5..7 С
Давление: 745..747 мм рт.ст.
Ветер: Юго-Восточный 3 м/с
 
92.2628
99.7057
 
Последнее обсуждаемое
 

Как оживить воронежские ДК, превратив их в рентабельные предприятия?

22 января 2019 года 22:07
 

Тема прошлого, настоящего и будущего воронежских дворцов культуры - отнюдь не нова, однако разговоры об их судьбе ведутся с завидной регулярностью неслучайно.

Открывшийся в 1954 году на Ленинском проспекте близ ВоГРЭСовского моста Дворец культуры им. Кирова до сих пор является визитной карточкой левого берега, а ДК "Электроника" известен как единственная площадка в Воронеже, где Виктор Цой провел свой концерт. Но оба дворца, некогда олицетворявшие мощь советского государства, после развала СССР превращаются в руины, и в спасении погибающих символов ушедшей эпохи, по всей видимости, пока никто всерьез не заинтересован. Впрочем, и по поводу действующих учреждений подобного типа у некоторых экспертов аналогичное мнение: они функционируют, но жизнь там - за редким исключением - угасает.

БРОШЕННОЕ НАСЛЕДИЕ

ДК им. Кирова и "Электронику" возвели на заброшенных территориях СССР по типовым проектам. Эти учреждения долгие годы служили образцами досуговой работы. Теперь же об их былом величии приходится судить по рассказам старожилов.

Это раньше в ДК им.Кирова систематически организовывались вечера отдыха, демонстрировались фильмы, успешно работали кружки прикладного творчества и выступали сильнейшие самодеятельные коллективы, получавшие впоследствии звания "народных", здесь проходили выборы и функционировал народный театр, из которого вышел актер Сергей Селин. Это раньше в ДК "Электроника" проходили гастроли всемирно известного "Ленкома" с участием Евгения Леонова и Татьяны Пельтцер, других популярных актеров и исполнителей. Казалось, что так будет всегда. Но главный враг успеха - время, и осовремениться, "помолодеть" дворцы не смогли, ведь даже к косметическим процедурам не прибегали. Ремонта здесь не было никогда.

Теперь им нечего противопоставить активно развивающемуся досуговому рынку - даже не самый крутой торговый комплекс вмещает с дюжину приятных развлечений: от фуд-корта и просмотра кинофильмов до спортивного отдыха и расслабляющего массажа, да и какая звезда поедет выступать в развалинах?

Жители города не первый год теряются в догадках - почему власть, заявляющая о дефиците культурно-досуговых центров в городе, просто не выкупит погибающие памятники эпохи?

В ПОРЫВЕ СВОИХ ИНТЕРЕСОВ

Мало кто знает, но в конце 90-х, а затем в 2000-х гг. городское управление культуры обращалось в инстанции с просьбами передать дворцы культуры (не только эти, но и другие) на баланс муниципалитета. Да и сегодня ведомство не теряет надежды подчинить себе эти учреждения, пробует вести переговоры с собственниками: предлагают выкупить за небольшие средства или рассмотреть возможность муниципально-частного партнерства.

За двадцать с лишним лет на призывы чиновников откликнулись ДК Воронежского шинного завода, преобразованный в 2012 году в культурно-досуговый центр (КДЦ) "Шинник", и КДЦ "Левобережье", когда-то принадлежавший заводу "Рудгормаш". Велись переговоры и по поводу ДК им. Ленина, но в последний момент на ВАСО передумали. Возможно, скоро в ведение перейдет еще один - погорелец ДК им. Тельмана, его владелец-завод испытывает финансовые трудности.

А что же другие? По-прежнему в частных руках. И диалог не налажен.

- Мы смогли забрать некоторые учреждения, но какие-то выпали из общей системы, - объясняет заслуженный работник культуры, бывший руководитель городского управления культуры Иван Чухнов. - Дворец "Электроника" приватизировали, много раз перепродали, аналогичная ситуация сложилась и с ДК им. Кирова. В отношении него частники предпринимали

какие-то действия, а потом все бросили. Итог - дворец разрушается. Что дальше - непонятно. Но очевидно, что у собственников есть планы на этот счет.

