16..18 С
Давление: 735..737 мм рт.ст.
Ветер: Северный 0 м/с
 
94.0922
100.5316
 
Последнее обсуждаемое
 

Заслуженный учитель Татьяна Фалькович - об одиночестве детей, безразличии родителей и традициях пионерии

25 июня 2017 года 13:59
 

Ребенок должен быть занят делом и при этом заинтересован в нем. Это принцип работы директора Воронежского центра развития творчества детей и юношества Татьяны Фалькович. Мы встретились с ней в преддверии Международного дня защиты детей, который отмечается 1 июня, и поговорили о современных детях и их проблемах.

"Дети устают не меньше нашего"

- Татьяна Анатольевна, вы согласны с утверждением, что у наших детей есть все?

- Скорее, наши дети хотят иметь все. Несколько лет назад Центр развития творчества детей и юношества проводил тестирование среди ребят. Отвечая на вопросы анкеты, они сказали, что в будущем хотят иметь хорошую работу, достойную зарплату, счастливую семью и так далее. Но никто не сказал о том, что для того, чтобы всего этого добиться, им нужно хорошо учиться, сдать ЕГЭ, поступить в высшее учебное заведение, работать. К сожалению, дети стали потребителями: привыкают к тому, что многое ради них - и вместо них - делают родители.

- Вы работаете с детьми уже 37 лет. Есть ли разница между воспитанниками 80-х годов и нынешними ребятами?

- Однозначно. Сегодня детям очень тяжело. На них отрицательно влияют нагрузки современной жизни - формируют тревожность. В этом отчасти есть и вина родителей. Нас раздражают очереди в магазинах, хамство на дорогах, конфликты на работе. Мы испытываем негативные эмоции, и в таком настроении приходим домой. Мы устали. Но почему-то думаем, что ребенок устал меньше нашего. Это ошибочно. У него свои нагрузки, дополнительные занятия, и отношения с окружающими не всегда складываются удачно. А значит, есть факторы, которые воздействуют на него, меняют поведение, настроение. Это тоже стоит учитывать, это надо чувствовать и понимать.

Фрак для школьника

- Если изменились дети, то и принципы их воспитания поменялись?

- Конечно. Появилась так называемая проектная работа, позволяющая выстроить линию учебной деятельности. Ребенок должен поставить цель, понять, как ее достичь, выполнить работу. Это курс на большую самостоятельность. Раньше учить самостоятельности в такой мере не требовалось, дети сами придумывали что-то для себя интересное и реализовывали свои идеи. Сегодня все есть в Интернете, поэтому важно поддерживать в ребенке творческий тонус.

Но проект должен быть проектом, то есть иметь результат. Например, одна наша ученица подготовила работу, посвященную Красной книге. Она в течение года изучала редкие растения, а затем изобразила их графически, и вот результат - открытки с рисунками лотоса, ландыша и других редких растений и информацией о них. Еще мы предложили ребятам изучить, как жили люди в дворянских усадьбах Воронежской области в XIX веке. В рамках этого проекта в усадьбе Веневитинова было проведено грандиозное - как по количеству участников, так и по содержанию - мероприятие "Приют спокойствия, трудов и вдохновенья". В одном из залов усадьбы прошел праздник: там наши ученики, наряженные во фраки и бальные платья, рассказали историю имений области. Кроме того, звучали романсы и стихи, пары кружились в ритме вальса и полонеза.

- Но, насколько мне известно, родители без восторга относятся к проектной деятельности, потому что нередко именно им и приходится выполнять эти задания. Объясняют, что для детей это трудно, что нереально выполнить в те сроки, которые ставят…

- Потому что пытаются сделать это за три дня. Ребенок приходит домой и говорит: "Мама, мне послезавтра надо сдать проект". И тогда начинается сумасшествие. А когда ты занимаешься делом в течение года, таких проблем не возникает. В каждой работе должна быть системность.

Кто супер?В Мы - супер!

- Вообще, родителям свойственно иметь две точки зрения на вопрос загруженности детей. С одной стороны, нельзя столько задавать, а с другой - надо задавать больше, чтобы не оставалось времени на всякие глупости… Под глупостями нередко понимают Интернет. Неужели сегодня он представляет настолько большую опасность?

- Определенно. В Интернете распространяются наркотики, содержатся призывы к самоубийству. Мы проводили опрос и оказалось, что у 90% наших детей есть лего. Что это значит? Когда родители приходят с работы, то дают ребенку лего и наслаждаются тишиной. И сын или дочка там за стенкой где-то играют. Но в соседней комнате можно заниматься чем угодно.

