15..17 С
Давление: 739..741 мм рт.ст.
Ветер: Южный 8 м/с
 
94.0922
100.5316
 
Последнее обсуждаемое
 

На драматическую сцену вышел "Продавец дождя"

31 декабря 2016 года 10:00
 

Воронежский академический театр драмы им.А.Кольцова представил премьеру спектакля "Продавец дождя" по одноименной пьесе американского драматурга Ричарда Нэша. Написанная более полувека назад, в 1954 году, она многократно ставилась российскими и зарубежными режиссерами, и вот пришел черед Никиты Рака - постановщика, известного обращениями к серьезному драматургическому материалу.

Семейные обстоятельства

Сюжет спектакля, передающий безрадостную атмоВ­сферу американской Великой депрессии, практически один в один повторяет первоисточник. Зрителя знакомят с семьей небогатого фермера Карри, члены которой - люди разные по всем статьям. Сам старикан-миротворец старается облегчить как умеет жизнь детей - двух сыновей и любимицы-дочки, которая никак не выйдет замуж. Потому что лишена женских хитростей: прямолинейная, категоричная, угловатая и грубоватая Лиззи воспитывалась без матери и выросла девушкой, не очень подготовленной к жизненным реалиям. Старший брат, трезвый прагматик Ной, твердит ей, что она некрасива и должна свыкнуться со своей незавидной участью. Младший, порывистый романтик Джим, занят в основном ожиданием новой встречи с кокетливым идеалом по имени Снукки - девушкой, не обремененной излишними моральными устоями.

Лиззи, колкая, но ранимая, мечтает о большой и чистой любви. Однако, несмотря на утешения отца, не верит в себя - до тех пор, пока на сцене не появляется некто Билл Старбак. Странный человек, интрига во плоти - продавец дождя. А ведь именно дождь - стихия, необходимая и достаточная для оживления общего, скажем так, пейзажа; ферма Карри долгое время изнывает от нестерпимой засухи, которая вот-вот истребит фермерское стадо. Метафорически же дождь, который устроил-таки Старбак, присутствует в пьесе как символ обновления безрадостной действительности, способный смыть ее бесследно взамен на новый мир, отмытый от всего наносного и темного. А человек, этот дождь приносящий, есть эквивалент веры в чудеса: если очень хочешь перемен и не перестаешь надеяться на лучшее - оно всегда придет.

Стильный волшебник

Что делает режиссер для того, чтобы в чудо "перелицовки" серой будничности поверил и зритель тоже? Умно и ровно выстраивает спектакль - без злоупотреблений спецэффектами и даже без смены декораций. Эта смена происходит как бы виртуально - благодаря работе света: тот или иной участок сцены оказывается "первым планом" в зависимости от освещенности, на нем сфокусированной. В результате имеем перед глазами как бы разные картинки, хотя фактически на сцене ничего не меняется. На фоне такой "статичности" отчетливей видна динамика действий персонажей - внутренняя и внешняя. Отсюда - полнокровные образы, которые удались практически всем исполнителям ролей.

В первую очередь стоит отметить Евгения Баханова, сыгравшего продавца дождя. И потому, что актер точно передает флер загадочности вкупе с проявлениями высшей человечности (по отношению прежде всего к Лиззи), и в силу филигранной проработки его внешнего вида. При первом же выходе стильного Билла Старбака понятно, что он - "особая статья", человек, знающий, понимающий и умеющий больше прочих. Волшебник, одним словом, образец изящества и благородный джентльмен, длинные светлые волосы которого в нужное время в нужном месте распадаются на дождевые струи - такие вот параллели.

Выразительна и Лиззи в исполнении Алевтины Чернявской. Чувствуется, что актриса все поняла про свою героиню, обвешанную кучей комплексов, и живет ею на полную катушку. Где надо - она резка и бесстрашна, в иных обстоятельствах - уязвимая и беззащитная. Для каких-то супертонких психологических нюансировок эта роль, мне кажется, оснований не дает: Лиззи - девушка крайностей. Так что в заданных координатах персонаж - безусловно, удался.

Боб Дилан с барабаном

А вот старина Карри, воплощенный Вячеславом Бухтояровым, напротив, сполна выдает психологическую наполненность образа. Он играет отцовские чувства с той непоказной чуткостью, которая свойственна так называемым простым людям, честным труженикам. Стопроцентное, отметим, соответствие исполнителя герою и наоборот; впрочем, это можно сказать едва ли не обо всех актерах, занятых в "Продавце дождя".

Нельзя не похвалить и художника спектакля Алексея Мочалова - он даже колорит действа в целом выдержал стройным, не выбивающимся из общей "сероватой" стилистики (исключение - "красочное" преображение Лиззи). Музыкальному сопровождению тоже можно сделать комплимент: чего стоит одно включение в ткань спектакля песен Боба Дилана, последнего лауреата Нобелевской премии по литературе. Использованный прием говорит о том, что Никита Рак озаботился - и правильно сделал - осовремениванием пьесы Нэша, в котором она, написанная в середине прошлого века, безусловно, нуждалась. В связке с подчеркнуто древним барабаном, который, согласно задумке драматурга, временами появляется на сцене (как символ свободы действий), музыка сегодняшнего дня результативно работает на разношерстную "правду жизни": да, и так вполне может быть…

Недоумение - только, пожалуй, одно: программка сообщает, что "Продавец дождя" - лирическая комедия. Но что в ней комичного - осталось непроясненным: натуральная мелодрама создана Никитой Раком. Что, конечно, никак не перечеркивает многочисленных достоинств спектакля.

Как это было

Премьера театральной постановки по пьесе Ричарда Нэша "Продавец дождя" состоялась в 1954 году в Нью-орке. Режиссером был Джозеф Энтони. Театральный успех оказался настолько впечатляющим, что вскоре на Бродвее был поставлен мюзикл "110 в тени" (110 in the Shade). После аншлагов на Бродвее голливудский продюсер Хэл Б. Уоллис приобрел у драматурга права на экранизацию с условием, что Нэш сам напишет киносценарий, а режиссером фильма станет все тот же Джозеф Энтони.

Источник: Сергей Попов
Газета "Берег"
  4716



Добавить комментарий

Ваш комментарий
Ваше имя
Ваш E-mail
 

Другие сообщения

Приобщение к высокому искусству
Главный театральный фестиваль страны объявил на прошлой неделе имена новых обладателей премии "Золотая маска", самой "урожайной" точкой среди регионов оказалась Пермь. Однако федеральные специализированные издания и критики в очередной раз подчеркнули: на пьедестале снова оказались "столичные дома", хотя "Маска" ратует за поддержку театров в регионах и их "равноправие на театральной карте страны".
Воплощенную героиню романа Толстого "Воскресение" Катюшу Маслову обычно обсуждают "отлипшие" от экранов телефонов школьники. И это, пожалуй, настоящая победа театра
Погрузиться в мир сказочных образов, которые объединяет стихия воды, предлагает художник и тату-мастер Валерия Ханина. Ее персональная выставка "Соль и вода" открылась в художественном салоне "Арт Коллекция".

© 2011 - 2024 Агентство информации "ФАКС".
Копирование информации размещенной на сайте, без активной гиперссылки на источник - запрещено.

Создано в студии "Алекс"