14..16 С
Давление: 742..744 мм рт.ст.
Ветер: Южный 4 м/с
 
92.2628
99.7057
 
 
 
Сегодня: 29 марта 2024  

В воронежских поликлиниках начались реформы. Как они сказались на пациентах?

06.04.2017

На мартовском госсовете по стратегическому развитию и приоритетным проектам Владимир Путин отметил главные проблемы в организации медицинской помощи россиянам, которые требуют срочного решения. Это нехватка врачей, очереди, сложности с записью к нужному специалисту, время обследования, хамство в регистратурах. Воронежские преобразования в работе поликлиник "сработали на опережение" и начались еще прошлым летом.

На очередном оперативном совещании в областном правительстве о них рассказал руководитель департамента здравоохранения Александр Щукин. Корреспонденты "Берега", в свою очередь, побывали в поликлиниках Воронежа и выяснили, заметили ли горожане начавшиеся преобразования.

Новые отношения

В августе прошлого года на базе четырех городских поликлиник - 1-й, 3-й, 4-й и 7-й - стартовал проект облдепартамента здравоохранения "Моя поликлиника", который призван повысить качество и доступность помощи в первичном звене. Но главное -изменить привычную - патерналистскую - модель отношений между врачом и пациентом. "Теперь мы должны сделать их партнерами", - пояснил руководитель областного департамента здравоохранения Александр Щукин.

Проект начался с полномасштабного опроса воронежцев.

Самыми слабыми местами в первичном звене воронежцы еще летом назвали работу регистратуры и весь информационный доступ к возможностям полиса ОМС через родную поликлинику, а также очереди, экспресс-пребывание на приеме у участкового врача, медицинскую помощь на дому.

Модель для сборки

Поликлиника N4, улица Лизюкова, 11 утра.

В холле, который всегда был здесь многолюдным, теперь просторно. Возле регистратуры - никаких очередей. В поликлинике открыт колл-центр, сотрудник которого сразу же ориентирует пациента по всем этажам, в зависимости от нужной помощи. Здесь же дежурный врач без предварительной записи осматривает пациентов, которым потребовалась срочная медицинская помощь. Поэтому в очередях у кабинетов врачей общей практики - один-два "плановых" пациента.

На каждом этаже работает сестринский пост. Здесь можно записаться на прием ко всем узким специалистам и в своей поликлинике, и в других лечебных учреждениях. А также получить справки, прививочные сертификаты, выписки из амбулаторных карт, направление на анализы, диспансеризацию, профВ­осмотр - все то, на что прежде уходило полдня при визите к своему участковому. Рядом - манипуляционный кабинет, где пациент проходит предварительный осмотр.

- Только сейчас выдала молодому человеку справку для военкомата. Раньше он бы ждал своей очереди в регистратуре, а потом у кабинета врача. Теперь это дело нескольких минут, - рассказывает на посту медсестра Юлия Курьянова.

- В процессе реорганизации мы выяснили, что почти треть пациентов, записавшихся на прием к врачу, во врачебной помощи не нуждались и все необходимое получили именно на сестринском посту. В результате у участкового терапевта стало гораздо больше времени на каждого пациента, - объясняет главный врач поликлиники Сергей Бредихин.

- За эти полгода здесь все изменилось. Я часто бываю в поликлинике. Теперь не надо просиживать часами у кабинета. Вот, видите - "в очереди" я одна. А на приеме у врача мы сможем подробно обсудить мое состояние и варианты лечения. Но главное, теперь заходишь в поликлинику - и тебя тут же "подхватывает" медперсонал и помогает правильно сориентироваться. Раньше такого не было, - признается у кабинета врача общей практики Людмила Захарова.

Работу участкового врача также значительно разгрузила мобильная бригада, которая выезжает к пациентам на все неотложные случаи.

Врач общей практики потом придет сюда же, но уже для более подробного осмотра пациента.

- Надо отдать должное самим воронежцам - проект "Моя поликлиника" заработал благодаря их конкретным предложениям. Да, это хорошо реализуется в таких крупных поликлиниках. Например, с каждым врачом общей практики должно работать две медсестры. Все вместе они загружены рутинной работой вокруг одного пациента. Измерить давление, температуру, сделать ЭКГ - и на все это уходит время отдельного врачебного приема. А другие пациенты сидят в очереди. Мы решили этих медсестер задействовать более рациоВ­нально. Создали сестринский пост на шесть-восемь участков, где проходит вся доврачебная подготовка. Все это колоссальный труд длиною в полгода. Появившийся опыт теперь будем внедрять в остальных поликлиниках региона. Конечно, везде одинаково не получится, потому что есть совсем маленькие поликлиники, есть очень сложные участки, и там совсем другие возможности.Финансовых ресурсов на такую реорганизацию у нас пока нет, - пояснил руководитель областного департамента здравоохранения Александр Щукин.

По оценке руководителя облздрава, выезд патронажной службы на дом к пожилому или тяжело больному человеку, а также пост дежурного врача и медсестер уже сейчас можно внедрять повсеместно. Даже на самых сложных амбулаторных участках - в "Шиловской" амбулатории, в 22-й поликлинике в Масловке, в 5-й детской и 11-й взрослой поликлиниках Железнодорожного района.

"Стало еще сложнее"

Врачебная амбулатория городской поликлиники N7, поселок Тенистый. 5 вечера.