Дети беззащитны на просторах Интернета. И самое ужасное - доверяют ему, открывают свои сокровенные секреты людям, которых даже не знают. Если раньше мы старались перевоспитать "детей улицы", то сегодня нужно постараться вытащить наших ребят из собственных квартир. Вы давно видели на улице коллективную игру? Даже в песочнице каждый сам по себе.

- А можно ли с этим бороться?

- Даже нужно. Недавно я пришла в танцевальную группу и спросила детей: "Кто супер?" Они кричат в ответ: "Я супер!" И только одна девочка сказала: "МЫ супер". О чем это говорит? О том, что с малых лет родители приучают - мой сыночек самый-самый. В детсаду то же самое происходит - кто первый поел, кто первый заправил кровать… Ребенок всегда и во всем хочет быть первым. Но нужна другая мотивация.

Вот пионерская организация. Это же было здорово! Она научила нас всему. Патриотизму, коллективизму и дружбе, всему тому, что характерно для русской нации. Мы переживали за того, кто плохо учился, собирались до уроков, чтобы подтянуть его. Нам не было безразлично. Я с гордостью носила пионерский галстук. Пока что никто не сумел перенять эти традиции.

- Считаете, что в этом направлении в Воронеже ведется неудовлетворительная работа?

- Не совсем. В последнее время большое внимание уделяется сплочению детей. Посмотрите на наши летние лагеря. Там не просто собирают детей, чтобы подержать их на школьной территории и распустить по домам через месяц, там занимаются с ними. Детские лагеря превращаются в вид дополнительного образования, и этого нельзя не отметить. Популярны тематические лагеря - "В поисках клада", например. Дети делают одно общее дело, играют командой, получают при этом дополнительные знания. И самое главное, что школьники, которые побывали в "Артеке", возвращаясь, говорят: "Наш лагерь в Репном ничем не хуже".

Счастье наших детей - в наших руках. Мы можем научить их дружбе, уважению к истории, любви к знаниям. Единственное - надо их заинтересовать и не лениться самим. Вовремя объяснять. Когда мне кто-то говорит, что не любит что-то делать, оказывается, что он просто не умеет это делать. И моя задача как педагога - рассказать и показать. Результат будет приятным. И ребенку захочется тоже сотворить нечто, что останется после него.

Источник: Ирина Лазарева
Газета "Берег"
  2987



Добавить комментарий

Ваш комментарий
Ваше имя
Ваш E-mail
 

Другие сообщения

Быть новаторами и готовить детей к современным реалиям: учителя начальных классов из общеобразовательной школы в„–88 с углубленным изучением отдельных предметов Татьяна Матвеева, Ольга Лихачева и Екатерина Сафаргалиева представили нашу область на конкурсе профессионального мастерства "Учитель будущего". Почему комплекта доска, мел и тряпка теперь мало для хороших знаний, педагоги рассказали "Берегу".
Вчера школы Воронежской области перешли на дифференцированное обучение. Многие родители еще с конца лета паниковали по поводу возможного повторения дистанционки, но дети в очном формате отучились целую четверть, а переход к другому формату теперь носит специфичный характер.
В минувшую пятницу в Воронежском государственном университете инженерных технологий подвели итоги Большого этнографического диктанта. Этот международный просветительский проект, который организован Федеральным агентством по делам национальностей и оценивает уровень наших знаний культуры и традиций народов России, в стране реализуется уже пятый раз и в этом году из-за пандемии
На "Яндекс.Районе" и в других воронежских соцсетях все чаще встречается тема поиска работы
Первые партии лекарств для бесплатной выдачи амбулаторным больным с диагнозом COVID-19 уже поступили в Воронежскую область, сообщили в правительстве региона вечером 11 ноября. Предполагается, что медикаменты получат не менее 11 тыс. человек, которые лечатся от коронавируса на дому. Во всяком случае, объем федерального финансирования
Несмотря на ужесточение контроля, наглухо затонированных автомобилей на воронежских улицах меньше не стало. В преддверии Всемирного дня памяти жертв ДТП, который отмечается 15 ноября, сотрудники ГИБДД провели рейд, направленный на профилактику дорожно-транспортных происшествий.
В понедельник в Воронеж прибыли еще 29 автобусов, приобретенных для муниципальной транспортной компании "Воронежпассажиртранс" на условиях льготного лизинга по нацпроекту "Безопасные и качественные автодороги". С учетом ранее прибывших предприятие получило уже 62 новых современных транспортных средства.

© 2011 - 2024 Агентство информации "ФАКС".
Копирование информации размещенной на сайте, без активной гиперссылки на источник - запрещено.

Создано в студии "Алекс"