10..12 С
Давление: 742..744 мм рт.ст.
Ветер: Юго-Западный 4 м/с
 
91.8239
98.9461
 
Последнее обсуждаемое
 

В галерее "Х.Л.А.М." исследуют "антиживопись"

11 марта 2016 года 22:14
 

Творчество московского художника Владимира Потапова всецело доказывает: удивительное - и вправду рядом. Стоит только "очки протереть"… А демонстрируется нынче это творчество сразу на двух выставочных площадках Воронежа - в галерее Камерного театра и галерее современного искусства "Х.Л.А.М.". Куда, собственно, и отправимся…

"Мыслительные" способности

"Внутри" - так называется выставка в "Х.Л.А.Ме" - представляет собой подборку живописных работ, процарапанных на видавших виды досках объявлений. Автор пояснил, что серия взята из большой московской выставки "По памяти", проходившей в галерее "Триумф", и является "иллюстрацией зыбкости памяти". А идею породили тайны семейного архива: в каждой семье есть альбомы с фотографиями людей, о которых уже никто ничего не расскажет. Человеческая память коротка…

Вообще я с подозрением отношусь к художникам, которые охотно и подолгу объясняют свои произведения: что хотел сказать, откуда образы и т.д. Но Потапов - особый случай: этот автор вполне может быть охарактеризован термином "мыслитель". Ну, по меньшей мере - "философ"; Владимир, сочиняя свои работы, задается воистину вселенскими вопросами бытия. Кто я, кто ты, кто мы - вот такого рода. Это я к тому, что никакой искусственно надутой зауми этот человек в массы не несет. И преоригинальные его работы ребусами не выглядят: даже при беглом взгляде на них понятно, что наш мастер - знаток законов классического изобразительного искусства. А необычный прием использует только не ради приема, но - как функцию, позволяющую максимально точно передать смысл и "цимес" изображения.

Консервированный год

Итак - доска объявлений как базис для художественной надстройки. Первая, многократно перекрашенная коммунальщиками, нашлась во дворе. И воспринялась "открытием чудным".

- Один ее угол был надломлен так, что обнажал толщину красочной корки, - вспоминал Владимир. - Получился "слоеный пирог" со слоями разного цвета, напоминающими ободок радуги. Дома я взял нож, ножницы, иглу - и стал сцарапывать краску с поверхности, обнаруживая один за другим скрытые слои. Образовалась дыра, напоминающая воронку рудника со стенками в цветную полоску. Все сложилось - я понял, что эта простая манипуляция является интересной находкой. Прежде всего - как способ создания изображения, который диаметрален традиционному: краска не накладывается на поверхность, а убирается с нее. Такая антиживопись.

Открытие вдохновило художника, которого и до того момента заботила ревизия живописи.

- Все мои предыдущие серии так или иначе исследовали и пересматривали медиальные основы живописи: телесность художника, двухмерность и непрозрачность плоскости, значения плоскости-носителя, - пояснил Потапов. - Я пытаюсь разными языками и оптиками представить и переозначить весь понятийный аппарат этого вида изобразительного искусства.

Игра со случайностью

Сама по себе доска объявлений - как физический объект - тоже показалась исследователю значимой.

- Перед тем, как нанести очередной освежающий слой на доску, коммунальщики не зачищают старую поверхность, а накладывают краску на прежний слой, - продолжал Владимир. - Возникает эффект архивации временных отрезков; грязь, пыль, обрывки объявлений и афиш остаются на своих местах и являют законсервированный год - то есть период времени от одной покраски до другой. Таким образом, по количеству слоев можно проводить летоисчисление - подобно тому, как это делается по кольцам на срезе дерева. Еще одной "примечательностью" является буквальное сходство этого "временного пирога" с жестким диском, который также состоит из слоев и содержит информацию.

Остановился Потапов и на процессе живописания, точнее - антиживописания, создания изображения путем удаления краски.

