14..16 С
Давление: 742..744 мм рт.ст.
Ветер: Южный 4 м/с
 
92.2628
99.7057
 
Последнее обсуждаемое
 

В столице Черноземья обосновался Московский Камерный театр

14 июня 2016 года 09:12
 

Выставка "Театр Таирова и Коонен" стала первой в череде показов визуального искусства шестым Платоновским фестивалем искусств, что проходит в эти дни в Воронеже. Экспозиция разместилась в выставочном зале на Кирова, 8. В ней - более 70 подлинных предметов из коллекции Театрального музея имени Бахрушина: макеты декораций и персонажей (куклы), реконструкции и эскизы костюмов, афиши, раритетные фотографии.

Когда работа - дом

В числе прочих в Воронеж "приехали" работы к знаковым спектаклям Камерного - "Сакунтала" (1914), "Саломея" (1917), "Федра" (1922), "Оптимистическая трагедия" (1933), "Мадам Бовари" (1940). А также - к спектаклю, приведшему к трагическим для Камерного театра последствиям: опере-фарсу на музыку А.Бородина "Богатыри" (1936). В этих постановках блистала Алиса Коонен, чей пленительный портрет могут видеть посетители выставки на Кирова; Коонен была не только главной артисткой Камерного, но музой и женой Александра Таирова - основателя и главного режиссера театра.

Специалисты ставят Таирова (начинавшего, к слову, с актерства) в один ряд с Константином СтаниВ­славским, Всеволодом Мейерхольдом и Евгением Вахтанговым. Реформатор сцены стремился к созданию "синтетического театра", воспитанию артистов виртуозного драматического мастерства, музыкальных и владеющих искусством пантомимы. От актера его театра требовалось блестящее освоение техники роли - внешней и внутренней. Причем создаваемый образ должен был рождаться в процессе поисков, формироваться путями "таинственными и чудесными" - и лишь после этого закрепиться в своей окончательной форме. Актеры словно "танцевали" роли-партии в согласии с ритмом спектакля, словно пропевали слова.

Для Таирова и Коонен театр стал не только местом работы и творчества, но и домом; их квартира располагалась в стенах Камерного, здесь же жили художники, оформлявшие спектакли - Павел Кузнецов, Александра Экстер, Александр Веснин, братья Владимир и Георгий Стенберги, Вадим Рындин и многие другие. Поэтому подход организаторов к обустройству выставки, украшенной интерьерным уголком легендарной квартиры знаменитой пары, как нельзя лучше влияет на восприятие зрелища: у зрителя, ступающего на красный ковер импровизированного жилища - полное ощущение настоящести происходящего здесь и сейчас.

То ли люди, то ли куклы

Акцент на той же подлинности - театральные костюмы, в которых выступали артисты Московского Камерного театра. Особо впечатляют платье и котурны Федры, роль которой в нашумевшем одноименном спектакле исполнила Алиса Коонен.

Старший научный сотрудник отдела декорационно-изобразительных материалов Театрального музея имени Бахрушина Мария Липатова, курирующая проект, подчеркнула: воронежцы первыми увидели "Театр Таирова и Коонен". Выставка сделана специально для Платоновского фестиваля, не впервые сотрудничающего с бахрушинским музеем. В столице же родины показать нечто подобное пока не удается.

- К сожалению, у нас не получилось сделать эту выставку в Москве, - призналась Липатова. - А для Воронежа мы выбрали 12 главных постановок театра, поскольку представить всю его 35-летнюю историю в рамках одной выставки очень сложно. В экспозицию, кроме всего прочего, вошли уникальные экспонаты - куклы, с которыми работал Таиров, продумывая театральные постановки. Для их изготовления в театре даже была открыта кукольная мастерская - в начале 1920-х годов. И куклы участвовали в спектаклях наряду с актерами.

Упомянула Мария и о травле, которой подверглись Таиров и его театр после премьеры злосчастных "Богатырей" (либретто Демьяна Бедного). Постановка вызвала яростное недовольство властей, ее недостатки были расценены как "выражение чуждых политических тенденций" - Камерный тогда определили как "буржуазный театр". И в 1949 году он приказал долго жить - так, опять же, захотела тупая чиновная власть; значительная часть труппы вошла во вновь организованный Драматический театр им. А.С. Пушкина. Последним ярким спектаклем таировского детища стала "Мадам Бовари" с Коонен в роли Эммы. Этот спектакль пожелала поставить сама актриса; афишу к нему называют одной из изюминок воронежской экспозиции.

прямая речь

"Театр Таирова - квинтэссенция того, что мы называем театром, - убеждена Мария Липатова. - Это было абсолютно синтетическое пространство, в котором важно все: режиссер, актер, художник, музыка, свет… Камерный удивительным образом отражал свое экспериментальное время: менялись стили, художественные "измы" - и это чутко улавливалось Московским Камерным. В сегодняшней России у театра Таирова нет последователей. А вот в Европе и Америке они есть".

справка "берега"

Камерный театр в Москве существовал с 1914 по 1949 год. Он стал ярчайшим явлением XX века, гастролировал в Европе и Южной Америке. Камерным восхищались Бернард Шоу, Бертольт Брехт и Юджин О’Нил, но даже мировое признание не уберегло уникальный театр от гибели. Сегодня в историческом здании на Тверском бульваре, 23 располагается Московский театр им.А.С.Пушкина.

по легенде

Проклятие Алисы

В 1938 году Камерный попытались объединить с "Реалистическим театром", руководимым Николаем Охлопковым. Но творческая история и принципы, исповедуемые в двух этих коллективах, были очень разными, и уже год спустя Охлопков отбыл в "самостоятельное плавание" - вместе со своими актерами. Камерный пробует выживать - ставит пьесы современных авторов, классику. В постановках заняты хорошие актеры, есть отдельные удачи, но в целом лучшие годы театра - позади. В истории он остался прежде всего ранними и поставленными в 20-е годы спектаклями, когда еще не был вынужден "ломать себя", социализироваться и революционизироваться (это удавалось Таирову и его актерам гораздо хуже, чем играть "Федру" или "Адриенну Лекуврер"). Существует легенда, что, уходя из закрывающегося театра, Алиса Коонен прокляла "это место". И с тех пор, считают театроведы, нормальная творческая жизнь там никак не наладится...

Источник: Оксана Мишина
Газета "Берег"
  3133



Добавить комментарий

Ваш комментарий
Ваше имя
Ваш E-mail
 

Другие сообщения

Приобщение к высокому искусству
Главный театральный фестиваль страны объявил на прошлой неделе имена новых обладателей премии "Золотая маска", самой "урожайной" точкой среди регионов оказалась Пермь. Однако федеральные специализированные издания и критики в очередной раз подчеркнули: на пьедестале снова оказались "столичные дома", хотя "Маска" ратует за поддержку театров в регионах и их "равноправие на театральной карте страны".
Воплощенную героиню романа Толстого "Воскресение" Катюшу Маслову обычно обсуждают "отлипшие" от экранов телефонов школьники. И это, пожалуй, настоящая победа театра
Погрузиться в мир сказочных образов, которые объединяет стихия воды, предлагает художник и тату-мастер Валерия Ханина. Ее персональная выставка "Соль и вода" открылась в художественном салоне "Арт Коллекция".

© 2011 - 2024 Агентство информации "ФАКС".
Копирование информации размещенной на сайте, без активной гиперссылки на источник - запрещено.

Создано в студии "Алекс"