Не будь этих планов, брошенные дворцы давно бы продали городу, к тому же - на выгодных условиях, как, к примеру, ДК шинного завода. Его приобретали за символические суммы, да и бесплатно были готовы отдать, но положения закона тому препятствовали.

Упомянутые печально известные дворцы, некогда возведенные советской властью на пустыре, парадоксально возвращаются к своему первоначальному виду: стены опустевших актовых залов разрушаются на глазах, превращая историю в строительный мусор. И совершенно очевидно, что желания ремонтировать сооружения и тем более возвращать их к работе в качестве социокультурного пространства у собственников нет.

Скорее всего, на месте ДК им. Кирова вырастет очередная высотка или торгово-развлекательный комплекс. А "Электронику" давно частично перестроили в гипермаркет, другая часть ДК, вероятно, также превратится в магазины или склады.

ПЕРВОЕ ПРАВИЛО ЭКОНОМИКИ

Понятно: прежде чем что-то новое покупать, нужно прежде отстроить то, что уже имеется. А бюджета, и без того скудного, не хватает даже на это.

Город, а соответственно и управление культуры, сегодня ответственны лишь за 16 городских дворцов культуры, именующихся клубами и культурно-досуговыми центрами, которые объединили в 2017 году в Централизованную клубную систему (ЦКС), а также - Городской Дворец культуры (ДК Машиностроителей). При этом ДК Железнодорожников, где действует немало кружков, проводятся новогодние елки и концерты, а среди арендаторов - успешный молодой Никитинский театр, рентабельный ДК им. Коминтерна с ресторанами и ночным клубом, а также отданный исключительно под формальные заседания и совещания ДК им. Ленина, "потрепанный" ДК им. 50-летия Октября и некоторые другие не имеют к культурному ведомству никакого отношения.

Но всем им, независимо от формы собственности, давно "прописана" реконструкция. На это обратили внимание участники открытой презентации образовательного проекта "Осенняя школа "Зодчество VRN" в конце прошлого года.

Взявшись за проекты авторы во главе с кураторами, выпускниками Воронежского государственного технического университета и Амстердамской архитектурной академии Дарьей Наугольновой и Алексеем Боевым были уверены, что все дворцы еще могут быть интересны населению: надо в первую очередь срочно поменять формат работы, иначе - люди о них забудут, выбирая тот досуг, что соответствует их интересам. Главный фактор на любом рынке - умение быть конкурентоспособным.

- За основу мы взяли наиболее показательные дворцы - закрытый ДК им. Кирова, перестроенную "Электронику" (если найти способ заинтересовать собственников, то реанимировать их как культурные учреждения можно), а также самый крупный муниципальный - Городской Дворец культуры. Мы провели свои исследования и предложили переосмыслить внутренний и наружный функционал зданий, благоустроить прилегающие территории. Облик дворцов должен стать привлекательным, а их названия - общим воронежским брендом, - рассказывает Дарья Наугольнова. - Но проекты, хоть и разработаны только для трех ДК, являются универсальными: более чем на 80% подходят для любого учреждения культуры подобного типа.

- Мы не скрываем, что в наших культурно-досуговых центрах есть болевые точки, да и судьба частных нам небезразлична. Но современные реалии таковы, что, как бы мы ни хотели, но за один год, да и за пять мы не в силах капитально отремонтировать наши учреждения. На выделяемое годовое финансирование мы можем только подлатать дыры, - признается заместитель руководителя управления культуры мэрии Воронежа Валентин Босенко. - Но мы не сидим сложа руки. Участвуем в различных программах, получая дополнительные средства (программы софинансирования, инициативного бюджетирования и пр. - прим. авт.). В 2018 году так были отремонтированы семь учреждений. Сейчас благодаря усилиям главы города Вадима Кстенина предварительно одобрено выделение денег из областного бюджета на реконструкцию Городского Дворца культуры и КДЦ "Шинник".