- Сцарапывание верхнего слоя краски открывает нижние слои и таким образом их актуализирует, - подчеркивает художник. - Понять, как окрашен очередной внутренний слой, невозможно. Так что процесс можно сравнить с игрой в прятки, в рулетку и даже с попыткой перейти минное поле. Все эти ассоциации объединяет один ключевой признак - непредсказуемость. Последнее для меня тождественно ошибке, потере контроля и хаосу. То есть это уравнение с несколькими переменными: цветом слоя, его толщиной и степенью равномерности, случайными фрагментами объявлений и афиш. Для меня это - как игра в шахматы со случайностью, попытка укротить хаос, очертив его границы и придав ему фигуративные очертания. Откровением же стало то, что мне нравится поддаваться в этой игре сопернику! Захотелось в ней проиграть…

Вычерпать образ

Кажется, я разделяю вышеописанные ощущения художника: "ковыряние" напластований времени - в том или ином их обличье - дает эффект попадания в портал, в межпространственные ниши. Отсюда - иррационализм на бытовом, скажем так, уровне. Что, в общем, не для слабонервных и впечатлительных…

Еще одним важным моментом своего ноу-хау Потапов называет связь между открытым изобразительным языком и сюжетом работ.

- Продолжаю настаивать на том, что сюжет и язык, его излагающий - если речь о фигуративной живописи - должны быть релевантны друг другу, - говорит Владимир. - В этой связке рождается особенное звучание работы. У меня не было никаких других "сюжетных" вариантов, кроме как идея памяти - ее хрупкости и ненадежности. Свойствам, благодаря которым она часто становится предметом манипуляций и фальсификаций, порождающих известную историческую муть. Перекрашенная многократно доска объявлений стала для меня архивом времени, в котором можно найти любой исторический образ, вычерпав его из слоистой структуры и, таким образом, интегрировав в наше сегодня. Противостояние между частной и официальной памятями можно наблюдать на примере государственной пропаганды, с одной стороны, и критики последней с другой, мифологизации прошлого и его реабилитации. Историческая память - всегда политический актив, способный решать задачи государственный важности по определению исторической идентичности, национального самосознания, "духовных скреп", "исконных границ" и прочего. В чистом же виде историческое знание относительно доступно разве что тем, у кого есть доступ к архивам под грифом "совершенно секретно".

Справка "Берега"

Владимир Потапов родился в 1980 году в Волгограде. Финалист международного конкурса Portret now им. Якоба Кристиана Якобсена (2015, Дания). Номинант премии Кандинского в номинации "Молодой художник года" (2014). В 2014 году вошел в лонг-лист конкурса молодых кураторов музея современного искусства "Гараж". С 2010 года снимает фильм "Ни возьмись" - исследовательский проект, в котором арт-критики, искусствоведы, художники отвечают на пять одинаковых вопросов о состоянии современной живописи.

Источник: Оксана Мишина
Газета "Берег"
  3362



Добавить комментарий

Ваш комментарий
Ваше имя
Ваш E-mail
 

Другие сообщения

Приобщение к высокому искусству
Главный театральный фестиваль страны объявил на прошлой неделе имена новых обладателей премии "Золотая маска", самой "урожайной" точкой среди регионов оказалась Пермь. Однако федеральные специализированные издания и критики в очередной раз подчеркнули: на пьедестале снова оказались "столичные дома", хотя "Маска" ратует за поддержку театров в регионах и их "равноправие на театральной карте страны".
Воплощенную героиню романа Толстого "Воскресение" Катюшу Маслову обычно обсуждают "отлипшие" от экранов телефонов школьники. И это, пожалуй, настоящая победа театра
Погрузиться в мир сказочных образов, которые объединяет стихия воды, предлагает художник и тату-мастер Валерия Ханина. Ее персональная выставка "Соль и вода" открылась в художественном салоне "Арт Коллекция".

© 2011 - 2024 Агентство информации "ФАКС".
Копирование информации размещенной на сайте, без активной гиперссылки на источник - запрещено.

Создано в студии "Алекс"