13..15 С
Давление: 736..738 мм рт.ст.
Ветер: Южный 5 м/с
 
94.0922
100.5316
 
Последнее обсуждаемое
 

Как 6-летнему мальчишке жилось в городе, занятом немцами

09 июля 2018 года 10:52
 

Борис Григорьевич Шульгин проживает в частном секторе по склону улицы Карла Маркса. Вот его воспоминания о военном лихолетье. Спокойный, без пафоса и особых эмоций житейский рассказ простого русского человека о том, как судьба его била-била, а он выжил...

"НА ЛЕВЫ БЕРЕГ. НЕМЕДЛЕННО!"

"Родился я в Воронеже 1 января 1935-го, и до 1941 года мы жили тут всей семьей. Когда началась война, я был в детском садике, в районе стадиона "Динамо" за железной дорогой. Пришли родители, отец и мать, и меня забрали, больше детский сад я не посещал. Через несколько недель отец ушел на фронт. Кстати, дядя мой работал на авиационном заводе N18 каким-то начальником и предлагал отцу: "Давай к себе устрою, дадут освобождение от армии". Отец сказал: "Нет, я пойду воевать". Он погиб в 1943 году.

Когда завод начали эвакуировать, дядька решил уехать в Куйбышев и нас с собой хотел взять. А мама моя, Анна Ивановна Шульгина, работала на телеграфе. Пошла к начальнику, но тот сказал: "Никого не отпускаем. Ты военнообязанная. Если уедешь самовольно, мы посчитаем тебя дезертиром". А дядька со своей семьей эвакуировался.

Позже телеграф перевели в здание (несохранившееся) на углу современных улиц Мира и Феоктистова. В городе оставили человек десять телеграфистов. Мама часто брала меня с собой на работу.

С конца 1941 года начали город бомбить. А в районе современной ул.Феоктистова падали только зажигательные бомбы. Бегал я допоздна по улицам, и как-то ребята постарше, с которыми немного сдружился, позвали: "Айда на крышу, сейчас бомбить будут". Дали щипцы. Но я ни одной бомбы не скинул. А ребята один снаряд скинули. На этом мое "дежурство" и закончилось.

Еще ходил напротив в парк гулять. Помню, в тот жаркий июльский день я один в парке бегал. Вокруг никого. Глянул в сторону Первомайского сквера - танк с крестом и мотоциклетки подъехали. Быстро домой побежал: "Мама, мама, немецкие танки!" Она: "Чертенок такой, иди ты, какие тут немецкие танки!" И тут как раз мимо нас танк проходит, с крестом! Мы видим это в полуподвальные окна из помещения телеграфа. Мама быстро по телеграфу передает в Москву, что в городе немецкие танки. Приходит ответ - позовите главного начальника, чтоб он доложил. Мать отвечает - начальство все сбежало, никого нет. Нас ведь оставалось трое: я, мать моя и девчонка - ученица на телеграфе, лет 18-ти. И тогда мама получает указание немедленно сжечь все документы и уходить, если возможно, за линию фронта. Мать дает мне спички, я поджигаю телеграфные ленты, куча большая. Дверь открывается, по порожкам вниз в помещение спускается военный, наш, русский: "Вы что здесь делаете?!" Мать объясняет происходящее. Лента эта еще цела была, военный ее прочитал. "Так, срочно идите к Чернавскому мосту, он еще цел, переходите на левый берег, к нашим. Немедленно!"

Похватали вещички свои и побежали. Вышли на проспект - ни одного человека. Никого, пусто все. Когда спустились ниже по ул.Степана Разина, то увидели, как люди из переулков по улице бежали к мосту. Много народу шло.

УПУЩЕННАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ

Мы только собрались перейти на ту сторону, к мосту - а тут опять немецкие танки выезжают. Штук пять. Остановились. Мотоциклетки подъехали, с пулеметами. Вышли немцы, о чем-то разговаривают и дорогу нам перегородили.

А со стороны СХИ по набережной люди бежали - на Чернавский мост, чтоб уйти на левый берег. И здесь прямо на наших глазах мост взорвали! (Чернавский мост был взорван саперами вечером 6 июля 1942 года - прим. авт.). Наши взорвали, конечно…

Мы и пошли обратно. А на ул.Сакко и Ванцетти жил моей родной тетки бывший муж Людвиг с моим двоюродным братом. И мы к нему прибежали. Под вечер начался обстрел уже с нашей стороны. И нам пришлось укрыться в бомбоубежище, где сейчас технологический институт. Пробыли мы там примерно сутки, а потом заходят немцы - два автоматчика и офицер. Посмотрели - гражданские, с детьми, женщины. Шнель, шнель - идите, значит, отсюда, по домам все расходитесь.

Мы - обратно к дядьке. А дом его оказался разбит снарядом. Решили тогда вернуться домой. Дома встретили соседей - семью Атаяновых. Есть нечего, в магазинах пусто. Пшено иногда давали, конфет не было. Помню, оставалась одна конфета на прилавке, я тихо ее взял, развернул - а там деревяшка.

