15..17 С
Давление: 743..745 мм рт.ст.
Ветер: Восточный 2 м/с
 
92.1314
98.7079
 
Последнее обсуждаемое
 

Воронежские кукольники предложили маленьким зрителям поэзию Мандельштама

04 июля 2016 года 17:57
 

Очень славное, очень теплое, очень умное зрелище, придуманное и поставленное в театре кукол "Шут" им.Валерия Вольховского - мульт-спектакль "Это мальчик-рисовальщик". В основе - детские (читай - малоизвестные) стихотворения Осипа Мандельштама. Премьера состоялась вчера, а днем ранее постановку презентовали журналистам. Пресс-показ, что бывает далеко не всегда, разночтений не вызвал: спектакль, по единодушному мнению коллег, получился замечательный.

Живые и смешные

Идет он на "Малышкиной сцене". То есть - в по-настоящему камерной обстановке: актеры от зрителей - практически на расстоянии вытянутой руки. Никто, таким образом, ни от кого не дистанцируется, максимальная доверительность происходящего рождена самой атмосферой: впечатление, что в нужное время в нужном месте собрался тесный круг единомышленников, способных радоваться существованию и торжеству высокой поэзии. И она - именно высокая - не только звучит так, как того заслуживает, а и предстает в "живых" и рисованных картинках - акварельно легких (продуманных, однако, до мелочей). Ничего нарочитого, претенциозного, заумного: действо прозрачно и притягательно тем драгоценным обаянием, которого ни одному профессионалу не добиться без подлинной, честной, начисто лишенной снобизма любви к зрителю.

"Утюг", "Примус", "Сонный трамвай" и т.д. Гениальный Осип Эмильевич писал для детей так же, как для взрослых, только лучше. "Детские" его творения лишний раз говорят о том, что этот удивительный автор оставался большим непосредственным ребенком до конца своей многострадальной жизни.

"Детские стихи сочинялись, как шуточные - вдруг, и со смехом: "А так годится?.." - вспоминала в своих мемуарах Надежда Яковлевна Мандельштам. - Из своих книг он любил именно так сочинявшиеся: "Примус" и "Кухню"… Там коротенькие стишки, вроде поговорочек, присказок. Жарится яичница - стишок. Забыл закрыть кран на кухне - стишок… Сварили кисель - опять событие и повод для стишка. Они и получились живые и смешные".

Собственной персоной

Те же живость и улыбка - в натуральную величину на "Малышкиной сцене". А еще там - точный отсыл ко времени написания звучащих стихов: начиная от экипировки исполнителей до пластики предметов, "участвующих" в спектакле: карандаши, утюг, телефон, примус… Видишь этих "типичных представителей" давнего теперь уже прошлого - и будто наблюдаешь милые сердцу мгновенья той поры, когда деревья были большими.

Актеры, Михаил Каданин и Дарья Сарычева, разыгрывают спектакль "на двоих". Но работа их дуэта - своего рода верхушка айсберга: на заднике сцены установлен подсвеченный экран, с обратной стороны которого на протяжении всего спектакля проступают вышеупомянутые веселые картинки. Они, воздушные, рисуются здесь и сейчас длинными кисточками (чтобы теней от рук не видно было) - со всей незамысловатостью, "правдой жизни". Это на "отлично" трудятся аниматоры, спрятанные за экран от глаз публики - художник-постановщик Елена Белых, актеры Сергей Шамамян и Григорий Вахрушев.

По совокупности получаем цельное произведение, которое, я уверена, способно пленить не только ребенка: взрослому зрителю "Мальчик-рисовальщик" тоже непременно найдет, что сказать. Недаром он присутствует на сцене собственной персоной: кукла, очень похожая - в плане образа - на Осипа Эмильевича, является полноценным и с ходу узнаваемым персонажем действа. И то ассоциативно, то в буквальном смысле возносится над ним - таков, в частности, "мягкий", лиричный и трогательный финал спектакля.

