10..12 С
Давление: 742..744 мм рт.ст.
Ветер: Юго-Восточный 4 м/с
 
92.2628
99.7057
 
 
 
Сегодня: 28 марта 2024  

В Воронеже вышел роман на военную тему. Фактура - местная

21.04.2017

В народном музее Сергея Есенина прошла весьма занимательная презентация романа "Белое горе красных гор". Автор Михаил Калашников - не так давно, но уверенно и сразу - вошел в круг воронежских литераторов.

Со своей темой, своим "голосом" и манерой письма в сложном жанре исторического романа.

Интерес к истории

По словам Михаила Калашникова, интерес к истории возник в 5-м классе средней школы - благодаря учителю. Кравец Валерий Владимирович умел образно и увлекательно донести предмет, вел и археологический кружок, летом возил ребят в экспедиции по области.

Михаил на собственном опыте понял, как трудно дается этой науке каждое, казалось бы, незначительное открытие. Пытливый школьник зачитывался историческими романами: такие авторы, как Пикуль, Шолохов, Васильев, сменяли друг друга на книжной полке.

Страсть к творчеству

К окончанию вуза Михаил Калашников ощутил желание обрести свой голос. По его словам - "писательский зуд". Первый опыт - описание фронтового пути родного деда. За ним последовали художественные рассказы по теме Великой Отечественной. Эти рассказы оценил и помог издать земляк, Владимир Яковлевич Евтушенко, тоже уроженец придонского села Белогорье, член Союза писателей, бывший редактор газеты "Коммуна". Так появился первый небольшой сборник "Бойцы переднего края".

Малая родина в трагедии 1942 года

После первой удачи Михаилу Калашникову, по его словам, захотелось поднять тему, которая с раннего детства звучала в его окружении и тревожила. На различных семейных торжествах, на сельских поминках, когда собираются люди с разных улиц, пожилые вспоминают свою молодость, яркие эпизоды прошлого. Чаще всего эти воспоминания касались полугодовалой оккупации села Белогорье немецкими войсками и их сателлитами - тяжелейшего периода в жизни земляков и предков.

Автор сложил рассказы земляков в единую масВ­штабную картину. Яркое, но и трагичное полотно лета 1942 - зимы 1943 в Подонье, как он это увидел.

По признанию Калашникова, в детстве и юности он стеснялся целенаправленно обращаться к пожилым людям, чтобы записать их воспоминания. А когда твердо решил собирать материал для повести, то понял, что сильно опоздал. Люди, которым в то время было от 20-ти до 30-ти, уже ушли от нас, а "дети войны", которых пришлось опрашивать, помнили мало. Да и "детей войны" в селе в живых осталось не более двух десятков человек.

Потому в повести, помимо реально существовавших персонажей, появились и вымышленные герои. Но, по словам Михаила Калашникова, любого рода фальсификаций и искажений исторической действительности ради красоты и закрученности сюжета он сознательно избегал.

Повесть получила название "От Купалы до Крещения". Это те временные рамки, в которых село Белогорье находилось под пятой оккупанта.

Книгу удалось издать на собственные средства в 2014 г. малым тиражом в 30 экз. Но она сразу же получила признание. По словам земляков Михаила, которые сейчас пришли на презентацию романа, повесть "От Купалы…" до сих пор читают, рекомендуют друзьям, передают экземпляры из рук в руки в областном центре и в районах Подонья.

Крупное полотно

И сразу же была задумана новая книга, которая обещала другой масштаб, более широкие временные рамки и географию. Ее основу опять определили не авторские "фантазии" на тему истории (таких сочинений много сейчас пылится в книжных магазинах), а конкретная правдивая фактура.

Повезло Михаилу Калашникову (кто ищет - тот всегда найдет): один из старожилов села Белогорье смог описать свою жизнь, начиная с 90-х годов позапрошлого века и заканчивая серединой века двадцатого. Это Тихон Васильевич Калашников (1894-1977), работавший волостным переписчиком, писарем в красноармейском полку, библиотекарем и сельским учителем. Костяк романа "Белое горе красных гор" составили найденные мемуары, собранные материалы о людях, упомянутых Тихоном Васильевичем в его "Летописи", и семейные воспоминания.

В соответствии с зигзагами человеческих судеб в ходе революционных событий сюжетные линии из российской глубинки тянутся в Петроград, на русско-германский и русско-турецкий фронты. К реальным персонажам добавляются вымышленные.

Михаил Калашников сам называет круг авторов, на высокий пример которых равнялся. По его мнению, в 1920-е годы, до наступления тяжелых идеологических времен, советские писатели успели оставить монументальный пласт о правдивой действительности революции и Гражданской войны. Это "Белая гвардия" и "Россия, кровью умытая", это "Конармия" и "Окаянные дни", это "Чевенгур" и "Бег".

Призыв к размышлению

Главная мысль последнего романа - революция в том виде (как и любая война) не должна повториться. Не стоит искать главного героя - это сама революция, бушующая эпоха, мятущееся время. По признанию Михаила, он пытался избежать авторской оценки событий, объективно донести атмосферу революции, ее дыхание, удерживаясь от выводов.

В продолжении, которое сейчас в работе, все герои, как вымышленные, так и реально существовавшие, должны волею судеб сталкиваться на дорогах Гражданской войны, оказывать влияние друг на друга.

Слагаемые успеха

Выступивший на презентации замредактора журнала "Подъем" Вячеслав Лютый подчеркнул, что Михаил Калашников появился в литературе столицы Черноземья как-то "сразу", и не как "ученик", а как сложившийся автор. Все в наличии - образность, язык, ощутимые твердые принципы автора, которые он, однако, не навязывает читателю, а приглашает к размышлению. Вячеслав Лютый отметил "звериное чутье" Калашникова на верные пропорции литературной формы, исторического содержания и захватывающего действия.

Меня же самого привлек, помимо всего, прямо ласкающий ухо в век СМС образный русский язык у относительно молодого человека. И связь с корнями, которую он всегда подчеркивает - село Белогорье на берегу Дона с красивыми пейзажами, широкими видами, меловыми пещерами.

Остается пожелать автору - удачи!