Сосед предложил пойти на склады, на Пушкинской они тогда были. На продуктовом складе - всего полно, рядом и аптечный оказался - лекарств навалом. Никакой охраны. Взяли что смогли. Так продержались какое-то время…

Через неделю мать приятеля моего Володьки узнала, что в СХИ днем - немцы, а ночью - наши. Ей с Володей удалось перейти линию фронта. Ушли, а нам ничего не сказали - и мы не смогли использовать такую возможность.

ПЕСЧАНЫ ЛОГ. ПОБЕГ

…Прошло время, начали нас выгонять из города. Человек по восемь автоматчиков заходили и гнали всех из домов. По улице Таранченко тоже немцы-автоматчики в оцеплении стояли - направляли к Митрофановскому монастырю. Перекрыли Плехановскую, в город не пускали, а гнали вниз, по Большой Стрелецкой и дальше к Песчаному логу.

Нет, не били, если не сопротивлялись. Какие-то вещи, если успеешь, можно было взять.

Поскольку вечером выгоняли, то, когда стемнело, они нас в дома в районе строительного института загнали - здесь переночуете, никуда не выходите. Мать моя решила вернуться домой за вещами. Ее отговаривали, но она ушла и вернулась только под утро. И погнали нас в Песчаный лог - мы в овраге, а сверху немцы. И все колючей проволокой обнесли. Сколько там пробыли, не помню. Есть не давали, только что мать успела принести из дома, у нас было. Дядька мой Людвиг разведал, что из оврага есть выход - рассказал нашим близким и соседям. Договорились где-то часа в два ночи уходить. Настало время - потихонечку, потихонечку пошли. И остальные за нами потянулись.

Мы первые вышли в поле рядом. Немцы, видно, почувствовали, что побег, и давай стрелять из пулеметов и автоматов. У меня над головой свистели пули, я же маленький был. Добежали до лесочка и там спрятались. Утром оказалось, что Дон рядом. По дороге люди идут - на запад, без конвоя. Мы в эту толпу затесались и к понтонному мосту через Дон.

У немцев на понтонном мосту с обеих сторон по зенитному пулемету стояло. Только подошли - машины немецкие идут. Думали - все. Нет, машины прошли, и нас снова по мосту пустили. А когда перешли - там немцы уже объявили: идите только на запад, если вернетесь, вас расстреляют.

А тут наши самолеты начали бомбить. Но к мосту не стали приближаться, а бомбили колонну! Одна бомба взорвалась - осколок пролетел, только чиркнул меня по голове, но крови много полилось. Мать меня схватила, перевязала тем, что под руку попалось. Одной женщине ноги оторвало. Она кричала: "Убейте меня!" Паника, кто куда. И дошли мы в результате до Хохла. Там гестаповский штаб был и много полицаев. Но это уже другая история"…

Источник: Владимир Размустов
Газета "Берег"
  2779



Добавить комментарий

Ваш комментарий
Ваше имя
Ваш E-mail
 

Другие сообщения

Быть новаторами и готовить детей к современным реалиям: учителя начальных классов из общеобразовательной школы в„–88 с углубленным изучением отдельных предметов Татьяна Матвеева, Ольга Лихачева и Екатерина Сафаргалиева представили нашу область на конкурсе профессионального мастерства "Учитель будущего". Почему комплекта доска, мел и тряпка теперь мало для хороших знаний, педагоги рассказали "Берегу".
Вчера школы Воронежской области перешли на дифференцированное обучение. Многие родители еще с конца лета паниковали по поводу возможного повторения дистанционки, но дети в очном формате отучились целую четверть, а переход к другому формату теперь носит специфичный характер.
В минувшую пятницу в Воронежском государственном университете инженерных технологий подвели итоги Большого этнографического диктанта. Этот международный просветительский проект, который организован Федеральным агентством по делам национальностей и оценивает уровень наших знаний культуры и традиций народов России, в стране реализуется уже пятый раз и в этом году из-за пандемии
На "Яндекс.Районе" и в других воронежских соцсетях все чаще встречается тема поиска работы
Первые партии лекарств для бесплатной выдачи амбулаторным больным с диагнозом COVID-19 уже поступили в Воронежскую область, сообщили в правительстве региона вечером 11 ноября. Предполагается, что медикаменты получат не менее 11 тыс. человек, которые лечатся от коронавируса на дому. Во всяком случае, объем федерального финансирования
Несмотря на ужесточение контроля, наглухо затонированных автомобилей на воронежских улицах меньше не стало. В преддверии Всемирного дня памяти жертв ДТП, который отмечается 15 ноября, сотрудники ГИБДД провели рейд, направленный на профилактику дорожно-транспортных происшествий.
В понедельник в Воронеж прибыли еще 29 автобусов, приобретенных для муниципальной транспортной компании "Воронежпассажиртранс" на условиях льготного лизинга по нацпроекту "Безопасные и качественные автодороги". С учетом ранее прибывших предприятие получило уже 62 новых современных транспортных средства.

© 2011 - 2024 Агентство информации "ФАКС".
Копирование информации размещенной на сайте, без активной гиперссылки на источник - запрещено.

Создано в студии "Алекс"