Власть ритма

Прекрасно работает на художественную сторону дела музыка, сочиненная Александром Балаяном - она сопровождает постановку с первой мизансцены до последней. Безукоризненно выстраивает ритм, как бы исподволь дирижирующий процессом просмотра: зритель естественным образом попадает в его, этого ритма, власть - и с удовольствием идет за мелодикой, поэтикой спектакля "вперед и выше".

Отдельное спасибо за все хорошее арт-директору театра Светлане Дремачевой, выступившей в качестве руководителя творческой группы создателей "Мальчика". Сама задумка, не говоря уж о ее воплощении, заслуживает аплодисментов - смелый шаг предпринят, новаторский. Мандельштам для детей - это слегка из области фантастики; как ни жаль, такая точка зрения сегодня куда популярнее альтернативной. Меж тем детские стихи знаменитого поэта - сама ясность, простота и чистота. И стремление нашего театра кукол показать это "городу и миру" следует расценивать как способ воспитания грамотного художественного вкуса ребенка; учиться понимать, что такое хорошие стихи, а что - не стихи вовсе, полезно с детства.

При всех плюсах постановки, уже отчетливо проявившихся, виден и ее потенциал. Наверняка и чисто технические моменты еще будут шлифоваться, и творческие. Предстоит, к примеру, "дорасти" до партнера Дарье Сарычевой: пока Михаил Каданин со своей наполненностью, интересным эмоциональным содержанием ее переигрывает. Что неудивительно: Михаил - мастер сцены, актер опытный, тогда как Дарья - дебютантка. И дебют ее вышел, при всех оговорках, симпатичным и многообещающим; приятно, когда прославленная театральная труппа пополняется молодыми талантливыми артистами.

прямая речь

В  "Проект "Малышкина сцена" изначально задумывался как "театр из книжки для малыша и малышки", - пояснила Светлана Дремачева. - И его сверхзадача - трансляция русского слова, пропаганда мировой культуры и литературы. После успеха первых спектаклей, идущих на "Малышкиной сцене" - "Тараканища", "Сказок бабушки Корольковой", "Князя Владимира Красно Солнышко" - мы предположили, что теперь нам по силам прикоснуться к неумирающей, поистине грандиозной поэзии Мандельштама. Мало кто знает, что у него есть целый цикл детских стихов, и нам захотелось сделать эту мандельштамовскую поэтическую стихию с ее макрокосмосом ощутимой для детей. Идея мульт-спектакля, когда поэтические образы оживают на глазах зрителей, была рискованной. Но, проведя предпремьерный детсовет с показом нашего "Мальчика", мы поняли, что рисковали не зря: народ от двух до пяти лет полностью погрузился в мир мандельштамовской поэзии и теперь с удовольствием распевает: "А иголки все у елки, все иголки у ежа…"

Источник: Анна Жидких
Газета "Берег"
  3597



Добавить комментарий

Ваш комментарий
Ваше имя
Ваш E-mail
 

Другие сообщения

Приобщение к высокому искусству
Главный театральный фестиваль страны объявил на прошлой неделе имена новых обладателей премии "Золотая маска", самой "урожайной" точкой среди регионов оказалась Пермь. Однако федеральные специализированные издания и критики в очередной раз подчеркнули: на пьедестале снова оказались "столичные дома", хотя "Маска" ратует за поддержку театров в регионах и их "равноправие на театральной карте страны".
Воплощенную героиню романа Толстого "Воскресение" Катюшу Маслову обычно обсуждают "отлипшие" от экранов телефонов школьники. И это, пожалуй, настоящая победа театра
Погрузиться в мир сказочных образов, которые объединяет стихия воды, предлагает художник и тату-мастер Валерия Ханина. Ее персональная выставка "Соль и вода" открылась в художественном салоне "Арт Коллекция".

© 2011 - 2024 Агентство информации "ФАКС".
Копирование информации размещенной на сайте, без активной гиперссылки на источник - запрещено.

Создано в студии "Алекс"