку от памятника Самуилу Маршаку; таковой, работы скульптора Максима Дикунова, установили около дома писателя.

И звезда с звездою…

"МАРШАК" - в плане подбора спектаклей - получился просто потрясающим. Лично я до сих пор под впечатлением от постановки "Когда я снова стану маленьким" Санкт-Петербургского Большого драматического театр им. Товстоногова, срежиссированной Евгением Ибрагимовым и сыгранной Тарасом Бибичем. Отличная находка - Дежурный по фестивалю, в роли которого выступил заслуженный артист России Камиль Тукаев.

Другие фестивальные премьеры уходящего года - поэтический "Мандельштамфест" и рассчитанный на год театральный абонемент "Пунктир", реализующийся на сцене Камерного - выглядят поскромнее. Хотя будущее обещают продуктивное: резервы и там, и там - немереные. Во всяком случае, творческие встречи со знаменитостями востребованы всегда (в этом году на "Мандельштамфест" приезжали актриса Светлана Крючкова, поэт Сергей Гандлевский и другие крупные деятели).

Что касается премьер воронежских театров - тут более прочих запомнилась работа Никиты Рака в драме: пушкинская "Метель" по пьесе Василия Сигарева. Выделять выставки - уж вовсе бессмысленно: их, достойных упоминания (начиная с "Павел Филонов. Рабочий Изо", развернутой в рамках Платоновфеста), прошли десятки. Последняя - "Читая Бунина" - открылась на днях в выставочной зале на Кирова и будет работать в наступающем; подробнее поговорим о ней позже. А из музыкальных событий аншлаги собирали, как всегда, фестивали "Джазовая провинция" и "Усадьба Jazz", обжившая парк около замка Ольденбургских в Рамони; там в этом году отжигал легендарный "Мегаполис" во главе с Олегом Нестеровым - вот это, батеньки, художник…

Источник: Анна Жидких
Газета "Берег"
  3970



Добавить комментарий

Ваш комментарий
Ваше имя
Ваш E-mail
 

Другие сообщения

Приобщение к высокому искусству
Главный театральный фестиваль страны объявил на прошлой неделе имена новых обладателей премии "Золотая маска", самой "урожайной" точкой среди регионов оказалась Пермь. Однако федеральные специализированные издания и критики в очередной раз подчеркнули: на пьедестале снова оказались "столичные дома", хотя "Маска" ратует за поддержку театров в регионах и их "равноправие на театральной карте страны".
Воплощенную героиню романа Толстого "Воскресение" Катюшу Маслову обычно обсуждают "отлипшие" от экранов телефонов школьники. И это, пожалуй, настоящая победа театра
Погрузиться в мир сказочных образов, которые объединяет стихия воды, предлагает художник и тату-мастер Валерия Ханина. Ее персональная выставка "Соль и вода" открылась в художественном салоне "Арт Коллекция".

© 2011 - 2024 Агентство информации "ФАКС".
Копирование информации размещенной на сайте, без активной гиперссылки на источник - запрещено.

Создано в студии "Алекс"