На столе в маленьком холле по старинке разложены журналы самозаписи к участковым терапевтам и врачам общей практики. Раздевалка уже закрыта, и люди в очереди к врачу держат в руках куртки и пальто. Очередь действительно есть - девять человек, хотя в листе самозаписи прием расписан по минутам. В самой амбулатории не хватает трех врачей. И очень тяжело попасть на прием к узкому специалисту в головной поликлинике - утверждают пациенты.

- Наша поликлиника вошла в новый проект, но мы никаких реформ на себе пока не ощутили. Как было невозможно попасть к узкому специалисту - так и осталось. Я уже больше месяца пытаюсь обойти всех врачей, потому что для получения инвалидности поджимают сроки медико-социальной экспертизы. Буду проходить платно, - делится своими проблемами очередник Антон Орищенко.

- Единственное улучшение, которое мы отметили - теперь нет предварительной записи и очередей на утренний забор крови. Все остальное стало еще сложнее. С моим хроническим заболеванием я должна регулярно наблюдаться у кардиолога и эндокринолога. Раньше после всех анализов я получала направление к ним у своего терапевта. Теперь - только в регистратуре. А здесь талоны к узким специалистам теперь выдаются раз в неделю по четвергам. Я пришла в 7.30 - у регистратуры уже очередь. Люди ее занимают с 6.30, и к кардиологу на всех - три талона. Но по состоянию здоровья я не могу так долго выстаивать. В результате три недели подряд талончик к кардиологу мне не доставался. Мой терапевт мне говорит: "У вас же есть родственники? Вот пусть они и стоят с шести утра!" Да, у меня два сына, но они работают. Только после похода к заведующей амбулаторией мне достался наконец талончик. Через месяц мытарств. А на УЗИ щитовидной железы добиваюсь талона уже три недели. "Это стоит 300 руб., недорого. Так что можете и платно сделать, чтоб не ждать", - сказала мне в очередной раз мой терапевт. Но ведь это несложная процедура, делается в нашей же поликлинике. А я живу на пенсию, - рассказывает Надежда Петрова.

Лучше меньше, да лучше?

8-я городская поликлиника, улица Чапаева, 9.30 утра.

Маленькая поликлиника в пилотный проект не вошла. Но возле окошка регистратора стоят всего два человека. Еще по два - в очереди на прием и шесть - в процедурный кабинет. В поликлинике работают четыре хирурга, три невролога, по два ЛОР-врача, уролога, кардиолога, эндокринолога, есть свой онколог. На прием к ним можно попасть сразу или в считанные дни.

- Возможно, нам проще как раз потому, что поликлиника небольшая, всего 43 тыс. прикрепленного населения, а кадры - старейшие, - поясняет главврач Людмила Просветова.

Сами пациенты говорят о сложностях с диагностическими обследованиями, потому что в поликлинике не хватает оборудования. Или из-за наплыва "организованных" старшеклассников бывает вдруг сложно сделать флюорографию. Или - в поликлинике есть даже дерматовенеролог, а пациентку послали к нему на платный прием.

- Не знаю почему, но сказали, что попасть можно только платно. 280 руб. - не так уж дорого, и я согласилась, - говорит, не называя себя, пациентка у окошка платных услуг.

Людмила Просветова пояснила "Берегу", что в поликлинике работает дерматолог на четверть ставки и только по платным услугам, так как в штатном расписании эта должность не предусмотрена. А если бесплатно - то напрямую в областной профильный диспансер.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Наталья НЕХАЕНКО, заместитель руководителя департамента здравоохранения Воронежской области:

- Есть узкие специалисты, к которым пациент может записаться самостоятельно через электронную регистратуру. Но есть такие, которые принимают только по направлению врача общей практики. В любом случае, если в поликлинике нужного специалиста нет, то участковый врач обязан направить пациента на прием в областной диагностический центр или в поликлинику ОКБ N1, где предусмотрены квоты для каждой поликлиники. И эти квоты для пациентов их поликлиниками до конца не используются. То есть люди гораздо чаще приходят сюда сами, на платный прием, чем их посылают участковые врачи. Это неправильно. Любая срочная и плановая помощь, предусмотренная полисом ОМС, должна быть оказана пациенту бесплатно. Сроки ожидания плановой помощи не должны превышать один месяц. Даже если у поликлиники нет такой возможности, она обязана заключить договор с другим лечебным учреждением и направить туда пациента. Тот же принцип - и с направлением на все виды обследований. Если врач предлагает пациенту пройти эти обследования платно, надо сразу обращаться к главному врачу или напрямую в департамент здравоохранения.

В ТЕМУ

Работа в новом режиме по модели четырех пилотных поликлиник запустится во всех поликлиниках Воронежской области до конца 2018 года. Конечно, масштаб реформ 4-й поликлиники будет доступен не всем. Что-то предстоит перенять только частично. Например, в маленькой 8-й поликлинике уже в этом году должен заработать сестринский пост, где будет вестись запись к узким специалистам, выдаваться справки, направления на обследования, минуя прием к участковому терапевту.А пока об отношении воронежцев к своим поликлиникам по месту жительства можно судить по разнообразию частных клиник и диагностических центров, которые не пустуют. И если б они не пользовались спросом, то и не процветали бы - за счет средств рядовых и совсем не богатых воронежцев.