Кстати, идеи, предложенные молодыми архитекторами, будут учтены при ремонте. Директор ДК Машиностроителей Роман Мамедов отметил, что ему симпатичны предложения о восстановлении утраченной лепнины на фасаде здания и создании кинотеатра на крыше. К тому же холл будет просматриваться насквозь, а помещения использоваться многофункционально.

ВСЕ УПИРАЕТСЯ В КОНТЕНТ

Перепрограммирование дворцов культуры должно предполагать опять же и новые формы внутренней работы. Речь идет о том, что современное учреждение культуры должно функционировать не только как общественное и социальное пространство, но и как коммерческое предприятие, способное приносить прибыль в казну города. Об этом рассуждают не первый год, но воз и ныне там. Пока город вынужден практически полностью содержать досуговые центры.

- Мы даем неплохое качество контента, значительное разнообразие, но не можем эффективно конкурировать с торгово-развлекательными центрами и другими учреждениями, предоставляющими услуги развлекательного, однако не всегда культурного характера. Мы ответственны за контент, который производят наши подведомственные учреждения, к тому же многие услуги жители города должны иметь возможность получать бесплатно, - добавляет Валентин Босенко.

Конечно, и в управлении этого не скрывают, пока развитию коммерческой деятельности препятствует малоудовлетворительное состояние помещений ДК и аппаратуры, имеющейся там. К примеру, в самом большом из них -Городском Дворце культуры (ДК Машиностроителей), где ремонт не проводился еще с открытия в 1979-м, замены требуют проводка и коммуникации, кресла в актовом зале, да и сцена, которая давно не отвечает современным требованиям.

Впрочем, самый короткий путь реанимировать дворцы культуры - прибегнуть к механизму муниципально-частного партнерства. Но способ, давно эффективно использующийся в разных сферах экономики, до сих пор не заинтересовал бизнес.

- Частники ждут более выгодных условий, полагая, что город мог бы взять на себя половину всех затрат на содержание учреждений, плюс они хотят иметь какие-то льготы, и этот вопрос, насколько мне известно, обсуждается с точки зрения сокращения налоговых выплат. Но это пока невозможно и неприемлемо. На таких условиях город не согласится взаимодействовать. Мое мнение таково, что бизнес должен быть социально ответственным и понимать, что положение предпринимателей в обществе, статус, авторитет за счет работы с населением только укрепляется. Думаю, скоро это понимание придет, - отмечает Иван Чухнов.

А пока его нет, учреждения от культуры вряд ли станут приносить большой доход в бюджет, а некоторые и вовсе не смогут выйти на самоокупаемость. Заколдованный круг, из которого пока нет выхода, поскольку существует несколько нерешенных "но".

В ТЕМУ

В 2019 году рассматривается вопрос выделения финансирования из регионального бюджета на реконструкцию КДЦ "Шинник" в размере 30 млн руб., Городского Дворца культуры (ДК Машиностроителей) - 80 млн руб. Ремонт зданий находится на контроле главы города Вадима Кстенина. Кроме того, заключен контракт на проектирование и строительство ДК в Краснолесном, а также в собственность муниципалитета будет переведен культурно-досуговый центр на Ленинском проспекте, 201.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

На Дворце культуры им. Коминтерна, что на Московском проспекте, вывески с наименованием не сохранилось, однако арендаторы помещений указывают для удобства старое название в своих анонсах. Здесь располагаются ночной клуб, ресторан, танцевальная студия. Завод им. Коминтерна давно не функционирует, а дворец остался. К тому же собственник сохранил облик сооружения, построенного в пятидесятые по чертежам архитектора Константина Бартошевича.

ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

Андрей ХАРИТОНОВ, руководитель управления культуры администрации Воронежа:

- Дворцы культуры, расположенные на территории города, в разное время переживали разную судьбу, передавались из ведомства в ведомство, разрушались и отстраивались вновь. Их история помнит немало проблем, которые преодолевались в первую очередь благодаря людям, всей душой болевшим за дело.

