10..12 С
Давление: 749..751 мм рт.ст.
Ветер: Юго-Западный 2 м/с
 
93.4409
99.5797
 
Последнее обсуждаемое
 

Учитель истории Юрий Моногаров - о любви к школе, современных детях и реформе образования

13 апреля 2018 года 14:44
 

Вместо пачки конспектов - свободное изложение материала, взамен требовательного костюма - рубашка и джинсы, привычной для учителя строгости - тонкое, но добродушное чувство юмора. Юрий Моногаров, молодой историк в воронежской школе N68, стал лауреатом муниципального этапа конкурса "Учитель года-2018", разделив победу с коллегой.

О системе школьного образования, срежиссированных уроках и увлеченных детях учитель рассказал "Берегу".

УРОКИ НЕ ПО СЦЕНАРИЮ

- Вы, преподаватель вуза с восьмилетним стажем, как оказались в школе?

- Сложно сказать - я выбрал профессию учителя или она выбрала меня. Я окончил исторический факультет ВГУ, думал о научной карьере. И какое-то время мне удалось поработать в нескольких университетах Воронежа. Но потом потянуло в школу. И если бы мне кто-то во время учебы на факультете сказал, что я стану учителем, сильно удивился бы.

Сейчас я не жалею; ведь молодой преподаватель в вузе - это колоссальная загруженность: выработка часов, поток дипломников, научная работа, командировки. И - низкая оплата. А молодой педагог в школе - это интересно и престижно. Кстати, многие замечают, что в школах мало учителей-мужчин, и задаются вопросом, с чем это связано - с оплатой труда или отношением к профессии. Я убежден, что с отношением. Зарплата может быть очень достойной, если постараться.

- Помните свой первый урок в школе?

- Помню практику в вузе. Я приходил к детям на урок в старшие классы, и они, что самое интересное, воспринимали меня как совсем взрослого, хотя мне было всего 20 лет. Между нами сразу выработались необходимые рабочие отношения и дистанция, которая должна быть между учителем и учеником.

После практики я понял, что если затяну на минуту с опросом домашнего задания или с объяснением нового материала, то меня никто за это не расстреляет; все-таки урок - это индивидуальное творчество учителя. Главное, чтобы дети усвоили материал, смогли привести осознанные примеры. Я не понимаю, когда все происходит по сценарию. Как в кино, которое ты смотришь из года в год. Скучно же!

- Полагаете, история - это именно творческий предмет?

- Само собой. В истории очень много сухих фактов и цифр, которые надо сделать жизненными, чтобы ребенок их запомнил. Ведь знаете, дети не верят, что многое из того, что происходило, например, в княжеской Руси, было в действительности. Иногда они считают, что я рассказываю им истории про вымышленных персонажей, вроде богатырей и Бабы-яги, и это просто надо вызубрить, чтобы учитель отстал. Без творчества тут никак. Стараешься провести параллели с современными реалиями, ведешь их в музей, демонстрируешь исторические документы, устраиваешь викторины. Ты постоянно доказываешь, что ЭТО было! И только тогда дети начинают это осознавать, а затем понимают: то, что было вчера - уже наша история.

"СОВРЕМЕННЫ РЕБЕНОК - НЕПЛОХО"

- Если говорить о современных детях, то какие они?

- Очень разные. Еще пять лет назад у нас было много игроманов, и Интернет заменял им книги. Но сегодня дети не просто сидят в социальных сетях - они занимаются социально полезными вещами. У них много обязанностей, увлечений. И это их не мама с папой заставили, а сами захотели. Ребята занимаются спортом, играют в театрах, помогают бездомным животным. У них мощная общественная жизнь. Не буду отрицать, что есть и те, кого в школу родители притащили за ухо, и здесь они считают ворон и ждут, когда прозвенит звонок. Но и они чем-то увлечены - мяч во дворе гоняют или рифмуют стихи.

Новые реалии, Интернет дают ребенку возможность стремительно развиваться, в этом современные дети лучше, чем мое поколение. Глядя на своих учеников, я уверен в будущем России.

Другой вопрос, что сегодня дети все чаще растут в неполных семьях. Это накладывает определенный отпечаток на их характер, отношение к учебе, да и в целом на формирование личности. Мальчикам без отцов особенно трудно, на мой взгляд. Есть подростковые проблемы, которыми сложно поделиться с мамой. Когда я вижу, что ребенка что-то тревожит и ему некому об этом сказать, то стараюсь аккуратно провести с ним дружескую беседу, чтобы он представлял меня своим старшим братом и психологически разгрузился. Мы находим решение проблемы, и ребенок знает, что это не выйдет за рамки классной комнаты, в которой мы разговаривали. Но нельзя забывать, что работа педагога - это что-то вроде балансировки между дружбой с учеником и строгостью к нему. Нельзя позволить сесть себе на шею или давить на жалость. Учитель не только учит, но и воспитывает.

