17..19 С
Давление: 743..745 мм рт.ст.
Ветер: Юго-Восточный 2 м/с
 
92.1314
98.7079
 
Последнее обсуждаемое
 

Вячеслав Назарук: "Кинематограф - зараза, которая не лечится"

08 мая 2016 года 09:24
 

В Воронеже побывал создатель Кота Леопольда, Крошки Енота и других популярных "мультличностей" - известный российский художник, мультипликатор и иллюстратор Вячеслав Назарук. Повод - приятный (по нашим прагматичным, отметающим всякую лирику временам - особенно): воронежцам презентовали документальный фильм "Меня зовут дедушка", снятый местным режиссером Владимиром Паршиковым и посвященный многогранной личности Вячеслава Михайловича.

Выразить музыку

Показ прошел в Никитинской библиотеке. А перед сеансом знаменитый гость встретился с представителями прессы в Доме журналистов. И подарил нам час восхитительного общения; хорошо, но - мало!..

- Труднее всего рассказывать о себе, - начал Вячеслав Михайлович. - Музыканта надо слушать, врачу - о болезнях сообщать, а художника - смотреть нужно. В смысле - работы его видеть. У меня работ много; приходилось трудиться в разных жанрах. Если говорить о кино - это мультипликационные фильмы; слово "анимация" я не люблю. Потому что оно не русское… Очень много времени посвятил я жанровой, исторической живописи - это отдельный пласт, мощный. Что касается графики - книг - они тоже разнонаправленными были. А иллюстрациями необходимо передать самый дух Гоголя, Тургенева, Бажова, любого писателя… Есть ведь такое понятие - "музыка слова". И эту музыку художник обязан выразить визуально.

- А когда вы впервые взяли в руки карандаш?

- Я взял не карандаш. А масляную краску - нитро. Мама принесла откуда-то баночку; это как раз после войны было. Только-только на крыло вставали. И вдруг - краска!!! Черная!!! Ею же красить можно!!! И я этой черной краской на день рождения маме нарисовал на белоснежной скатерти Конька-горбунка. Это был первый мой рисунок.

Кончиками пальцев

- А первым мультяшным персонажем кто оказался?

- Ой, даже не помню… Все началось с того, что сестренка достала мне билет на "Союзмультфильм" на Каляевской улице, и там показывали фильм, где сорняки поют песню - "нас нигде не сеяли, не жали, хлеборобы нас не уважали…" Ну, такие удивительные, привлекательные хулиганы были, так танцевали лихо - чудо, диво! И я захотел тоже нарисовать что-то подобное, настолько же интересное… А когда поступал во ВГИК на художника-постановщика - провалился на экзаменах. Блистательно выполнив творческие задания, получил двойку по "Истории СССР"; для меня всякие съезды помнить - ужас. Так что пришел в кино с другой стороны.

- С какой?

- Не поступив во ВГИК, тут же перекинул документы в педагогический вуз. И именно там сделал свои первые рисунки в мультипликации. Создал двух персонажей, озабоченных познанием мира. Это было совершено непрофессионально, но - от души: кинематограф - зараза, которая не лечится. А позже пришла настоящая культура, я встал на рельсы профессионального рисунка. У меня были великолепные педагоги. Практически весь "Союзмультфильм" - это люди-легенды: сценаристы, режиссеры, постановщики. О каждом можно рассказывать бесконечно.

- Чем интересна профессия мультипликатора?

- Тут нужны высокая эрудиция и грамотность руки. Потому что рисунок должен быть безукоризненным. Плюс умение владеть пространством, создать персонаж. Если в художественный фильм актера, отвечающего требованиям режиссера, приглашают, то в мультипликации его надо сделать. Кончиками пальцев художника сделать - как бы вылепить образ. Предварительно все обдумав, пропустив этого персонажа через себя.

Высший пилотаж

- А каким должен быть мультяшный персонаж?

- Привлекательным - просто обязан; это - как молитва. Даже какой-нибудь Кощей Бессмертный или Змей Горыныч должны быть обаятельными, прежде всего. Симпатичными. Нашей молодежи прививают сейчас позицию: чем страшнее - тем лучше. И это - большая опасность; у человека существует определенное понимание гармонии, и формирует это понимание та реальность, в которой мы живем. А уходить от реальности позволяет так называемая степень стилизации, мера упрощения. Которую художник-постановщик и выбирает. Ищет, где и когда остановиться, дабы соблюсти гармонию. А она нынче не только не соблюдается - она превращается в нечто неприемлемое для человеческой души.