Не секрет, что сфера культуры всегда финансировалась по остаточному принципу, денег не хватает и сейчас. Это связано в том числе и с тем, что растет круг наших обязательств. В "орбиту" управления вошли учреждения, находящиеся в отдаленных уголках Воронежа - Придонском, Краснолесный, Малышево, Репном, Шилово и т.д.

Сегодня в культурно-досуговых центрах хорошо налажена кружковая работа, успешно действуют творческие коллективы, которые умеют оперативно откликаться на запросы населения, организовывать интересные концерты, но реновация необходима многим из них. Конечно, в рамках муниципальной программы мы направляем средства на содержание КДЦ, но львиную часть "съедают" расходы на ЖКХ и зарплата сотрудников. На текущий ремонт и приобретение нового оборудования можно потратить только остаток - всего 2-5% от общей суммы.

Есть и более глобальные проблемы. Наблюдается дефицит культурно-досуговых учреждений на территории города. В Воронеже ведется активная жилая застройка, и в отдаленных микрорайонах строители не предуВ­сматривают места под учреждения досуга. Так, в Тепличном сложилась вопиющая ситуация: Дом культуры пришлось расположить в подвальном помещении. Хотелось бы, чтобы такого в дальнейшем не было, и при планировании застройки уже продумывали наличие земли хотя бы под многопрофильное учреждение, вмещающее школу искусств, Дом культуры и библиотеку.

Также в учреждениях, особенно в Городском Дворце культуры, в перспективе хочется видеть аналог большой концертной площадки, потому как это одна из основных потребностей общества в культурно-досуговой сфере на сегодняшний день. Работая по-старому, мы не можем полностью соответствовать запросам населения, а значит, заинтересовать молодежь и подрастающее поколение.

Источник: Ирина Лазарева
Газета "Берег"
  3055



Добавить комментарий

Ваш комментарий
Ваше имя
Ваш E-mail
 

Другие сообщения

Быть новаторами и готовить детей к современным реалиям: учителя начальных классов из общеобразовательной школы в„–88 с углубленным изучением отдельных предметов Татьяна Матвеева, Ольга Лихачева и Екатерина Сафаргалиева представили нашу область на конкурсе профессионального мастерства "Учитель будущего". Почему комплекта доска, мел и тряпка теперь мало для хороших знаний, педагоги рассказали "Берегу".
Вчера школы Воронежской области перешли на дифференцированное обучение. Многие родители еще с конца лета паниковали по поводу возможного повторения дистанционки, но дети в очном формате отучились целую четверть, а переход к другому формату теперь носит специфичный характер.
В минувшую пятницу в Воронежском государственном университете инженерных технологий подвели итоги Большого этнографического диктанта. Этот международный просветительский проект, который организован Федеральным агентством по делам национальностей и оценивает уровень наших знаний культуры и традиций народов России, в стране реализуется уже пятый раз и в этом году из-за пандемии
На "Яндекс.Районе" и в других воронежских соцсетях все чаще встречается тема поиска работы
Первые партии лекарств для бесплатной выдачи амбулаторным больным с диагнозом COVID-19 уже поступили в Воронежскую область, сообщили в правительстве региона вечером 11 ноября. Предполагается, что медикаменты получат не менее 11 тыс. человек, которые лечатся от коронавируса на дому. Во всяком случае, объем федерального финансирования
Несмотря на ужесточение контроля, наглухо затонированных автомобилей на воронежских улицах меньше не стало. В преддверии Всемирного дня памяти жертв ДТП, который отмечается 15 ноября, сотрудники ГИБДД провели рейд, направленный на профилактику дорожно-транспортных происшествий.
В понедельник в Воронеж прибыли еще 29 автобусов, приобретенных для муниципальной транспортной компании "Воронежпассажиртранс" на условиях льготного лизинга по нацпроекту "Безопасные и качественные автодороги". С учетом ранее прибывших предприятие получило уже 62 новых современных транспортных средства.

© 2011 - 2024 Агентство информации "ФАКС".
Копирование информации размещенной на сайте, без активной гиперссылки на источник - запрещено.

Создано в студии "Алекс"