15..17 С
Давление: 744..746 мм рт.ст.
Ветер: Юго-Восточный 4 м/с
 
92.5058
98.9118
 
Последнее обсуждаемое
 

В Воронеже экспонируются работы мировой знаменитости

08 сентября 2016 года 09:09
 

В областном художественном музее им.И.Н.Крамского открыта выставка, представляющая творчество легендарного мастера.

Название у нее длинное - "Эрнст Неизвестный. Возвращение в Россию. Избранные произведения из коллекции Феликса Комарова". Содержание - всеобъемлющее: экспозицию составили скульптура, живопись, графика художника-философа и фотографии его монументальных работ, которые в натуральном виде не втиснуть ни в одно выставочное пространство.

Мазня по Хрущеву

Коллекционер, друг, официальный представитель Эрнста Неизвестного в России Феликс Комаров приезжал на вернисаж лично. И рассказал, что воронежскому показу предшествовала московская выставка "Эрнст Неизвестный. Возвращение в Манеж", состоявшаяся в январе нынешнего года: ее, посвященную 90-летию мастера, посетили десятки тысяч человек. А критики назвали не только знаковым событием в мировой культурной жизни, но и торжеством высшей исторической справедливости. Слишком уж драматичным оказался творческий путь художника…

Эрнст Иосифович Неизвестный - уникальная личность с непростой судьбой. С юности будущего мэтра отмечали на Всесоюзных конкурсах детского творчества, он получил классическое художественное - советское - образование. В Великую Отечественную ушел добровольцем на фронт. Вернувшись к творчеству в послевоенные годы, занялся поиском нового выразительного художественного языка. К концу пятидесятых стал лауВ­реатом премий международных фестивалей и конкурсов. Работал художником-иллюстВ­ратором, создавал монументальные скульптуры и барельВ­ефы. Судьбоносной оказалась нашумевшая выставка 1962 года "30 лет МОСХ" - как раз в Центральном Манеже. Ее экспонаты разгневали тогдашнего главу государства Никиту Хрущева, подвергшего их жесткой критике: "Мазня! Запретить, все запретить!" Неизвестный, отличавшийся независимым характером и такими же суждениями, посмел возразить высокопоставленному невежде, что стало началом конфликта скульптора с властью, закончившегося вынужденной эмиграцией в 1976-м.

Рождение и смерть

В Воронеж Неизвестный "приехал" благодаря дружбе нашего губернатора с Феликсом Комаровым. Выставка планировалась еще при жизни мастера, но месяц назад, 9 августа, мир потерял этого выдающегося человека. В желании показать его творчество как можно большему количеству народа владелец коллекции поставил условием организации выставки ее бесплатное посещение. А собравшимся на открытии рассказал массу интересных подробностей из жизни и творчества Эрнста Иосифовича. В том числе - касаемо скандальной выставки.

- Он тогда сказал Хрущеву: "Никита Сергеевич! А кто вас так обманул, сказав, что вы разбираетесь в искусстве? Этот человек - вам не друг!" - вспоминал Феликс Романович. - И Хрущев увидел в нем величину. А через много лет я спросил сына Хрущева, Сергея, почему именно к Неизвестному обратилась семья Никиты Сергеевича с просьбой сделать надгробие для его могилы. И тот ответил: "Папа, может, не все понимал в творчестве Неизвестного, но с огромным уважением относился к этому человеку, отдавая должное масштабу его личности…" Чем больше судьба посылала Эрнсту испытаний, тем вдохновеннее он творил. Боевой человек, офицер, человек огромного мужества и острой реакции на все. Был ранен на войне. Был даже убит! Он попал в морг; труповозка выбросила его в кучу трупов, но "покойник" вдруг зашевелился - видимо, от боли. И благодаря этому обрел второе рождение. А когда он уходил, сказал жене, которая в тот момент была рядом: "Анюта! Прошу об одном: никаких надгробий, никаких мемориалов на моей могиле. Поставьте простой русский крест…"

Институтский дух

Не менее любопытными воспоминаниями о Неизвестном поделился народный художник России Олег Савостюк, сокурсник Эрнста Иосифовича по Суриковскому институту.

- Поступили мы одновременно, хотя он был постарше; тогда в институт пришло много фронтовиков, в том числе и Неизвестный, - рассказал Олег Михайлович. - Это был темпераментный очень человек, энергичный. После института мы на время разошлись, а встретились на той памятной выставке в Манеже. Там ведь не только Эрнсту досталось, по мне тоже прошлись. Все очень просто: натравил на нас Хрущева председатель Союза художников России Серов, с его подачи начался этот сыр-бор. И, к сожалению, долго не кончался. Но, с другой стороны, такие налеты несчастья и делают нас известными: о конфликте написали во всех более-менее свободных в то время газетах. Хотя, конечно, такая мясорубка не может не отражаться на творчестве… А потом я его в Союзе художников, простите, за рюмкой провожал в Америку. В восьмидесятых мы встретились в Нью-орке. Он тогда жил там очень плохо, снимал гараж, причем в негритянском квартале, где после шести вечера ходить опасно. Приработки какие-то искал, чем-то зарабатывал. Но энергия, мощь художническая не угасала в нем никогда. Дух, который присутствовал в Эрнсте в институте, сохранился на всю жизнь. Поэтому и творчество его - динамичное, взрывное. Задевающее многие человеческие струны - даже на фоне тех проблем, которые существуют в сегодняшнем мире…

Прямая речь

"Родина для меня - это Россия, это Урал, где я родился, - признавался Эрнст Неизвестный. - В США мой дом, а сердцем я на Урале".

Справка

Монументы и скульптуры Эрнста Неизвестного установлены в Женеве, Стокгольме, Нью-орке, где мастер жил и работал, в центре Кеннеди в Вашингтоне, в разных уголках России - в Москве, Перми, Магадане, Кемерово, Крыму. Существуют два музея художника - на его родине в Екатеринбурге и музей "Древо Жизни" в Швеции. Работы Неизвестного находятся также в музейных собраниях и значимых частных коллекциях по всему миру, в том числе - в коллекции Ватикана.

Источник: Оксана Мишина
Газета "Берег"
  3876



Добавить комментарий

Ваш комментарий
Ваше имя
Ваш E-mail
 

Другие сообщения

Приобщение к высокому искусству
Главный театральный фестиваль страны объявил на прошлой неделе имена новых обладателей премии "Золотая маска", самой "урожайной" точкой среди регионов оказалась Пермь. Однако федеральные специализированные издания и критики в очередной раз подчеркнули: на пьедестале снова оказались "столичные дома", хотя "Маска" ратует за поддержку театров в регионах и их "равноправие на театральной карте страны".
Воплощенную героиню романа Толстого "Воскресение" Катюшу Маслову обычно обсуждают "отлипшие" от экранов телефонов школьники. И это, пожалуй, настоящая победа театра
Погрузиться в мир сказочных образов, которые объединяет стихия воды, предлагает художник и тату-мастер Валерия Ханина. Ее персональная выставка "Соль и вода" открылась в художественном салоне "Арт Коллекция".

© 2011 - 2024 Агентство информации "ФАКС".
Копирование информации размещенной на сайте, без активной гиперссылки на источник - запрещено.

Создано в студии "Алекс"