- Более того - омерзительное…

- Да! Я, зритель, должен посочувствовать, скажем, котенку, но он выглядит как съеденная вобла с таким же обглоданным хвостом - вот вам та самая степень стилизации… Умом я понимаю, что это - котенок, но от просмотра такого фильма в голове остается, в лучшем случае, чистая фабула. Сам персонаж радости не дарит. А вижу я персонажа Льва Атаманова из фильма "Котенок по имени Гав" - и все внутри ликует! Его хочется гладить, с ним можно поговорить… Вот это нынче - утрачено. Все дальше и дальше уходит.

- Почему, как вам кажется?

- Микки- и майтимаусы Уолта Диснея с их всяческими догонялками - быстрый мультипликат - это нетрудно. Любая домохозяйка может научиться делать то же самое. А вот ме-е-едленное движение героя - высший пилотаж мультипликации!

Забытый хвост

- Как вы совмещаете историческую картину с мультиками?

- Все просто: очень хочется кушать. Кинематограф - это коллегиальность; надо "сложить" команду, которая способна сделать конкретную работу. С учетом характеров всех ее членов; иначе возникнет диссонанс, люди не состыкуются по своему внутреннему складу. А они должны дополнять друг друга, на одной волне вибрировать. Есть это - значит, все получится. И вот команда такая собрана, один фильм мы сделали - и наступает пауза, вызванная тем, что кто-то один занят. Пауза может продлиться полгода, девять месяцев; 10 минут рисованного фильма - это и есть девять месяцев работы. Можно малыша за это время родить… А зарплату, пока длится эта пауза, мне не платят, и я - что делаю? Начинаю думать, где поработать. Так я пришел к настоящей, мощной исторической живописи; есть картины, в которых - по 150-170 портретов… И вот я - в процессе, пишу серьезную работу, еще неделька нужна, а тут - все, Славочка, завтра начинаем фильм! Возвращаюсь к мультипликации, переадаптируясь, переключая сознание с Ивана Грозного на зайчиков. Это очень трудно. Потом - работа цехов; у меня ведь только две руки, а кадров в секунду - 24, фильм идет10 минут. Если умножим все эти кадры на количество секунд, получается порядка 10 тыс. рисунков на одного персонажа. Если персонажа три - рисунков уже 30 тыс.; в целом их требуется огромное количество, одному человеку это осилить невозможно физически. Вот и подключаются цеха, но не все художники владеют грамотой рисунка. И порой издержки такого производства выливаются в досадные истории. Таковая, в частности, произошла с "Крошкой Енотом": внимательный зритель заметит, что у него в одной сцене нет хвоста! Просто забыли нарисовать…

Справка "Берега"

Вячеслав Назарук - советский и российский художник-мультипликатор, профессор живописи. Родился в Москве в 1941 году. Окончил художественно-графический факультет Московского государственного педагогического института имени В.И. Ленина. В 1982 году принят в Союз кинематографистов СССР, имеет высшую категорию художника-постановщика кино. В 1991-1992 годах приглашен на киностудию Дисней-фильм в США для обмена опытом (чтение лекционных курсов по теории рисунка, живописи и композиции).

Действительный член Международной Педагогической Академии. Лауреат Государственной премии СССР за произведения литературы и искусства для детей (1985) - за серию мультипликационных фильмов о коте Леопольде.

Источник: Сергей Попов
Газета "Берег"
  3504



Добавить комментарий

Ваш комментарий
Ваше имя
Ваш E-mail
 

Другие сообщения

Приобщение к высокому искусству
Главный театральный фестиваль страны объявил на прошлой неделе имена новых обладателей премии "Золотая маска", самой "урожайной" точкой среди регионов оказалась Пермь. Однако федеральные специализированные издания и критики в очередной раз подчеркнули: на пьедестале снова оказались "столичные дома", хотя "Маска" ратует за поддержку театров в регионах и их "равноправие на театральной карте страны".
Воплощенную героиню романа Толстого "Воскресение" Катюшу Маслову обычно обсуждают "отлипшие" от экранов телефонов школьники. И это, пожалуй, настоящая победа театра
Погрузиться в мир сказочных образов, которые объединяет стихия воды, предлагает художник и тату-мастер Валерия Ханина. Ее персональная выставка "Соль и вода" открылась в художественном салоне "Арт Коллекция".

© 2011 - 2024 Агентство информации "ФАКС".
Копирование информации размещенной на сайте, без активной гиперссылки на источник - запрещено.

Создано в студии "Алекс"