- Есть ученики, малоспособные к математике или безграмотные. А есть ли те, кому не дается история?

- История подразумевает логические размышления. Нужно уметь предвидеть, что повлечет за собой определенное действие. Не всем это дано. Дети, которые не дружат с каким-либо предметом, всегда хотят его забросить, полагая, что учитель и так "троечку" поставит. Это не мой путь. Я стараюсь заинтересовать, говорю: "Выучишь - я тебе пятерку поставлю". Работает.

А еще - люблю "перетягивать" физиков и математиков. Они, бывает, заявляют мне, что история им ни к чему. Тогда я засыпаю их заданиями, прошу участвовать в конференциях. Несколько "физиков" теперь учатся на истфаке.

"СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ ОСТАВИТЬ В ПОКОЕ"

- Вы, победитель муниципального этапа конкурса "Учитель года-2018", готовитесь к областному соревнованию учителей?

- Я прошел несколько туров, но в пятерку лучших не попал. Да и не хотел бы побеждать, потому что я знаю коллег, которые много лет в профессии, они живут этими конкурсами, у них большой опыт за плечами. Для меня соревноваться с ними - уже большая честь.

- Хотели бы вы что-то поменять в системе школьного образования?

- Надо перевести всех школьников в первую смену. Работа в этом направлении идет, но наша школа пока не может себе этого позволить. У нас много учеников и мало классов. С журналами и дневниками неразбериха: есть электронные и бумажные. В этих вопросах нужен единый стандарт. Возможно, надо полностью отказаться от излишнего бумагомарательства. В остальном - надо оставить нашу систему в созидательном покое, пусть переваривает уже произошедшие преобразования. Раньше образовательных реформ было меньше, и многие поколения учились хорошо.

Источник: Ирина Лазарева
Газета "Берег"
  2974



Добавить комментарий

Ваш комментарий
Ваше имя
Ваш E-mail
 

Другие сообщения

Быть новаторами и готовить детей к современным реалиям: учителя начальных классов из общеобразовательной школы в„–88 с углубленным изучением отдельных предметов Татьяна Матвеева, Ольга Лихачева и Екатерина Сафаргалиева представили нашу область на конкурсе профессионального мастерства "Учитель будущего". Почему комплекта доска, мел и тряпка теперь мало для хороших знаний, педагоги рассказали "Берегу".
Вчера школы Воронежской области перешли на дифференцированное обучение. Многие родители еще с конца лета паниковали по поводу возможного повторения дистанционки, но дети в очном формате отучились целую четверть, а переход к другому формату теперь носит специфичный характер.
В минувшую пятницу в Воронежском государственном университете инженерных технологий подвели итоги Большого этнографического диктанта. Этот международный просветительский проект, который организован Федеральным агентством по делам национальностей и оценивает уровень наших знаний культуры и традиций народов России, в стране реализуется уже пятый раз и в этом году из-за пандемии
На "Яндекс.Районе" и в других воронежских соцсетях все чаще встречается тема поиска работы
Первые партии лекарств для бесплатной выдачи амбулаторным больным с диагнозом COVID-19 уже поступили в Воронежскую область, сообщили в правительстве региона вечером 11 ноября. Предполагается, что медикаменты получат не менее 11 тыс. человек, которые лечатся от коронавируса на дому. Во всяком случае, объем федерального финансирования
Несмотря на ужесточение контроля, наглухо затонированных автомобилей на воронежских улицах меньше не стало. В преддверии Всемирного дня памяти жертв ДТП, который отмечается 15 ноября, сотрудники ГИБДД провели рейд, направленный на профилактику дорожно-транспортных происшествий.
В понедельник в Воронеж прибыли еще 29 автобусов, приобретенных для муниципальной транспортной компании "Воронежпассажиртранс" на условиях льготного лизинга по нацпроекту "Безопасные и качественные автодороги". С учетом ранее прибывших предприятие получило уже 62 новых современных транспортных средства.

© 2011 - 2024 Агентство информации "ФАКС".
Копирование информации размещенной на сайте, без активной гиперссылки на источник - запрещено.

Создано в студии "Алекс"